В конце мая состоялось очередное заседание Общественного совета при Федеральном казначействе, на котором рассматривались вопросы совершенствования деятельности совета, участия Федерального казначейства в разработке информационной системы «Электронный бюджет», а также передачи ведомству полномочий ликвидируемого Росфиннадзора.
Совет прошел под председательством проректора по экономической и финансовой работе, заведующей кафедрой «Государственные и муниципальные финансы» Финансового университета при Правительстве РФ Е. В. Маркиной. Накануне заседания открытое правительство провело семинар-совещание для членов общественных советов. На этом мероприятии Общественный совет при Федеральном казначействе представляла Л. А. Лопина, которая и рассказала коллегам о главных вопросах, озвученных открытым правительством.
Так, министр РФ по вопросам открытого правительства М. А. Абызов подчеркнул, что работа общественных советов должна перестать быть формальной и ее необходимо радикально усовершенствовать.
На мероприятии были обсуждены новые правила формирования общественных советов, которые предполагают использование конкурсных процедур. В соответствии с ними кандидатуры для включения в состав совета должны выдвигаться общественными объединениями и негосударственными некоммерческими организациями. Кроме того, гражданам запрещается входить в состав одновременно нескольких общественных советов. Также в состав совета должны входить в равной мере представители всех референтных групп министерства или ведомства. По мнению Абызова, общественным советам необходимо сконцентрироваться на контроле за прозрачностью государственных расходов, причем не только на содержание госаппарата, но и в части реализации инвестпроектов и госзакупок.
Следующий вопрос, который обсудили члены совета, — участие Федерального казначейства в разработке государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Как отметил заместитель руководителя Федерального казначейства Д. С. Гришин, в настоящее время в Российской Федерации существует много информационных систем, в которых аккумулируется важная информация. Однако все они находятся в разрозненном состоянии, что порождает массу трудностей в деятельности Федерального казначейства, клиентов казначейства, финансовых органов, других участников бюджетного процесса. Единая электронная система позволит устранить все проблемы, порождаемые нецелостностью информации. Система обладает массой преимуществ. Во-первых, она позволит дематериализовать носители информации, то есть свести бумажный документооборот к минимуму. Во-вторых, система обеспечит применение единых реестров и классификаторов. В-третьих, будет обеспечена однократность ввода информации, а также внедрение типовых бизнес-процессов.
Общая архитектура электронного бюджета была утверждена в 2012 году. Сегодня ожидается выход приказа в части закрепления полномочий по разработке ее подсистем, компонентов и модулей. Часть подсистем будет закреплена за Минфином России, другая часть — за Федеральным казначейством.
О работе по передаче полномочий Росфиннадзора Федеральному казначейству рассказал начальник отдела совершенствования контрольно-надзорной деятельности управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства С. И. Никитенко. Он отметил, что сегодня активно идут разработка и утверждение всех необходимых нормативных правовых актов. В частности, в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий изменения в Бюджетном кодексе, в Минфине России находится на утверждении Административный регламент. Часть актов еще в разработке, например документ, определяющий должностных лиц Федерального казначейства, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Также планируется разработать классификатор нарушений, выявляемых казначейством при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля, стандарты осуществления соответствующих контрольно-надзорных полномочий.
О. В. Изутова