Совсем скоро регионы приступят к формированию бюджетов на следующую трехлетку, поэтому для финансистов важна возможность обсудить в кругу коллег-практиков животрепещущие вопросы формирования главных финансовых документов субъектов РФ, наращивания налогового потенциала, а также обменяться опытом укрепления доходной части бюджетов.
Ростов был выбран местом проведения заседания секции не случайно. Как отметила председатель Совета СФР, заместитель председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам Н. С. Максимова, в Ростовской области оперативно решаются проблемы, типичные и для страны в целом, и для многих субъектов РФ. Это наполнение бюджетов всех уровней, строительство и реконструкция школ, переселение из ветхого и аварийного жилья, повышение зарплат работникам бюджетной сферы, многие другие вопросы.
Тезис депутата поддержала и развила заместитель губернатора — министр финансов Ростовской области Л. В. Федотова, сообщившая, что у региона имеется положительный опыт, который вполне можно передать другим субъектам. Так, в области развивается доходный потенциал, открываются новые предприятия, увеличиваются налоговые поступления. Причем доходы бюджета по сравнению с предыдущими годами растут стремительно (по данным, озвученным министром, темп роста налоговых и неналоговых доходов в регионе составляет 122%).
В рамках первой части заседания выступили представители Государственной думы и Министерства финансов России, познакомившие собравшихся с подходами к формированию межбюджетных отношений при составлении бюджетов на 2017 год. Кроме того, были обсуждены новации налоговой политики, особенности составления отчета по исполнению консолидированных бюджетов субъектов РФ на текущий год и изменения в бюджетной классификации и учете на 2017 год.
Тему изменений бюджетного и налогового законодательства продолжила председатель секции «Финансисты субъектов РФ» сообщества, заместитель губернатора, начальник Департамента финансов Вологодской области В. Н. Артамонова, которая рассказала о влиянии новшеств федерального законодательства на доходы региона.
Так, в следующем году снижение доходной базы бюджета в связи с принятием решения по предоставлению льгот по транспортному налогу собственникам большегрузных автомобилей составит порядка 200 миллионов рублей. Кроме того, с 2017 года увеличивается предельный размер доходов налогоплательщиков и остаточной стоимости основных средств для применения упрощенной системы налогообложения. Ожидается, что часть субъектов среднего бизнеса откажется от УСН. По предварительным оценкам, выпадающие доходы области составят 750 миллионов рублей.
Передача 1% ставки налога на прибыль в федеральный бюджет обойдется бюджету субъекта в 600 миллионов рублей. Наиболее существенные выпадающие доходы, порядка 3 миллиардов рублей, могут возникнуть в результате изменения механизмов распределения алкогольных акцизов и критериев, используемых для расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Во второй части мероприятия участники заседания имели возможность выбора между двумя проходящими одновременно круглыми столами — «Эффективное управление доходами как инструмент сбалансированной бюджетной политики» и «О совершенствовании межбюджетных отношений на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации».
Результатом заседания стала разработка предложений, которые Сообщество финансистов России планирует направить в адрес Правительства РФ, Министерства финансов РФ и Государственной думы.
С. А. СТРЕЛЬНИКОВА