Версия для печати 4139 Материалы по теме

тевонян

Сергей ТЕВОНЯН, первый заместитель председателя Правительства Республики Алтай


В республике впервые проведен так называемый пропуск районов, основной целью которого является разделение властных полномочий. К сожалению, на сегодняшний день не все четко понимают, кто чем должен заниматься и, самое главное, каким образом исполнение этих задач должно финансироваться.
Республике необходимо продемонстрировать динамичное развитие экономики и соответственно рост собственных доходов. Низкий уровень собственных доходов в расходах бюджета – это не вина региональных властей, а последствия размещения градообразующих промышленных предприятий на территории СССР. Исправлять сложившуюся ситуацию придется нам. В ближайших планах – увеличить уровень собственных доходов минимум вдвое за четыре года. Тогда можно будет с уверенностью сказать, что путь, по которому пошла республика, правильный, и мы вполне способны обеспечить себя необходимым финансовым ресурсом.
На первый взгляд задача подготовки финансового ресурса сводится к формированию прогноза социально-экономического развития в республике на основе мероприятий, намеченных в сельских поселениях и районах. Но на деле, к сожалению, все не так просто. Специалисты Минэкономразвития определяют прогнозные цифры, опираясь на достижения предыдущих лет и добавляя значения, обусловленные инфляционными процессами и желанием увеличить индексы физических объемов производства в сопоставимых ценах и натуральном выражении. Однако так быть не должно. Сегодня возникла потребность в четком планировании и подготовке прогнозов социально-экономического развития. Необходимо определить приоритеты, причем, начиная с сельских поселений, а затем выстраивать финансовую политику на среднесрочную перспективу.
Следующий шаг – формирование среднесрочного бюджета, где будет четко определено, что именно, на какой территории и за счет каких источников планируется сделать в ближайшие три года. Что касается самих источников, то самая большая проблема для нас – высокий уровень безработицы. Например, решить вопрос занятости в сельской местности можно только через поддержку и развитие личных подсобных хозяйств. Поэтому, задача власти – дать крестьянину, работающему на своем подворье, государственные социальные гарантии, и именно на это направлен приоритетный национальный проект в сфере АПК.
Но проблема не только в том, чтобы произвести продукцию на личном подворье, но и в том, чтобы реализовать ее. Нацпроект по АПК позволяет материально поддержать закупочные и перерабатывающие предприятия, предоставив им кредиты до 10 млн руб. на льготной основе, причем субсидирование таких кредитов на 95% будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Чтобы определить, какой инвестиционный ресурс привлечь и куда, глава муниципального образования вместе со специалистами должен оценить все подворья, которые находятся на территории муниципального образования.
Однако государственная статистика не занимается учетом продукции малых предприятий, личных подсобных хозяйств, а значит, и с муниципальной статистикой есть серьезные проблемы. Думаю, нужно на республиканском уровне необходимо принять закон, который бы определил принципы формирования такой службы, потому как малое предпринимательство, малый бизнес пока остались вне поля зрения.
Еще одна проблема, которая, на мой взгляд, существует в АПК, – это частная форма собственности при размытом определении собственника в сельхозпредприятиях. Такая ситуация препятствует получению высоких результатов в аграрном бизнесе, зато способствует воровству на всех уровнях. Нужно проанализировать состояние предприятий, которые расположены на территории муниципального образования, и назвать конкретного собственника.
Набор проблем в районах очень похож, и для их решения требуется разработать конкретные мероприятия по каждому муниципальному образованию – это и будет называться прогнозными намерениями местного органа самоуправления.

пароходик

Поделиться