Министр Правительства Москвы, руководитель департамента экономической политики и развития города Москвы Максим Геннадьевич РЕШЕТНИКОВ рассказывает, как следование некоторым жестким, но действенным принципам финансовой и экономической политики помогает столице справляться с вызовами времени.
— Максим Геннадьевич, на Московском финансовом форуме будут обсуждаться проблемы, цели и задачи регионов — то, как им найти выход из сложившейся экономической ситуации. Что сейчас находится в фокусе внимания Правительства Москвы?
— С финансовой точки зрения, в первую очередь, задача нашего Комплекса экономической политики и имущественно-земельных отношений, да и всего Правительства — формирование и поддержание крепкого, стабильного бюджета. Это позволяет городу выполнять все обязательства перед москвичами, которые уже привыкли к высокому стандарту качества услуг, мерам социальной поддержки. При этом бюджет остается, я бы сказал, бюджетом роста — в нем заложены средства на адресную инвестиционную программу, наши мероприятия по развитию городского пространства, масштабное строительство дорог и метро.
Вместе с тем в 2012 году ситуация была иной: Москва по сравнению с другими регионами оказалась в невыигрышном финансовом положении, и думалось, конечно, еще и о том, как стабилизировать бюджет в условиях сильного падения доходов.
— Вы сейчас наверняка имеете в виду уменьшение доходов Москвы в 2012 году из-за ухода из города так называемой нефтегазовой ренты. Насколько серьезным ударом это было для столицы?
— Да, это был серьезный вызов. Москва тогда больше других субъектов пострадала от создания консолидированных групп налогоплательщиков, нам было что терять. Темпы роста доходов резко упали. Судите сами по цифрам: поступления от налога на прибыль предприятий нефтегазового сектора в городской бюджет сократились в восемь раз — с 16,6 до 2 процентов от налоговых доходов бюджета. В целом в результате изменения законодательства потери столичной казны с 2012 года составили более 250 миллиардов рублей. Общий же темп роста налоговых доходов за пять лет составил всего 17 процентов, что в два с лишним раза ниже прироста доходов федерального бюджета (44 процента) и в два раза — бюджетов субъектов РФ без Москвы (36 процентов). Прирост инфляции за тот же период (40 процентов — по России и 42 — по Москве) также опережает прирост налоговых доходов бюджета Москвы более чем в два раза.
Тем не менее в том же 2012 году Правительством Москвы была начата реализация больших городских программ: строительство метро, дорог, благоустройство городских территорий, капремонт домов, модернизация здравоохранения. Создаваемая инфраструктура важна для всей московской агломерации — это и Москва, и Подмосковье, потому что город выполняет функцию крупнейшего транзитного узла, что дает дополнительную нагрузку на инфраструктуру. Правительство не могло «свернуть» такую глобальную стройку, намеченные проекты.
При этом, как я уже говорил, нужно было выполнять социальные обязательства перед москвичами. Так что пришлось пересматривать расходы, находить новые источники доходов. Последние четыре года город вполне успешно этим занимается: мы нашли новые точки роста для нашей экономики, а следовательно, для бюджета.
— Можно подробнее, что здесь имеется в виду — Москва «затянула пояс», стала резать бюджет?
— В первую очередь, город максимально «обезжирил» свой бюджет за счет жесткого контроля расходов, оптимизации затрат. Во главу угла был поставлен принцип «эффективно тратить на то, что действительно необходимо» и четкое следование ему. Только в 2015 году город на всех этапах закупок сберег более 170 миллиардов рублей.
Еще одно направление — избавление города от обременительных и непрофильных активов. В условиях непростой экономической ситуации владение непрофильными объектами (в их числе — теплосетевая компания «МОЭК», Банк Москвы, гостиницы, авиакомпания и так далее) могло бы обернуться для города существенными дополнительными расходами. Поэтому было принято решение об их продаже. В общей сложности за последние четыре года Москва продала имущества на 350 миллиардов рублей. Так что это и экономия, и пополнение бюджета одновременно.
И, разумеется, важнейшим инструментом обеспечения стабильности бюджета является проводимая городом налоговая политика.
— Значит, все-таки изыскание средств не обходится без введения дополнительных налогов?
— Рост доходов обеспечивается за счет повышения эффективности администрирования, в первую очередь путем легализации бизнеса, выравнивания условий налогообложения. Один из главных принципов города — «Налоги должны платить все».
Эффективная экономика выстраивается тогда, когда каждый платит положенную долю налогов, не перекладывая эту нагрузку на других. Согласитесь, что это справедливо. И нужно, чтобы этот налоговый платеж был привязан к экономической активности в городе. То есть, если у вас есть бизнес, вы хотите его вести в Москве, вы должны соответствующим образом вложиться — ведь город дает вам возможность зарабатывать. Таким образом, получается, что налоговый платеж — это плата за возможность пользоваться уникальной городской инфраструктурой, допуск на рынок с огромным количеством потребителей и возможностей для развития.
Но в налоговой политике Москвы при этом действует также принцип «не навреди»: мы учитываем экономическую ситуацию и возможности налогоплательщиков, все налоговые инициативы Правительства Москвы проходят обсуждения с бизнесом.
— Есть какие-то примеры, связанные с легализацией бизнеса, повышением эффективности собираемости налогов? У Москвы есть свой рецепт успеха налоговой политики?
— Сформулирую тезисно, а примеры приведу в ходе беседы. Москва нашла для себя три точки роста для повышения налоговых доходов. Первое — это справедливое налогообложение имущества от кадастровой стоимости. Раньше у нас были достаточно большие перекосы: одни платили, другие могли не платить, например, крупные компании, которые мимикрировали под малый бизнес. В результате мы нашли сбалансированное решение, позволяющее обеспечить устойчивость бюджета, а также зафиксировать справедливые и прозрачные условия ведения экономической деятельности.
Второе направление, в котором мы движемся, — это легализация бизнеса. Повышается эффективность налогового администрирования, обеспечивается справедливость распределения налогового бремени. На законодательном уровне ликвидируются возможности для налоговой оптимизации. Выравниваются условия налогообложения — к уплате налогов привлекаются те, кто ранее не платил. Тем самым обеспечивается социальная справедливость, формируется здоровая конкурентная среда.
И, наконец, третье — поддержка реального сектора экономики. В городе можно и нужно развивать любой бизнес, который связан с созданием высококвалифицированных, то есть хорошо оплачиваемых, рабочих мест. Созданы условия, при которых предприятиям выгодно приходить, инвестировать и оставаться в городе. Буквально в конце прошлого года было принято новое законодательство, которое позволяет эффективным производственным предприятиям снизить налоговую нагрузку практически на четверть.
— В одном из интервью вы определили налогообложение имущества организаций от кадастровой стоимости как самый большой потенциал для роста доходов. Означает ли это, что нагрузка для налогоплательщиков стала максимальной?
— Это означает прежде всего выравнивание налоговой нагрузки, о которой я уже говорил. Для большей убедительности приведу пример: еще до изменения законодательства, привязавшего налог на имущество к кадастровой стоимости объекта, была проанализирована работа десяти торгово-развлекательных центров, изучена их практика уплаты налогов. Выяснилось, что реально налоги на имущество и прибыль платили два из них. Сейчас ситуация изменилась: платят все.
— Бизнес предпочитает стабильность и опасается любых перемен. На ваш взгляд, не сильно ли испугали его налоговые новации?
— Давайте разберем на конкретном примере. Чуть больше года назад мы ввели торговый сбор. Что вы о нем слышали? Правильно, ничего. Все дело в том, что УФНС по Москве четко работало на прием уведомлений, была доступна «горячая линия». Для приема всех заявителей налоговая работала во внештатном режиме с привлечением дополнительных консультантов нашего департамента. Да и сами ставки торгового сбора были установлены по итогам консультаций с предпринимательским сообществом.
Кроме того, Правительство Москвы по мере возможности делает шаги навстречу предпринимателям, учитывая изменения экономической ситуации. Так, в прошлом году были пересмотрены ставки налога на торгово-офисную недвижимость. Согласно прежней редакции закона ставка налога на имущество в этом году была бы на уровне 1,5 процента, но город снизил ее до 1,3 процента — в том числе для того, чтобы плательщики смогли адаптироваться к новым реалиям. К 2018 году ставка вырастет до 1,5 процента против запланированных 2 процентов. Вместе с тем ежегодно на налогообложение от кадастровой стоимости переводится все больше объектов коммерческой недвижимости, чтобы весь бизнес был в равных условиях.
— Коснемся темы инвесторов. Правительство Москвы завершает выстраивание системы поддержки предприятий реального сектора. И общая формула этой поддержки, насколько нам известно, такова: льготы в обмен на инвестиции?
— Да, именно. Для стимулирования инвестиций в московскую промышленность с этого года запущен механизм поддержки действующих эффективных предприятий. Тем предприятиям, которые оптимально используют территорию, активно инвестируют и выплачивают высокую зарплату, присваиваются статусы инвестиционных приоритетных проектов. Статусы дают право на льготы по налогу на имущество, налогу на прибыль, земельному налогу, арендным платежам. Это, по сути, максимальный пакет льгот, который регион может предоставить бизнесу. В результате общее снижение налоговой нагрузки для предприятий составит до 25 процентов — в зависимости от присваиваемого статуса. При этом есть совершенно четкое понимание, какой бизнес получит поддержку: мы установили конкретные показатели экономической эффективности производства.
Готовим аналогичный механизм в отношении новых инвестиционных проектов: любой инвестор сможет прийти в Москву и получить поддержку уже на стадии замысла. В данном случае инвесторам, помимо налоговых льгот, предлагается гарантия от некоммерческих рисков, свободные земельные участки и помощь в подключении к коммуникациям.
Наша инициатива только за первые месяцы позволила поддержать производства с 13 тысячами рабочих мест. А это долгосрочная занятость и высокие зарплаты. Уже первые результаты дают нам право утверждать, что система себя оправдала и пользуется успехом у инвесторов.
— С инвесторами понятно. А что с малым бизнесом? Обычно в кризисное время бизнес любого масштаба стремится уйти в тень.
— Правительство Москвы тщательно следит за ситуацией на рынке, и мы видим, что в столице уже несколько лет динамика прироста индивидуальных предпринимателей позитивна. Вот несколько цифр в подтверждение: в первом полугодии 2016-го было зарегистрировано более 26 тысяч новых индивидуальных предпринимателей (за аналогичный период прошлого года — более 16,8 тысячи). Таким образом, каждый рабочий день в Москве появляется более 200 новых индивидуальных предпринимателей. Поэтому можно также утверждать, что кризис — это еще и время возможностей для тех, кто найдет свою нишу на рынке.
Рост числа ИП связан во многом с патентной системой налогообложения. Она проста, прозрачна и особенно выгодна новичкам в бизнесе, поскольку позволяет по одному патенту нанимать до 15 человек. В прошлом году Правительство Москвы дифференцировало ставки на самые популярные виды деятельности, снизив их стоимость. И эта мера уже показала свою эффективность: количество приобретенных патентов выросло в разы.
При этом мы не стоим на месте. На федеральном уровне идет обсуждение инициативы введения патентов для самозанятых граждан. Это фрилансеры, люди, работающие сами на себя, которым эта поддержка необходима как импульс для легализации. Так, за последние два года в Москве легализовался видимый класс таких предпринимателей. Например, число репетиторов и фитнес-тренеров с 2014 года выросло более чем в два раза. Поэтому, как только на федеральном уровне будет принято соответствующее решение, Москва обязательно воспользуется возможностью ввести патенты для самозанятых, чтобы создать еще один стимул для повышения экономической активности граждан.
— Кстати, вы ранее сказали про торговый сбор. Оправдал ли он себя?
— Да, и его внедрение также послужило задаче выравнивания налоговой нагрузки. Если обратиться к цифрам, можно отметить, что фактически уплаченная сумма торгового сбора за третий и четвертый кварталы 2015 года составила 4,3 миллиарда рублей. По оценкам нашего департамента, суммарный экономический эффект за второе полугодие 2015 года составляет около 2 миллиардов рублей. Это следствие выхода бизнеса из тени. Налог стали платить более 12 тысяч торговых точек, владельцы которых раньше этого не делали. В дополнение к этому, введение торгового сбора привело к росту числа патентов, приобретение которых освобождает от торгового сбора. Прирост доходов бюджета за счет роста числа патентов составляет около 600 миллионов рублей.
— Три года назад город начал проект по легализации рынка аренды жилья. Как обстоят дела здесь, арендодатели выходят из тени?
— В этом секторе также есть позитив. За первое полугодие этого года арендодателями было подано более 21 тысячи налоговых деклараций, что более чем на 4 процента превышает показатели аналогичного периода 2015 года. Можно сказать, что на наших глазах формируется класс москвичей, которые законопослушны вне зависимости от экономической ситуации.
Хотелось бы отметить, что мы продолжим поддерживать честных налогоплательщиков — как частных лиц, так и предпринимателей, создавать условия для здоровой конкуренции. При этом важно не стоять на месте, модернизировать администрирование налогов от сдачи жилья в аренду, вводя минимальный вмененный доход по примеру патентов.
— Максим Геннадьевич, подводя черту, что же такое налоги для Москвы?
— Подчеркну: главная стратегическая идея и смысл налоговой политики города — формирование новой культуры налогоплательщиков. В условиях кризиса вопрос выхода бизнеса из тени особенно важен. Именно в том, что налоги платят все, скрыт резерв роста доходов города.
И мы должны понимать, что город существует не сам по себе, а в конкурентной среде, поэтому уровень налоговой нагрузки бизнеса и планка предлагаемых им услуг должны быть сбалансированы. Мы должны быть способными конкурировать и с нашими соседями по ту сторону МКАД, и с крупнейшими мировыми мегаполисами.
В нынешней экономической ситуации Москва смогла адаптировать свою налоговую политику за счет выравнивания условий налогообложения, введения по сути минимального вмененного дохода на ряд видов деятельности, улучшения налогового администрирования, используя для этого современные технологии. Все это произошло при одновременном повышении эффективности затрат, экономии средств и замене бюджетных инвестиций частными. Вот эта формула эффективной экономической политики дает нам уверенность и в сегодняшнем дне, и, что важно, на несколько лет вперед.
Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ