Версия для печати 2014 Материалы по теме
Не допустить важнее, чем наказать

В рамках VIII Международного форума «АТОМЭКСПО» состоялся круглый стол «Внутренний контроль в системе управления компаниями». На обсуждение, в частности, были вынесены вопросы формирования системы внутреннего контроля, определения его роли и места в системе управления государственных компаний. Организаторами круглого стола выступили госкорпорация «Росатом» и НП «Национальное объединение внутренних аудиторов и контролеров».

В предыдущие два года на круглых столах Международного форума «АТОМЭКСПО» обсуждались ключевые вызовы, побуждающие госкомпании к развитию систем внутреннего контроля. Данные вызовы связаны с основными условиями функционирования компаний в современных условиях. Первое условие — это формализация требований государственных международных институтов к системе внутреннего контроля и механизмам обеспечения соблюдения интересов общества при осуществлении бизнеса, второе — усиление зависимости компаний и достижения поставленных перед ними целей от деятельности заинтересованных сторон.

«За последние три года в России выпущено как минимум 12 нормативных правовых актов, формирующих требования к деятельности госкомпаний в области внутреннего контроля и деятельности подразделений внутреннего контроля и внутреннего аудита. И эти правовые новации обязательны к исполнению. Необходимость повышения конкурентоспособности компаний на международных рынках требует соответствия организации внутреннего контроля международным стандартам. Кроме того, построение системы внутреннего контроля должно отвечать и интересам менеджмента компании», — отметил директор по внутреннему контролю и аудиту — главный контролер госкорпорации «Росатом» А. А. Локтев. В связи с этим ключевой проблемой развития системы внутреннего контроля является то, что с изменением требований к системе, предъявляемых либо законодательством, либо международными стандартами, либо менеджментом госкорпораций, меняется весь подход к ее организации и возникает необходимость ее корректировки.

Контроль должен управлять ущербом

О внешних трендах развития внутреннего контроля рассказал начальник управления институционального развития Аналитического центра при Правительстве РФ Т. Л. Цыдыпов. В частности, эксперт обратил внимание на то, что система государственного контроля и надзора развивается таким образом, что ответственность государственных контрольно-надзорных органов за достижение результатов своей деятельности становится все более четкой. Это является международным трендом на протяжении последних 20–30 лет. Современный контрольно-надзорный орган должен быть ориентирован не только на выявление нарушений норм законодательств, но и на обеспечение достижения конечного результата определенной деятельности объекта проверки. Иначе говоря, он должен управлять ущербом и рисками.

Как отметил Цыдыпов, контрольно-надзорная деятельность — это в первую очередь обеспечение общественной безопасности в тех областях, где она осуществляется. В связи с этим и возникает необходимость применения риск-ориентированного подхода к проведению контроля. Несмотря на то что термин остается на слуху на протяжении последних трех лет, внедрение принципа риск-ориентированности, по мнению эксперта, идет достаточно тяжело, так как систему внутреннего контроля достаточно сложно адаптировать к новым условиям. Тем не менее процесс начался.

На применение риск-ориентированного подхода нацелена и дорожная карта Правительства РФ по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016–2017 годы. Запущен соответствующий пилотный проект, в котором, в частности, участвуют МЧС России, Роспотребнадзор, Ростехнадзор. Как сообщил, Цыдыпов, на основе результатов реализации пилота будет разработан указ Президента РФ о системе оценок результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, которая также будет настраивать контроль на работу по снижению ущерба.

Новая модель контроля

Говоря о внешних трендах развития внутреннего контроля, заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов упомянул о серьезных изменениях, произошедших в системе внутреннего государственного финансового контроля в феврале 2016 года. В соответствии с указом Президента РФ Федеральное казначейство теперь является не только органом предварительного государственного финансового контроля, но и органом последующего контроля. «В рамках действующего нормативного правового поля мы не только выполняем те задачи, которые перед нами всегда стояли, но и продолжаем выполнение плана контрольных мероприятий упраздненного Росфиннадзора», — отметил Демидов.

Такое линейное принятие полномочий не является конечной целью внесенных в организацию системы государственного финансового контроля изменений. Работа по включению Федерального казначейства в процесс последующего контроля состоит из нескольких этапов. В частности, на первом этапе Казначейство России, исполняя полномочия Росфиннадзора, тщательно проанализирует механизмы, применяемые упраздненной службой, на втором — предложит новую модель государственного бюджетного контроля, которая будет существенно отличаться от нынешней.

Актуальность корректировки этой модели обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов — необходимо меньшими силами повышать производительность контрольной деятельности и охватывать больший круг вопросов. Во-вторых, сегодняшняя эффективность последующего контроля, по словам представителя Федерального казначейства, не способствует достижению целей, которые стоят перед государством. Об этом говорит огромная сумма дебиторской задолженности, сложившаяся из невзысканных штрафов и невозвращенных в бюджет средств, использованных не по целевому назначению. Для финансового же контролера важнее обеспечить целевое использование государственных денег, чем привлечь виновное лицо к административной или даже уголовной ответственности. Поэтому необходимо выбирать такие инструменты контроля и управления общественными финансами в целом, которые не допустят нецелевого использования средств.

Условия для освоения и успешного применения таких механизмов у казначейства есть. Казначейская система построена таким образом, что ФК осуществляет платежи на счета государственных организаций только после проведения предварительного контроля соответствия платежных документов тем целям, на которые выделяются средства, и тем самым контролирует денежные потоки. Однако анализ показывает, что документарного контроля недостаточно: возникают ситуации, когда документы оформлены правильно, но фактически запланированные работы не выполнены. Поэтому новая модель будет предусматривать совмещение документарного контроля с фактическим, что стало возможным с приобретением казначейством полномочий по последующему контролю. Мероприятия последующего контроля будут планироваться, с одной стороны, при помощи риск-ориентированного подхода, с другой — с использованием информации, полученной в ходе предварительного контроля.

Необходимы единые стандарты

Как отметили участники круглого стола, в России до сей поры нет единства в построении внутреннего контроля и аудита в госкорпорациях. На определенном этапе становления системы это было оправданно, но с развитием информационных систем возникает необходимость в применении общих правил и подходов к осуществлению контрольной деятельности. Стандарты нужны не только для организации системы внутреннего контроля, они требуются и для осуществления самой контрольной и аудиторской деятельности. Внешний контроль не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы охватить все вопросы. Однако если удастся стандартизировать всю внутреннюю контрольно-аудиторскую деятельность, провести работу по сертификации специалистов-контролеров, то результаты внутреннего контроля будут признаваться внешним контролером, а последний сместит акцент на проведение аудита.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться