Версия для печати 2606 Материалы по теме

Разработка стратегии экономического развития страны — главная задача на сегодняшний день. Об этом на пресс-конференции заявили первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, председатель Временной комиссии СФ по мониторингу экономического развития С. В. Калашников и член Совета Федерации комитета по обороне и безопасности В. А. Штыров.

Временная комиссия Совета Федерации по мониторингу экономического развития готовит доклад о неотложных мерах, которые необходимо принять для вывода страны из кризиса. «Мы должны констатировать проблемы и предложить их решения. Диагностировать состояние экономики смысла нет никакого, оно очевидно», — считает Калашников. По его мнению, существующая модель российской экономики обречена на неуспех. Она все более деградирует и с отраслевой точки зрения, и с точки зрения структуры занятости. Существует два возможных пути: коренное изменение самой модели либо формирование на основе стратегических целей нового экономического уклада (причем делать это необходимо за счет поступательных движений, постепенной замены одних, негодных, элементов на другие, работоспособные). Калашников считает второй путь более предпочтительным. Следовательно, актуальной задачей является разработка стратегии, которая и определит главные цели экономического развития. Таков первый акцент, сделанный в докладе.

Главным экономическим штабом страны, который будет определять стратегические цели, должно стать Минэкономразвития России. Однако на сегодняшний день роль этого ведомства второстепенна: как отметил Штыров, оно выполняет роль оракула, предсказателя тех или иных экономических показателей, на основе которых затем строится бюджет (курс доллара, цена на нефть, прогноз роста или падения ВВП). Для определения стратегического курса развития страны этого явно недостаточно. За частными вопросами государство не видит целостной картины, считают сенаторы. Поскольку Минэкономразвития России не спешит брать на себя роль стратега, они предлагают создать ведомство, которое займется стратегическим планированием на 10–20 лет вперед, — что-то наподобие государственного комитета по науке и технике, который существовал в СССР. «Речь идет не о возрождении госплана, а об определении целей», — уточнил Калашников.

Второй акцент затрагивает финансовое обеспечение переданных субъектам РФ полномочий. «В 2005 году, когда эти полномочия передавались с федерального уровня на субъектовый, их было 46, а сегодня их 103. Но самое интересное, что никто не может ответить на вопрос: а сколько стоят переданные полномочия?» — заявил Калашников. По мнению сенатора, субъекты РФ необходимо освободить от долговой ямы, компенсировав расходы на переданные полномочия из федерального бюджета.

Также в докладе уделяется внимание валютному регулированию. «Самый большой парадокс существующей модели — спекулятивное, бездумное валютное регулирование. Мы открыли все возможные пути для вывоза капитала. Мы ввергли всю страну в ситуацию с волатильностью рубля. Люди точно должны знать, как рубль соотносится с долларом на долгую перспективу», — отметил сенатор.

Следующий крупный вопрос — модернизация производства. По словам Калашникова, в этом направлении, несмотря на многочисленные разговоры, ничего не делается. Предложение сенаторов — опять-таки, воссоздать госкомитет науки и техники. «Должен быть госорган, который находится в высокой властной позиции, способный реализовывать программу научно-технического развития», — отметил Калашников.

Наконец, еще один важный аспект экономической политики — импортозамещение. Сегодня это слово не сходит с уст политиков и экспертов, однако по факту мы имеем лишь «низкого качества, такую же дорогую или еще более дорогую продукцию». По мнению сенаторов, импортозамещение хорошо только в том случае, когда оно ориентировано на экспорт.

М. И. КУЛЬКОВА

Поделиться