Процесс формирования обязательных и ведомственных перечней на уровне субъекта РФ с принятием постановления Правительства РФ от 11 марта 2016 года № 183 претерпел определенные изменения. Во-первых, обязательный перечень, составленный субъектом РФ, должен содержать отдельные виды товаров, работ, услуг, включенные в федеральный обязательный перечень, утвержденный Правительством РФ. Во-вторых, в обязательный перечень должны входить отдельные виды товаров, работ, услуг, наиболее востребованные в сфере закупок в данном субъекте РФ.
Определение таких товаров, работ, услуг осуществляется по следующей схеме.
Шаг 1. Необходимо определить долю оплаты (в соответствии с графиками платежей) по контрактам (информация о которых включена в реестр контрактов) на закупку отдельных видов товаров, работ, услуг, заключенных всеми заказчиками соответствующего субъекта РФ, в общем объеме оплаты по контрактам, включенным в указанные реестры за период, определенный высшим исполнительным органом власти субъекта РФ в правилах определения требований.
Шаг 2. Необходимо определить долю контрактов на закупку отдельных видов товаров, работ, услуг государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, их территориальных органов и подведомственных им казенных и бюджетных учреждений субъекта РФ в общем количестве контрактов за период, определенный высшим исполнительным органом власти субъекта РФ в правилах определения требований.
Материал целиком опубликован в августовском номере журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
Следует отметить, что для Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 года № 926, характерно неоднозначное толкование отдельных его положений. Так, постановлением Правительства РФ от 11 марта 2016 года № 183 изменена редакция подпункта «а» пункта 11 общих правил, согласно которому источником информации для расчета доли оплаты является реестр контрактов единой информационной системы. В то же время редакция подпункта «б» пункта 11 общих правил в отношении доли контрактов на закупку осталась неизменной. В результате можно предположить, что долю контрактов нужно рассчитать от всех контрактов, включая так называемые малые закупки (контракты до 100 тысяч рублей и до 400 тысяч рублей).
В связи с некорректностью использования разных источников информации для расчетов был направлен запрос в Минфин России. Согласно полученному разъяснению, доля контрактов на закупку отдельных видов товаров, работ, услуг также определяется по информации, содержащейся в реестрах контрактов. Остается надеяться, что соответствующие уточнения также будут со временем внесены в нормативный акт.
Высшим органом исполнительной власти субъекта РФ также могут быть установлены дополнительные критерии, в том числе критерии доли оплаты и доли контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 ФЗ-44 (по малым закупкам).
Шаг 3. Вывести среднее арифметическое значение рассчитанных долей. Если оно превышает установленный на уровне субъекта РФ предел (на уровне РФ предел равен 20%), то такие товары, работы, услуги подлежат включению в перечень.
Согласно полученному от Минфина России разъяснению ограничений для данного предела федеральным законодательством не предусматривается. На уровне субъекта РФ может быть выбрана, по сути, любая стратегия нормирования закупок: от стопроцентного нормирования до практически полного его отсутствия (в этом случае обязательный перечень субъекта РФ будет строго соответствовать обязательному перечню, утвержденному Правительством РФ). Тем не менее для снижения рисков возникновения претензий контролирующих и надзорных органов целесообразно установить на уровне субъекта РФ данный предел не ниже федерального (то есть 20%).