В Москве прошло заседание муниципальной секции НП «Сообщество финансистов России», посвященное проблемам финансового обеспечения МСУ, опыту реализации инфраструктурных проектов на условиях ГЧП, а также другим актуальным вопросам местного уровня.
Законодательные новации
Председатель Совета НП «Сообщество финансистов России», заместитель председателя комитета Государственной думы по бюджету и налогам Н. С. Максимова ознакомила собравшихся с последними решениями, принятыми Госдумой РФ в весеннюю сессию.
В частности, в первом чтении принят закон о преобразовании Фонда содействия развитию жилищного строительства в Единый институт развития в жилищной сфере. В собственность новой структуре будут переданы земельные участки и уставный капитал фонда.
Максимальная зарплата руководителей ГУП, МУП и государственных муниципальных учреждений теперь будет зависеть от уровня средней зарплаты в этих организациях. Соответствующим законопроектом предусматривается обязательное введение размеров соотношения между среднемесячной зарплатой руководителей, их заместителей и главбухов и среднемесячной зарплатой работников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов ОМС. Предельный уровень соотношения зарплат устанавливается госорганом, органом МСУ или организацией, осуществляющей функции и полномочия учредителя.
В первом чтении Государственной думой принят законопроект о государственной кадастровой оценке, который запускает процесс создания в каждом регионе государственных бюджетных учреждений, к функциям которых будет относиться кадастровая оценка и накопление всей необходимой для нее информации. Как отметила И. М. Филиппова, начальник отдела нормативного правового регулирования оценочной деятельности Минэкономразвития России, в стране существует порядка 150 миллионов объектов недвижимости, которые стоят на кадастровом учете, но о которых нет точной информации. Рыночный оценщик, который приходит в субъект раз в несколько лет на короткий промежуток времени, физически не в состоянии собрать все необходимые для определения кадастровой стоимости данные.
Проекты и планы
Говоря о проблемах финансового обеспечения местных бюджетов, заместитель начальника отдела муниципальных образований департамента межбюджетных отношений Минфина России И. И. Скляр сообщила, что органам государственной власти Российской Федерации предстоит ускорить разработку и (или) принятие проектов федеральных законов, способствующих оптимизации расходов и укреплению доходной базы местных бюджетов. Речь идет о таких проектах, как:
- законопроект №
961795-6 «О внесении изменений в статьи 39.2 и 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона „О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“», принятый 26 февраля 2016 года в первом чтении Государственной думой; - проект федерального закона, предусматривающего введение в законодательство о местном самоуправлении норм, расширяющих возможность введения самообложения граждан не только во всем муниципальном образовании, но и на отдельной его территории, и обязательность уплаты;
- проект федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131‑ФЗ в части совершенствования организации местного самоуправления;
- проект новой редакции Бюджетного кодекса, призванного в том числе усовершенствовать межбюджетные отношения на региональном и муниципальном уровнях.
В рамках совершенствования межбюджетных отношений на федеральном уровне ожидается объединение и укрупнение субсидий (это поможет исключить распыление государственной поддержки), а также оптимизация отдельных иных межбюджетных трансфертов и их перевод в форму субсидий. Кроме того, будет осуществлено закрепление на постоянной основе за субъектами РФ «функциональных» полномочий Российской Федерации, финансовое обеспечение которых в настоящее время осуществляется за счет субвенций.
Также в новой редакции Бюджетного кодекса будет предусмотрена возможность передачи по решению субъекта РФ (муниципального района или городского округа с внутригородским делением) в местные бюджеты отдельных неналоговых доходов по единым нормативам отчислений:
- от отдельных административных штрафов;
- от платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- от платы за аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
- от платы за пользование водными объектами в собственности субъектов РФ.
Помимо перечисленного ожидается перераспределение доходов от штрафов между федеральным, региональным и местными бюджетами (за исключением нарушений налогового, бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе).
Государственно-частное партнерство
Актуальную для муниципалов тему ГЧП поднял заместитель главы администрации города Ростова-на-Дону — начальник Муниципального казначейства А. В. Максимов. По его словам, сужение финансовых возможностей бюджета города стимулирует администрацию к более активному поиску альтернативных финансовых источников, которыми на сегодняшний день являются частные инвестиции. Сегодня в городе на условиях ГЧП при поддержке Инвестиционного фонда Российской Федерации реализуется два инфраструктурных проекта — «Чистый Дон» стоимостью 4,5 миллиарда рублей и «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» стоимостью 37 миллиардов рублей.
Как отметил Максимов, реализация только первого этапа комплексной программы дала мощный мультипликативный эффект. Город не только улучшил качество водоснабжения, но и расширил свои возможности по объему ввода жилья до одного миллиона квадратных метров в год.
Заключены и реализуются концессионные соглашения по реконструкции и благоустройству набережной реки Дон, а также двух парков культуры и отдыха. Намечена передача в концессию еще двух парков. Согласно условиям соглашений бюджет города не несет расходов на объекты, при этом население получает комплекс современных услуг.
Наболевшая тема всех мегаполисов — организация паркингов. Администрацией города проведен конкурс по выбору инвестора, который за свой счет обеспечивает в центре города установку и работу платных парковок. Сумма инвестиций составит 583 миллиона рублей.
Директор по развитию НПО «САПФИР» К. В. Збыковский продолжил тему реализации инфраструктурных проектов на условиях ГЧП, рассказав о том, как в Свердловской области происходит координация деятельности Министерства финансов и Министерства инвестиций и развития.
Муниципальный контроль
«Нигде не написано, что муниципальный финансовый контроль и муниципальный контроль — это разные виды контроля. Первое — это подвид второго, то есть это муниципальный контроль, который органы МСУ осуществляют в соответствии с БК РФ», — отметил А. А. Максимов, начальник управления финансов администрации Навашинского района Нижегородской области.
Опираясь на часть 3.1 статьи 1 Закона от 26 декабря 2008 года № 294‑ФЗ, можно сделать вывод о том, что органы МСУ при осуществлении муниципального финконтроля (включая внешний финконтроль) должны соблюдать требования данного закона, то есть согласовывать планы проверок на очередной финансовый год, а также внеплановые проверки с органами прокуратуры, уведомлять объект контроля не позднее чем за три рабочих дня и так далее. Минфин России в своих письмах[1] придерживается позиции, что эта норма к муниципальному финконтролю не применяется. Имеется и судебная практика, подтверждающая данный тезис. В то же время существует письмо Минэкономразвития России от 13 сентября 2010 года № ДО5-3096, носящее рекомендательный характер, в котором сказано, что положения Закона № 294‑ФЗ не распространяются на осуществление контроля за исполнением бюджета, контроля финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений.
Финансист Навашинского района предложил коллегам два решения — обратиться в Госдуму России за официальным толкованием Закона № 294‑ФЗ в части его применения при осуществлении муниципального финконтроля, а также выйти с законодательной инициативой о внесении дополнений в вышеупомянутый закон. А именно дополнить часть 3.1 статьи 1 закона абзацем, исключающим применение Закона № 294‑ФЗ к контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также к контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе.
Проблемам реализации контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ, посвятила свой доклад Е. И. Кушнарёва, ведущий консультант департамента развития комплексных решений ООО «БФТ». Финорган должен проверять план закупок на соответствие доведенному до заказчика объему финансового обеспечения, а на последующих этапах — информацию о финансовом обеспечении и идентификационном коде закупки на соответствие предыдущему документу. И если вторая составляющая — проверка соответствия двух показателей в двух документах — сравнительно легко выполнима, то сопоставление планов закупок и объемов финансового обеспечения вызывает трудности методологического характера. По словам Кушнарёвой, опыт пилотных регионов и городов, которые уже приступили к данной деятельности, говорит о необходимости совершенствования автоматизации процесса планирования и контроля в контрактной системе.
Финансовое обеспечение исполнительных документов
«Практически каждый муниципалитет сталкивается с проблемой исполнительных документов, неукоснительное исполнение которых регламентируется БК РФ и Законом № 83‑ФЗ. В последнее время значительно увеличилось как количество исполнительных документов, так и требуемых для их исполнения средств. Неоднократно поднималась проблема невозможности учета ассигнований на эти цели при формировании проекта бюджета», — отметила руководитель Финансового управления администрации городского округа Коломна Т. В. Гоцко.
Проблемы с оплатой исполнительных документов обострились в том числе и благодаря размытому правовому регулированию. Так, нечетко определена ответственность главных распорядителей и получателей бюджетных средств, а руководители финорганов оказываются не защищены в случаях вмешательства правоохранительных органов при исполнении данных документов. «К сожалению, далеко не единичны случаи, когда заключаются муниципальные контракты (договоры) при отсутствии лимитов бюджетных обязательств либо с заведомо невыполнимыми сроками. Более того, юристы советуют ответственным лицам главных распорядителей и получателей бюджетных средств заключать проблемные муниципальные контракты, выходить в суды, в которых не будут оспариваться предъявляемые иски», — рассказала Гоцко.
Начфин Коломны рекомендует формировать реестр не только недобросовестных поставщиков, но и недобросовестных заказчиков, а также установить для назначения руководителей юридических служб порядок, аналогичный используемому для назначения руководителей финорганов.
Гоцко также посетовала на то, что проблема финансового обеспечения вопросов местного значения, которые недостаточно четко прописаны законодательно и не учитываются в межбюджетных отношениях, до сих пор не нашла своего решения. Так, муниципальные районы и городские округа обязаны создавать условия для оказания медицинской помощи населению. Законодательство не расшифровывает, что именно имеется в виду. Суды обязывают органы МСУ обеспечивать служебным жильем врачей, работающих на соответствующей территории, производить им компенсацию за наем жилья, компенсировать оплату проезда и коммунальные платежи. В 2016 году в Коломне планируется ввод в эксплуатацию перинатального центра, что потребует привлечения значительного количества медицинских работников. Обслуживать этот центр будет население многих муниципальных образований, а финансовое бремя ложится только на одно из них. По мнению финансиста, это не вполне справедливо.
С. А. СТРЕЛЬНИКОВА
[1] Письма Минфина России от 26 декабря 2014 года № 02-10-10/67813 и от 27 апреля 2015 года № 02-01-09/24357.