25 апреля 2024 года
Финансы — 07 июля 2016

Хабаровский край: субсидии на софинансирование и выравнивание бюджетной обеспеченности

Хабаровский край

Версия для печати 2257 Материалы по теме
Правительство Хабаровского края
Хабаровский край: субсидии на софинансирование и выравнивание бюджетной обеспеченности

В июльском номере журнала "Бюджет" опубликована статья заместителя председателя Правительства Хабаровского края — министра финансов Александра Кацубы, посвященная межбюджетным отношениям в регионе. Мы размещаем часть материала, посвященную выравниванию бюджетной обеспеченности и выделению муниципальным бюджетам субсидий на условиях софинансирования.


Выравнивание бюджетной обеспеченности

Правительство края систематически реализует мероприятия, обеспечивающие стабильное исполнение местных бюджетов по доходам. Министерства координируют деятельность бюджетообразующих предприятий по выполнению производственных показателей, загрузке их мощностей, уплате налогов в бюджет, погашению недоимки, взаимодействию с федеральными органами власти, являющимися главными администраторами доходов. Однако указанных мер недостаточно для того, чтобы создать органам местного самоуправления равные условия исполнения полномочий. 

Материал целиком опубликован в июльском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

В связи с географическими и историческими особенностями края, труднодоступностью отдельных районов, концентрацией населения и производственных мощностей в городах муниципальные образования сильно отличаются друг от друга по своему налоговому потенциалу и бюджетной обеспеченности. Поэтому в крае реализуется подпрограмма «Поддержка устойчивого исполнения местных бюджетов и содействие повышению качества управления муниципальными финансами» государственной программы «Управление государственными финансами Хабаровского края», основные мероприятия которой направлены на обеспечение равных условий для выполнения органами местного самоуправления края своих полномочий.

В рамках подпрограммы действует механизм выравнивания бюджетной обеспеченности. Выравнивание происходит в два этапа. На первом этапе распределяются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в соответствии с единой законодательно утвержденной методикой. На 2016 год расчетный объем дотаций составил 4,29 миллиарда рублей. Выделение этих средств позволило сократить разрыв в уровне бюджетной обеспеченности городских округов и муниципальных районов края более чем в семь раз. Соотношение среднего уровня расчетной бюджетной обеспеченности пяти наиболее и пяти наименее обеспеченных муниципальных образований снижено с 7,3 до 1,6 раза.

Основная доля распределенных дотаций по согласованию с представительными органами местного самоуправления заменяется дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ. Данная мера стимулирует местные администрации к более активной работе с налогоплательщиками, в том числе по выявлению неформальной занятости, так как в соответствии с бюджетным законодательством дополнительные доходы от налога, поступившие сверх расчетного объема дотации, остаются в местном бюджете. В 2015 году эта работа позволила отдельным муниципальным районам привлечь в свои бюджеты 121 миллион рублей дополнительных доходов.

Второй этап заключается в распределении субсидий на выравнивание обеспеченности муниципальных образований на реализацию ими отдельных расходных обязательств. При этом учитывается необходимость сохранения доходной базы местных бюджетов на уровне не ниже предыдущего года, в том числе принимаются во внимание перераспределяемые федеральным законодательством полномочия между краевым и местным уровнями власти. В 2016 году на эти цели будет направлено 2,35 миллиарда рублей.

Кроме того, в краевом бюджете ежегодно резервируются средства для обеспечения сбалансированности местных бюджетов, и региональное правительство отслеживает ситуации, когда муниципалитетам реально необходима дополнительная помощь. Если у муниципального образования возникают объективные трудности при исполнении бюджета, наличие резерва позволяет обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и осуществлять первоочередные расходы. В течение 2015 года дополнительная финансовая помощь местным бюджетам была оказана в объеме 1,11 миллиарда рублей.

Субсидии на условиях софинансирования

Важным и эффективным инструментом решения вопросов местного значения также являются субсидии, предоставляемые муниципальным образованиям на реализацию их отдельных расходных обязательств на условиях софинансирования. Перечень данных расходных обязательств ежегодно определяется на этапе формирования краевого бюджета в соответствии с положениями послания Президента РФ Федеральному собранию, стратегии социального и экономического развития края, основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края на плановый период, а также в соответствии с мероприятиями, предусмотренными государственными программами края.

Каждой субсидии соответствует целевой показатель результативности ее предоставления. Значения показателей закрепляются нормативным правовым актом правительства края. Степень выполнения данных показателей отражает эффективность софинансирования расходных обязательств муниципальных образований и позволяет принимать решение о целесообразности дальнейшего предоставления субсидий.

Среди основных направлений софинансирования — капитальное строительство, дорожная деятельность, капитальный ремонт многоквартирных домов и коммунальных объектов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с дорожными картами по выполнению майских указов Президента РФ. В 2015 году при софинансировании из краевого бюджета завершено строительство семи детских садов, семи спортивных объектов, трех котельных, отремонтировано 57 коммунальных объектов, введено в эксплуатацию 15 жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. На 2016 год в краевом бюджете предусмотрено субсидий местным бюджетам в объеме 2,75 миллиарда рублей, из них субсидии инвестиционного характера — 1,43 миллиарда рублей.

В послании Президента РФ Федеральному собранию особое внимание уделено необходимости концентрации ресурсов на решении инфраструктурных проблем города Комсомольска-на-Амуре. Для выполнения данного поручения Правительство РФ утвердило долгосрочный план комплексного социально-экономического развития города, предусматривающий предоставление субсидий за счет федерального и краевого бюджетов, в том числе на 2016 год в сумме 693 миллиона рублей.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно