Финансы№ 7 Июль 2016 — 02 июля 2016

Межбюджетные трансферты решают конкретные задачи

Версия для печати 3320 Материалы по теме
Межбюджетные трансферты решают конкретные задачи

При оказании финансовой помощи муниципальным образованиям Кировская область отдает предпочтение целевым трансфертам, позволяющим более эффективно решать региональные задачи. При этом механизмы предоставления целевых средств постоянно совершенствуются.

Елена Васильевна КОВАЛЁВА, министр финансов Кировской области

Приоритет целевых трансфертов

В Кировской области более трети расходов регионального бюджета приходится на межбюджетные трансферты, направляемые муниципальным образованиям (в 2015 году —38%, в 2016 году — 34%). При этом 80% финансовой помощи предоставляется за счет собственных средств областного бюджета. За последние два года объем трансфертов увеличился на 17,5%.

В 2015 году структура межбюджетных трансфертов выглядела следующим образом:

  • субвенции — 57%;
  • субсидии — 28%;
  • дотации — 8%;
  • иные межбюджетные трансферты — 7%.

За последние три года несколько снизилась доля субсидий: с 37% в 2013 году до 28% в 2015 году. Доля субвенций, наоборот, увеличилась с 49% в 2013 году до 57% в 2015 году. Доля дотаций остается на прежнем уровне.

Минфин России проводит политику сокращения субсидий местным бюджетам в пользу дотаций, однако для нашей области более актуальным является предоставление целевых средств. С 2013 года в области формируется и исполняется программный бюджет, все межбюджетные трансферты предоставляются в рамках государственных программ Кировской области, которыми определяются виды финансовой помощи муниципалитетам и условия их предоставления. Таким образом, предоставляя целевые субсидии, мы изначально понимаем, каков будет конечный результат решения региональных задач на муниципальном уровне.

Совершенствуем механизмы

Механизмы предоставления целевых средств местным бюджетам постоянно совершенствуются. Еще в 2012 году для ГРБС были разработаны типовые порядки предоставления местным бюджетам субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и типовые формы соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий. А в 2015 году мы утвердили типовую форму соглашения о предоставлении местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Данные документы учитывают все необходимые требования для предоставления финансовой помощи.

Для санкционирования расходов областного бюджета по предоставлению финансовой помощи муниципальным образованиям с 2013 года активно используется единая система исполнения бюджета области, которая включает и местные бюджеты. Единая база дает возможность в режиме онлайн получать информацию о фактически произведенных расходах местных бюджетов, суммах реальных остатков межбюджетных трансфертов на их счетах на отчетные и текущие даты и проводить необходимый анализ. Это позволяет более оперативно принимать управленческие решения по предоставлению и использованию предоставленных межбюджетных трансфертов.

Введенный в 2013 году принцип перечисления субсидий и их остатков пропорционально кассовым расходам местных бюджетов и за фактически выполненные работы способствовал значительному снижению остатков межбюджетных трансфертов на счетах муниципальных образований. С 2015 года при перечислении межбюджетных трансфертов учитываются предельные сроки оплаты обязательств муниципальных образований, установленные муниципальными контрактами.

В результате на 1 января 2016 года остатки на счетах местных бюджетов составили 189,9 миллиона рублей. Причем 174,1 миллиона рублей из этой суммы — остатки средств на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет областного бюджета и средств, поступивших от государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Это единственная субсидия, сроки перечисления которой регулируются договором с фондом. Таким образом, остатки на счетах местных бюджетов без учета средств на переселение граждан составили 15,8 миллиона рублей, что в 40 раз меньше суммы остатков по состоянию на 1 января 2013 года (без учета средств Фонда реформирования ЖКХ).

Централизация закупок

В качестве действенного инструмента повышения эффективности закупочных процедур мы рассматриваем централизацию закупок. Именно поэтому с текущего года у нас действует новое дополнительное условие при представлении целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета — централизация закупок в соответствии с Федеральным законом № 44‑ФЗ через уполномоченное государственное учреждение. Введение данного условия позволяет обеспечить большую экономию бюджетных средств. Кроме того, централизация закупок является профилактикой нарушений законодательства о контрактной системе, исключает коррупционную составляющую и, как следствие, повышает качество закупок в целом.

О недоработках

Министерство финансов Кировской области уже второй год подряд в соответствии с утвержденной методикой проводит оценку эффективности предоставления субсидий из областного бюджета и их использования муниципальными образованиями. Результаты в целом подтверждают целесообразность оказания такого вида финансовой помощи. Из 34 оцениваемых субсидий 26 отнесено к группе «высокоэффективные». В их числе 16 предоставлено в рамках реализации государственных программ социальной направленности, девять — в рамках реализации государственных программ, предполагающих поддержку отраслей экономики, и одна — в рамках государственных программ по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности.

Однако наряду с положительными результатами отмечаются и недоработки в организации органами исполнительной власти процедур предоставления субсидий и их использования муниципальными образованиями:

  • нарушение сроков утверждения порядков предоставления и (или) распределения субсидий между муниципальными образованиями;
  • многократное перераспределение объемов субсидий между муниципальными образованиями;
  • позднее заключение соглашений (дополнительных соглашений) с муниципальными образованиями;
  • несоответствие целевых показателей результативности предоставления субсидий и их значений, предусмотренных соглашениями, заключенными с муниципальными образованиями, целевым показателям и их значениям, установленным постановлением Правительства Кировской области;
  • невыполнение целевых показателей результативности предоставления субсидий.

Стимулирующая функция

На протяжении ряда лет Правительство Кировской области проводит политику межбюджетного регулирования, направленную на повышение заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании налогового потенциала. Механизмы передачи в местные бюджеты единых и дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов работают и дают положительные результаты, выражающиеся в увеличении объема собственных доходов. С 2015 года в систему межбюджетного регулирования введены два принципиально новых инструмента.

Во-первых, распределение средств на выравнивание местных бюджетов производится с применением коэффициента, определяемого в зависимости от эффективности работы местных властей с хозяйствующими субъектами по выводу из тени скрытой от налогообложения заработной платы. В результате 25 муниципальных образований в параметрах своих бюджетов на 2016 год полностью или частично учли объем налога на доходы физических лиц по скрытой от налогообложения заработной плате.

Во-вторых, ежегодно муниципальные образования, органы МСУ которых достигли положительных результатов работы по увеличению поступлений доходов в областной и местный бюджеты, получают дополнительные межбюджетные трансферты. Результативность органов местного самоуправления оценивается на основе объема поступивших доходов от мероприятий по легализации налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль. Также учитывается эффективность деятельности органов МСУ по сокращению задолженности по налоговым платежам, по увеличению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы, и по увеличению поступлений имущественных налогов.

С целью повышения заинтересованности МО в развитии налогового потенциала территорий с 2014 года при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности используется поправочный коэффициент, позволяющий не учитывать ожидаемый рост поступлений НДФЛ в прогнозном финансовом году, превышающий среднеобластной уровень. С 2016 года данный подход распространен на все налоги, по которым муниципальные образования увеличили налогооблагаемую базу.

Задачи не перспективу

Добившись определенных результатов в совершенствовании межбюджетных отношений, мы готовы ставить перед собой новые задачи. Одна из них — это укрупнение субсидий. По итогам 2015 года де­сятью органами исполнительной власти области предоставлена 31 субсидия (при этом 70% предоставленных субсидий носят инвестиционный характер), в текущем году предоставляются 24 субсидии.

Следующая задача — установление ответственности руководителей муниципальных образований за невыполнение целевых показателей результативности предоставления субсидий. На федеральном уровне с этого года такая практика уже внедряется, поэтому считаем, что подобные механизмы нужно применять и в регионах. Также мы планируем с 2017 года вести учет бюджетных обязательств по межбюджетным трансфертам, предоставляемым местным бюджетам, что обеспечит прозрачность работы органов исполнительной власти с муниципальными образованиями по заключению соглашений на предоставление трансфертов.

В заключение хочется отметить, что работа в сфере развития межбюджетных отношений будет продолжена. Все поставленные нами задачи реалистичны — надеемся, что в скором времени они будут выполнены.

Поделиться