В июле Республика Алтай отметила 250-летие добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства. Более удачно спланированного и проведенного торжества с народными гуляньями, скачками и театрализованными представлениями и представить себе нельзя.
Но праздники быстротечны, чего не скажешь о поистине грандиозных задачах, стоящих перед властью республики, где нет градообразующих промышленных предприятий и более 70% доходов казны – это финансовая помощь из федерального бюджета. О них мы и беседуем с Александром БЕРДНИКОВЫМ, Главой Республики Алтай, председателем Правительства Республики Алтай.
– Социально-экономическая ситуация в республике, несмотря на наличие отдельных недостатков, характеризуется рядом позитивных изменений. Не могли бы Вы рассказать об этих положительных тенденциях?
– В течение года выросли реальные располагаемые денежные доходы населения, уровень среднемесячной заработной платы. Одним из основных факторов роста среднедушевых денежных доходов стало увеличение заработной платы как в бюджетной сфере, так и в ряде отраслей негосударственной сферы. Нельзя не сказать, что на начало 2006 г., в отличие от 2005 г., отсутствовала задолженность по бюджетным учреждениям по заработной плате из-за задержки финансирования из бюджетов всех уровней.
За последние годы устойчиво уменьшается удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Если в 2001 г. доля населения, живущего за чертой бедности, составляла 55% от общей численности, то к концу 2005 г. она уменьшилась до 34,5%. Кроме того, среди регионов Сибирского федерального округа Республика Алтай остается одной из территорий, характеризующихся естественным приростом населения.
Основными объектами бюджетных инвестиций являлись Катунский водозабор в Горно-Алтайске, малая ГЭС на реке Джазатор, воздушные линии электропередач в селах Усть-Кокса и Каракокша-Уймень, детский дом в селе Чепош, школы в селах Коргон, Катанда и Тондошка, центральные районные больницы в селах Усть-Кокса и Кош-Агач, республиканский драматический театр в городе Горно-Алтайске.
Строительная деятельность предприятий характеризовалась увеличением объемов работ: по сравнению с прошлым годом они возросли на 5% и составили 1714,1 млн руб. Это объясняется мероприятиями по ликвидации последствий землетрясения, произошедшего в сентябре 2003 г., и подготовительными мероприятиями к празднованию 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства.
Из производственных мощностей за счет бюджетных средств введены линии электропередач протяженностью 28,5 км, водопроводные сети протяженностью 7,7 км, мостовой переход через реку Катунь и подъездная дорога к селу Бельтир, более всего пострадавшему от землетрясения. В социальной сфере в эксплуатацию введены три школы, межрайонная больница, республиканский психонаркологический диспансер со стационаром и оздоровительный центр педагогического колледжа.
– В чем специфика промышленности республики?
– Особенность нашей промышленности – наличие производств неполного цикла, не ориентированных на сырьевую базу республики, и их небольшой масштаб. Эти факторы в определенной мере сдерживают приток инвестиций. Отсутствие крупных или стратегически важных объектов уменьшает государственный интерес к промышленности региона и отталкивает частных и иностранных инвесторов от вложений в небольшие проекты. Имеющаяся структура производственного потенциала не является оптимальной. На большинстве предприятий установлено технологически устаревшее, энергозатратное оборудование, выпускаемая продукция отличается низкой конкурентоспособностью, прежде всего по себестоимости, обусловленной самыми высокими в округе тарифами на электрическую и тепловую энергию. Тем не менее есть производства, в частности цветная металлургия, лесная, деревообрабатывающая и пищевая промышленности, способные привлечь инвесторов.
– А каковы приоритеты в сельском хозяйстве?
– В сельском хозяйстве приоритетным является животноводство, поэтому в последнее время особенно остро стоит проблема сдерживания спада в этой отрасли.
Высокие тарифы на электроэнергию также обуславливают низкую конкурентоспособность продукции и энергетическую зависимость предприятий АПК Республики Алтай от межрегионального рынка электроэнергии. Высокая трудо-, капитало- и энергоемкость животноводческих отраслей при свободных ценах на энергоносители и комбикорма приводит к значительному росту себестоимости и снижению доходности производства продукции, особенно в овцеводстве и скотоводстве.
– Как продвигается разработка программного документа на среднесрочную перспективу?
– Анализ социально-экономического положения, основных проблем и преимуществ экономического потенциала Республики Алтай выявил острую необходимость в появлении такого документа. В результате для решения накопившихся проблем в Администрации Президента России была продумана, а в Правительстве Республики Алтай разработана Программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2006–2009 гг. Это базовый документ, учитывающий как требования федеральных стандартов, так и специфику региона. Обеспечение полноценной интеграции Республики Алтай в российскую экономику путем реализации данной Программы невозможно без сохранения за республикой статуса полноправного субъекта РФ.
Документ в полной мере учитывает стратегические задачи, поставленные Президентом РФ в послании Федеральному собранию. В него также включены предложения, связанные с развитием перспективных секторов и отраслей экономики, реализацией национальных проектов, мер по обеспечению дополнительных темпов экономического роста.
С 2006 г. мы начали решать первоочередные задачи, предусмотренные планом реализации Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2006–2009 гг. и создающие базу для экономического развития территории. В среднесрочной перспективе Программа предполагает концентрацию средств на ключевых, приоритетных направлениях, что, безусловно, повысит эффективность их использования и снизит зависимость от внешних источников (главным образом, от средств федерального бюджета).
– Газификация является одним из основных приоритетов развития региона. Сколько бюджетных средств это позволит сэкономить?
– Для реализации данного направления на территории республики поставлена задача проектирования и строительства магистрального газопровода Барнаул – Бийск – Горно-Алтайск с отводом на Белокуриху в течение 2006–2008 гг. Проект позволит обеспечить надежное снабжение потребителей энергией, решить проблему загрязненности атмосферы в зоне действия котельных, оптимизировать использование бюджетных средств на поставку топлива и обеспечить их экономию в пределах 100-120 млн руб. в год. Реализация проекта будет сопровождаться процессом перевода ряда котельных на газ.
В текущем году в бюджете Республики Алтай предусмотрены стартовые средства на эти цели, но основные вложения еще предстоит сделать. Сейчас проводятся конкретные мероприятия по подготовке необходимой документации, совместно с Администрацией Президента России и Правительством РФ ведется работа для получения финансирования строительства газопровода.
– Каких результатов Вы ждете от этого проекта?
– Главным итогом принимаемых мер должно стать снижение себестоимости энергии за счет перевода основных потребителей на газ и, как следствие, снижение себестоимости продукции, производимой в республике и повышение конкурентоспособности республиканских предприятий и экономики региона в целом.
Одним из преимуществ, способствующих устойчивому развитию республики на долгосрочную перспективу и повышению качества жизни населения, является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора. Для реализации указанной цели предстоит разработать проект строительства гидроэлектростанции на реке Катунь. В текущем году также предстоит решить ряд вопросов по согласованию проекта строительства ГЭС и по землеотводам в зонах строительства и затопления.
Реализация проекта позволит в первую очередь обеспечить население и хозяйственный комплекс республики дешевой электроэнергией и будет способствовать реконструкции энергетического хозяйства близлежащих регионов в летнее время.
Республику Алтай по праву можно назвать уголком, где природа сохранила свою первозданность. Здесь сосредоточены уникальные рекреационные и гидроэнергетические ресурсы страны. Как субъект РФ, республика образована 3 июля 1991 г., имеет Конституцию, флаг и герб. Регион граничит с тремя государствами – Казахстаном, Монголией и Китаем. Численность населения Республики Алтай составляет 204,5 тыс. человек, из которых 151,4 тыс. – сельские жители, а 53,1 тыс. – горожане. Система государственной власти основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения государственных полномочий республиканских и местных органов власти.
– В республике предполагается создать особую экономическую зону туристско-рекреационного типа. Какова ее концепция?
– Важнейшим показателем общеэкономической ситуации и перспектив развития республики является благоприятный инвестиционный климат, стимулирующий развитие предпринимательской инициативы и расширяющий приток ресурсов в экономику.
Республика Алтай делает реальные шаги по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Это еще одно важное направление, которое предстоит начать в текущем году. В рамках реализации данного проекта рассматривается возможность создания в республике всероссийской горно-климатической санаторно-курортной здравницы, оказывающей целый комплекс услуг: туристических, профилактическо-оздоровительных, спортивных и т.д. Необходимо создать все условия для того, чтобы регион получил статус территории, имеющей общероссийское значение.
С учетом изменений, внесенных в федеральный закон об особых экономических зонах в РФ, планируется подготовить документацию для участия в конкурсе среди субъектов РФ по созданию на их территориях особой экономической зоны рекреационно-туристского типа. На данном этапе готовится концепция создания такой зоны в республике и ее технико-экономическое обоснование. В ходе этой работы предстоит решить вопросы по определению местоположения зоны, выделению земель, определить права собственности на землю и объекты недвижимости, подготовить сопутствующую документацию и расчеты предполагаемых расходов из всех источников финансирования.
Кроме того, будут развиваться транспортная инфраструктура и дорожное хозяйство республики. Для использования геополитических преимуществ региона в межрегиональной и международной транспортной сети предполагается увеличить пропускную способность автомобильной дороги М52 «Чуйский тракт» с перспективой ее продолжения на территорию Монголии.
Ведется работа по реконструкции и строительству автомобильных дорог, которые свяжут регион с Кемеровской областью и Казахстаном, изменение их статуса на «дороги федерального значения».
За 2006–2009 гг. на указанные мероприятия предполагается потратить порядка 9 млрд руб.
– Что еще необходимо сделать в 2006 г.?
– Для формирования единого экономического пространства России необходимо обеспечить реализацию общефедеральной политики на территории Республики Алтай. В 2006 г. в рамках реализации Программы социально-экономического развития РФ планируется начать проведение:
– административной реформы;
– реформы управления государственной собственностью;
– бюджетной реформы;
– реформы землепользования;
– реформы по развитию научно-исследовательской и инновационной деятельности;
– реформы, направленной на использование информационно-коммуникационных технологий;
– реформы в сфере малого предпринимательства;
– реформы в области сельского хозяйства и агропродовольственного сектора.
Для повышения эффективности системы государственного управления и регулирования прежде всего предстоит ее реформировать. Нужно оптимизировать функционирование органов исполнительной власти, повысить прозрачность их деятельности, эффективность взаимодействия с гражданским сообществом.
Политика управления государственной собственностью должна служить оптимизации государственного сектора экономики. Необходимо принять меры, направленные:
на повышение эффективности управления и информационной прозрачности процесса приватизации государственного имущества;
решение вопросов по перераспределению имущества в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
повышение эффективности использования государственного имущества, необходимого для осуществления государственных и муниципальных функций и полномочий.
Цель бюджетной реформы – это прежде всего увеличение эффективности использования бюджетных ресурсов, и в первую очередь планируется оптимизировать структуру бюджетной сети на государственном и муниципальном уровнях. Требуется принятие комплекса мер, направленных на изменение принципов функционирования сети бюджетных учреждений и механизмов их финансирования, а также на обеспечение контроля за качеством и объемом предоставляемых ими услуг, реализацию принципа бюджетирования, ориентированного на результат.
В рамках развития рынков земли и недвижимости требуется завершить процесс разграничения государственной собственности на землю, сформировать полноценный реестр объектов налогообложения и единый кадастр недвижимости. Следует также решить вопросы переоформления прав на земельные участки, применения правил землепользования и застройки в целях обеспечения планового использования земель на территории муниципальных образований как залоговой основы при реализации приоритетных национальных проектов.
Применение научно-технических решений и инноваций в хозяйственной деятельности должно стать одним из основных источников повышения региональной конкурентоспособности и устойчивого экономического роста. Для развития эффективной инновационной системы нужно стимулировать внедрение и использование результатов НИОКР, создавать условия для развития производственно-технологической инфраструктуры территории, привлекая для этих целей научный потенциал нашего университета и научно-исследовательских организаций республики.
Приоритетными направлениями деятельности в текущем году будут внедрение информационно-коммуникационных технологий в организацию и обеспечение учебного процесса в учреждениях образования, использование современных технологий, позволяющих оптимизировать управленческие и производственные процессы, а также подготовка кадров для инновационной сферы.
В 2006 г. в республике празднуется 250-летие добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства. В мероприятия по реконструкции, строительству и реставрации объектов социальной сферы включено 57 объектов, основной из которых – Республиканский драматический театр.
– От других регионов Республика Алтай отличается высокой долей малых предприятий. Это специфика региональной экономики?
– Да, развитие малых и средних предприятий позволит решить как экономические, так и социальные задачи. Поэтому в текущем году предполагается провести ряд мероприятий по оказанию помощи субъектам малого бизнеса, в том числе субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, и предоставление гарантий по инвестиционным проектам. Будет упрощена процедура оформления земельных участков юридическими лицами, планируется создание и развитие инфрастуктуры поддержки малого предпринимательства.
– Будут ли повышаться темпы развития сельского хозяйства в республике?
– Это необходимо. Сегодняшних темпов недостаточно для устойчивого воспроизводства материально-технических ресурсов, повышения уровня жизни сельского населения. Требуется более эффективное использование ресурсного потенциала, обновление машинного парка в сельском хозяйстве, облегчение доступа производителей к рынкам готовой продукции и производственных ресурсов, формирование экономически активных субъектов бизнеса.
Выполнению поставленных задач по динамичному развитию агропромышленного комплекса служит Программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2006–2009 гг. и реализация приоритетного национального проекта «Эффективное сельское хозяйство».
В заключение хочу сказать, что обозначенные выше основные направления социально-экономического развития республики получили одобрение на федеральном уровне.
Справка «Бюджета»
Александр Васильевич БЕРДНИКОВ, председатель Правительства Республики Алтай
Родился 8 апреля 1953 г. в г. Горно-Алтайске.
В 1986 г. окончил Алтайский государственный университет (Барнаул).
1973–1974 гг. – станочник Горно-Алтайской мебельной фабрики.
1974–1992 гг. – служба в органах внутренних дел республики.
1992–2002 гг. – министр внутренних дел Республики Алтай.
2002–2006 гг. – главный федеральный инспектор в Алтайском крае.
С января 2006 г. – Глава Республики Алтай, председатель Правительства Республики Алтай.
Награжден медалью «За безупречную службу» I–III степеней (1982, 1987, 1992), нагрудным знаком «Почетный сотрудник МВД» (2001), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003).