Версия для печати 1936 Материалы по теме
В Москве объявлены итоги муниципального конкурса

В Москве состоялась конференция «Бюджетная политика муниципальных образований в современных условиях», на которой были подведены итоги IX Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России
в сфере управления общественными финансами».

Четверо лучших

Победителями конкурса были признаны город Коломна Московской области, Семеновский городской округ Нижегородской области, Безенчукский район Самарской области и Гаврилов-Ямский район Ярославской области. Всего в девятом по счету конкурсе, который был учрежден журналом «Бюджет» совместно с Сообществом финансистов России в 2007 году и проводится при поддержке Совета Федерации, приняли участие 84 городских округа и 117 муниципальных районов. При их оценке учитывались результаты работы местных администраций в 2015 году.

Система оценки включала более 60 показателей, характеризующих политику муниципалитетов в области бюджетных доходов и расходов, эффективность управления муниципальной собственностью, качество долговой политики, степень открытости деятельности местных финансовых органов, соблюдение требований бюджетного законодательства и ряд других направлений. Следует отметить, что в 2016 году в конкурсе впервые участвовали муниципальные образования, представляющие Республику Крым: города Симферополь и Ялта, а также Красноперекопский район.

К подведению итогов конкурса традиционно была приурочена конференция, на которой муниципальные и региональные финансисты обсудили проблемы местных бюджетов. Перед собравшимися выступило и несколько докладчиков федерального уровня.

Главным партнером конкурса и конференции выступил СМП Банк, стратегическим партнером — Компания БФТ, официальным партнером — НПО «Криста», партнером — НПО «САПФИР».

Роль местных налогов растет

Председатель Совета Сообщества финансистов России, заместитель председателя комитета Государственной думы по бюджету и налогам Н. С. Максимова сделала краткий обзор основных новаций в законодательстве, затрагивающих интересы местного самоуправления. Максимова констатировала, что, хотя пресловутое укрепление доходной базы местных бюджетов идет медленно, все же в последние три года здесь произошли определенные подвижки. В числе значимых достижений депутат назвала главу Налогового кодекса по патентной системе налогообложения, увеличение отчислений от «упрощенки» и сельхозналога, а также рост поступлений по имущественным налогам. Если в 2005–2012 годах доля местных налогов в общем объеме доходов местных бюджетов практически не менялась и составляла порядка 5%, то по итогам 2015 года она достигла почти 19% (16,4% приходится на налог на имущество физлиц, еще 2,6% — на земельный налог). Максимова напомнила, что при исчислении налогов кадастровая оценка земли используется с 2005 года, имущества организаций — с 2014 года. С 2015 года закон позволяет применять кадастровую стоимость и к налогообложению имущества физических лиц (48 субъектов РФ уже ввели в действие соответствующие нормы).

Уже пять лет СМП Банк выступает партнером конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». И наше ежегодное участие в этом мероприятии не случайно — мы уверены, что для обеспечения стабильного экономического роста необходимо прежде всего выстроить эффективное управление и качественное развитие на уровне муниципальных образований.

Банк специально учредил номинацию «За лучшее управление муниципальным долгом», чтобы иметь возможность отметить лучшие практики в привлечении и использовании кредитных ресурсов. В этом году победителем в этой спецноминации стал город Иваново. Мы поздравляем коллег, которые продемонстрировали отличное качество управления долговыми обязательствами и, даже несмотря на сжатие рынка, сумели эффективно воспользоваться существующими возможностями.

В этом году многие муниципальные образования столкнулись с новыми вызовами и неординарными задачами при привлечении кредитов от коммерческих банков, что заставило местные органы власти менять подходы к управлению финансами. Однако приятно отметить, что муниципалитеты обеспечивают качественное планирование бюджета, что позволяет им повысить эффективность использования ресурсов.

Анализируя материалы участников конкурса, мы убеждаемся в огромном потенциале, которым обладают муниципальные образования. Уверены, что он позволит им в ближайшей перспективе достичь намеченных целей. В свою очередь, СМП Банк готов предоставить современные финансовые инструменты для решения как текущих, так и перспективных задач. Также хочется выразить благодарность журналу «Бюджет» за прекрасную организацию конкурса и тот огромный вклад, который он вносит, поддерживая эту площадку для дискуссий и обмена опытом.

Т. А. ГЕРАСИМОВА, вице-президент АО «СМП Банк»

Говоря об известных нареканиях в адрес процедуры кадастровой оценки земель, Максимова отметила, что только в 2015 году бюджетная система недосчиталась около 60 миллиардов рублей из-за уменьшения кадастровой стоимости в результате обжалования со стороны налогоплательщиков. Депутат поддержала правительственную инициативу о создании института государственной оценки земель. Она подчеркнула, что в случае принятия соответствующего законопроекта каждый субъект РФ должен будет создать бюджетное учреждение, выполняющее функции оценщика и аккумулирующее всю информацию по оценке собственности.

Приоритеты бюджетной политики

Директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС А. Н. Дерюгин отметил, что показатели, характеризующие долю расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в ВВП страны, в 2015 году продемонстрировали абсолютный минимум за всю историю независимой России (менее 12% ВВП). Доходы также оказались вблизи минимальной отметки (около 11,5%). По итогам 2016 года эти показатели могут оказаться еще ниже.

Кроме того, если общие номинальные расходы федерального бюджета в 2011–2016 годах выросли примерно в полтора раза, то расходы на межбюджетные трансферты общего характера — всего на 3%. Почти двукратно увеличив расходы на силовой блок — оборону, безопасность, правоохранительную деятельность и так далее, Федерация также сэкономила на основных социальных статьях — образовании, здравоохранении, культуре (например, номинальные расходы на соцобеспечение за этот период увеличились всего на 16%). «Бюджетные стратегии развитых стран предполагают как раз увеличение расходов на образование, здравоохранение и инфраструктуру. Расчетами подтверждается, что вложения в эти отрасли дают как краткосрочный, так и долгосрочный положительный эффект на темпы роста ВВП в отличие от увеличения расходов на оборону. Основной аргумент состоит в том, что именно в кризис необходимо работать над повышением качества человеческого капитала, потому что в будущем оно даст рост производительности труда и, как следствие, более высокие темпы роста экономики», — отметил Дерюгин.

По мнению эксперта, без существенного роста нефтяных цен Федерация в ближайшие годы не сможет серьезно помогать субъектам РФ. Следовательно, чтобы расширить возможности регионов по оказанию поддержки местным бюджетам, необходимо провести либерализацию законодательства о межбюджетных отношениях, исключив из него ряд излишне жестких требований, мешающих субъектам гибко распоряжаться своими скромными ресурсами.

В частности, эксперты Центра предлагают превратить обязанность муниципальных районов по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений в право, а основным ответственным за это направление сделать субъекты РФ. Кроме того, предложено предусмотреть возможность установления различных критериев выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности городских поселений, сельских поселений и внутригородских районов при распределении соответствующих дотаций. Также Дерюгин предложил предоставить регионам право замещения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов дополнительными нормативами отчисления от любых налогов, зачисляемых в бюджет субъектов РФ.

Работа над новым БК РФ ускорится

Начальник отдела бюджетного законодательства департамента бюджетной политики Минфина России М. М. Шамьюнов сделал краткую презентацию актуальной версии проекта нового Бюджетного кодекса. Чиновник признал, что работа над документом несколько затянулась, но пообещал, что в самое ближайшее время она будет форсирована. По оптимистичным оценкам, в середине июля текущего года начнется широкое обсуждение проекта новой редакции, в частности текст наконец будет направлен на согласование в федеральные органы власти.

«Мы хотим завершить работу по консолидации этого документа. Любой кодекс — это свод норм, объединенных общей миссией, общим предметом. По ряду причин, в том числе объективных, эта работа не была завершена к 2000 году, когда БК вступил в силу», — отметил Шамьюнов. Так, в Бюджетный кодекс не был погружен Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», что и планируется исправить в рамках работы над новой редакцией кодекса. Кроме того, за прошедшие 16 лет появилось большое количество законов, которые не вносили изменения в БК, но в то же время содержали нормы бюджетного права, ныне систематически применяющиеся в рамках бюджетного процесса. В первую очередь это касается Закона № 83‑ФЗ. Все эти нормы тоже нуждаются в кодификации, заявил Шамьюнов.

Отдельный вопрос — обеспечение стабильности кодекса. Сейчас в БК РФ поправки вносятся ежегодно в среднем семью федеральными законами, и такая подвижность негативно сказывается на работе 25 тысяч публично-правовых образований, занимающихся разработкой бюджетов и подготовкой бюджетной отчетности. Авторы новой редакции хотят добиться того, чтобы кодекс правился не чаще одного раза в два-три года.

Практика инициативного бюджетирования

Руководитель Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Минфина России В. В. Вагин провел экспресс-курс по российским практикам, связанным с вовлечением граждан в принятие бюджетных решений. По словам эксперта, у России, которая начала использовать соответствующий международный опыт несколько лет назад, есть целый ряд особенностей — в частности, значительное разнообразие практик инициативного бюджетирования. «Далеко не все страны, даже те, кто много лет идет по этому пути, могут похвастаться таким разнообразием. Кроме того, у нас есть профессиональные проектные центры. Есть и другая важная черта — эффективный процесс софинансирования гражданами проектов инициативного бюджетирования», — подчеркнул Вагин.

Основным каналом для продвижения инициативного бюджетирования сегодня остается программа поддержки местных инициатив Всемирного банка, стартовавшая в 2007 году, — между этой структурой и Минфином России заключено соглашение об обучении консультантов и создании проектных центров. Другим заметным проектом в этой области является программа народных инициатив, которая внедрялась при поддержке «Единой России» и ОНФ в 2010–2011 годах. По некоторым данным, в ее рамках на различные проекты было распределено свыше 80 миллиардов рублей. Правда, в конечном счете она прижилась лишь в трех-четырех субъектах РФ.

Наконец, Европейский университет в Санкт-Петербурге пытается внедрить классические мировые практики партиципаторного бюджетирования в некоторых городах северо-запада России, в частности в Сосновом Бору Ленинградской области, Череповце, городах Кировской области. По мнению Вагина, они неплохо прижились и продолжают развиваться. Всего насчитывается порядка полутора десятков регионов, применяющих все перечисленные практики.

Изменившиеся за последние годы внешние реалии бросили вызов современной российской экономике, и она все еще находится в процессе адаптации к новым условиям. Сегодня на первый план выходит решение вопросов оптимизации расходов местных бюджетов и мобилизации доходов. Эта тема, пожалуй, является одной из самых острых для муниципалитетов, чем и объясняется пристальное внимание финансистов России к конференции «Бюджетная политика муниципальных образований в современных условиях».

Как повысить доходную базу местных бюджетов? Один из основных источников — это налоговые и неналоговые доходы от использования имущества. Как показывает практика, качество работы органов местного самоуправления во многом определяется тем, насколько эффективно муниципальные образования распоряжаются своими земельно-имущественными ресурсами. Очевидно, что гарантированный рост поступлений в бюджеты возможен при качественном учете земельно-имущественного фонда, автоматизации учета объектов собственности, организации оперативного контроля и мониторинга эффективности использования муниципального имущества. Все эти меры позволят вовлечь земельные участки в экономический оборот.

Мы всегда готовы оказать муниципалитетам необходимую поддержку по этим и многим другим актуальным вопросам муниципального управления. Наша совместная работа находит признание экспертов, и итоги IX Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» еще раз это подтвердили.

А. Н. МОНОСОВ, генеральный директор Компании «Бюджетные и Финансовые Технологии»

Во времена экономической нестабильности у органов государственной власти есть только два пути развития: сокращать расходы или становиться эффективнее. Наряду с очевидным подходом, связанным с оптимизацией расходов региональных и местных бюджетов и мобилизацией всех видов доходов, приветствуются и более тонкие механизмы настройки. Первый из них — тесная интеграция стратегического и бюджетного планирования, позволяющая взаимоувязать документы стратегического развития, планы мероприятий по их реализации с государственными и муниципальными программами и, соответственно, с бюджетным планированием. Уже сейчас просматривается тенденция, в соответствии с которой государственные программы плавно, в течение ближайших лет, трансформируются в проектные методы управления финансами — как на уровне регионов, так и на уровне местного самоуправления. Проектное управление — современный мировой подход, который, с одной стороны, формирует новые компетенции органов власти, а с другой — вовлекает людей в лучшие проектные практики государственного и муниципального управления. На уровне руководства страны проектное управление определено в качестве одного из основных инструментов эффективного управления в органах государственной власти. Необходимо создание проектных офисов в каждом регионе РФ.

Таким образом, проведенное мероприятие, продемонстрировавшее поразительно широкий охват участников, номинантов и лауреатов конкурса, было полезным для обсуждения проблематики именно повышения эффективности программно-целевого принципа на разных уровнях бюджетной системы страны.

К. В. ЗБЫКОВСКИЙ, директор по развитию НПО «САПФИР»

Призеры и победители в номинациях IX Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

ПРИЗЕРЫ

Диплом I степени

Городской округ Коломна

Московская область

Городской округ Семеновский

Нижегородская область

Муниципальный район Безенчукский

Самарская область

Гаврилов-Ямский муниципальный район

Ярославская область

Диплом II степени

Город Омск

Омская область

Сорочинский городской округ

Оренбургская область

Нефтеюганский район

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Ипатовский муниципальный район

Ставропольский край

Диплом III степени

Город Барнаул

Алтайский край

Город Железногорск

Курская область

Буденновский муниципальный район

Ставропольский край

Одинцовский муниципальный район

Московская область

Город Медногорск

Оренбургская область

ПОБЕДИТЕЛИ В НОМИНАЦИЯХ

Номинация «За высокое качество управления бюджетными доходами и муниципальной собственностью»

Город Апатиты

Мурманская область

Город Хабаровск

Хабаровский край

Коломенский муниципальный район

Московская область

Предгорный муниципальный район

Ставропольский край

Номинация «За высокое качество планирования и исполнения бюджета»

Город Оренбург

Оренбургская область

Новокубанский район

Краснодарский край

Крутинский муниципальный район

Омская область

Номинация «За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг»

Город Чебоксары

Чувашская Республика

Городской округ Сыктывкар

Республика Коми

Ивановский район

Амурская область

Кировский муниципальный район

Ленинградская область

Хлевенский муниципальный район

Липецкая область

Номинация «За открытость и прозрачность управления финансами»

Город Пермь

Пермский край

Город Томск

Томская область

Город Саяногорск

Республика Хакасия

Город Губкинский

Ямало-Ненецкий автономный округ

Даровской муниципальный район

Кировская область

Номинация «За лучшую организацию работы с кадрами»

Город Орск

Оренбургская область

Город Уфа

Республика Башкортостан

Город Химки

Московская область

Батыревский район

Чувашская Республика

Комсомольский муниципальный район

Хабаровский край

Специальная номинация «Лучшее закрытое административно-территориальное образование»

ЗАТО Александровск

Мурманская область

Специальная номинация «За лучшую практику управления муниципальным долгом»

Город Иваново

Ивановская область

Специальная номинация «За лучшую практику управления общественными финансами»

Город Химки

Московская область

Одинцовский муниципальный район

Московская область

Городской округ Коломна

Московская область

М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться