Массовое строительство жилых домов, расширение рынка доступного для населения жилья государство признало приоритетами своей работы. Об этом свидетельствуют и реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», и целый ряд тезисов Послания Президента России В. Путина Федеральному Собранию. В последнее время в секторе жилищного строительства наметились очевидные позитивные изменения, однако и проблем пока остается немало. О нерешенных вопросах рассказывает начальник Управления развития рынка доступного жилья Росстроя Сергей БАРИНОВ.
– В Послании Федеральному Собранию Президент России поставил задачу значительного увеличения темпов строительства жилья (до 140 млн кв. м в год к 2010 г.). Каким образом предполагается выйти на данные показатели? Каких дополнительных затрат это может потребовать от государства?
– Сейчас все еще действует федеральная целевая программа «Жилище», в которой предусматривается выход на показатель 80 млн кв. м годового объема ввода жилья к 2010 г. С другой стороны, в своем Послании Президент РФ отметил, что этого, безусловно, слишком мало. Чтобы обеспечить население страны жильем, необходимо строить по крайней мере 120–140 млн кв. м ежегодно, то есть не менее 1 кв. м на человека. Но мы пока далеки от названных ориентиров: в настоящее время средний по стране показатель строительства нового жилья составляет 0,36 кв. м в год на человека. Тем не менее ситуация развивается позитивно, о чем свидетельствует статистика за январь-август 2007 г. По оперативным данным Росстроя, в этот период введено в эксплуатацию 28,1 млн кв. м жилья, что составляет 136% к уровню аналогичного периода 2006 г. Это позволяет говорить о том, что в принципе строительный комплекс развивается хорошими темпами. Однако выходу на темпы, обозначенные Президентом РФ, – строительство 140 млн кв. м ежегодно, мешает недостаток в опережающем развитии коммунальной инфраструктуры.
На сегодняшний день у нас нет достаточного количества подготовленных строительных площадок, которые были бы обеспечены коммунальной инфраструктурой и дорожной сетью. Меры для исправления сложившейся ситуации уже принимаются. В 2007 г. выделены финансовые средства для обеспечения строительных площадок улично-дорожной сетью. Государство предоставляет свои гарантии для того, чтобы субъекты РФ, муниципалитеты, а также непосредственно застройщики смогли получить кредитные ресурсы на обеспечение строительных участков инженерной инфраструктурой. Предусмотрен также механизм субсидирования процентной ставки по приобретаемым кредитам.
– В рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» предполагается реализовать 22 инвестиционных проекта, связанных с комплексной застройкой территорий. Как отбирались эти проекты и кто будет их финансировать?
– 5 мая 2007 г. вышло постановление Правительства РФ об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий под жилищное строительство, в котором, в частности, были отражены критерии отбора соответствующих проектов. Эти критерии достаточно просты. Прежде всего, проект должен предусматривать комплексное освоение территории, включающее жилищное строительство с объемами не менее 1 млн кв. м общей площади и строительство объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Во-вторых, для указанных целей в руках одного застройщика должен находиться консолидированный земельный участок. В-третьих, реализация проекта должна начаться не позднее 2007 г., а срок реализации – составлять не более 10 лет. По названным критериям было отобрано 17 субъектов РФ, представленных 22 проектами. Все эти проекты получат государственную поддержку с использованием уже действующих механизмов: здесь речь идет о субсидировании процентной ставки, предоставлении государственных гарантий по кредитам на обеспечение участков инженерной инфраструктурой, субсидиях на развитие улично-дорожной сети. Конкретные процедуры предоставления такой поддержки описаны в соответствующих нормативно-правовых актах.
Отмечу, что существует целый ряд проблем, связанных с подключением указанных проектов массовой застройки к газовым и электрическим сетям, с вопросами водоснабжения, водоотведения, строительства объектов социального назначения. Поэтому здесь необходима консолидация усилий всех уровней власти – федерального, регионального и местного, а также застройщиков. Причем степень ответственности всех действующих лиц должна быть четко разграничена. Ведь фактически речь идет о строительстве новых – пусть и небольших – городов.
– С какими расходами для бюджетов различных уровней будет связана реализация этих проектов?
– В настоящее время эти вопросы находятся в стадии решения. Пока мы согласовываем планы-графики реализации указанных проектов и определяем источники их финансирования из бюджетов разных уровней, собственных средств инвесторов, а также с помощью привлеченных средств. Нужно понять, как все этапы реализации проектов будут увязаны во времени, начиная с подготовки градостроительной документации и заканчивая непосредственным строительством жилья, различных объектов коммунальной и социальной инфраструктуры. С точки зрения государства все это – приоритетные направления развития, перспективные точки роста, которым оно намерено предоставить режим наибольшего благоприятствования.
– Реализация проектов уже началась?
– Да, все проекты уже находятся в стадии выполнения, но на разных этапах. Где-то пока только разрабатываются правила землепользования и застройки, а где-то, например в Кемеровской области на Лесной поляне, уже приступили к прокладке инженерных сетей.
– Упомянутые Вами 22 инвестиционных проекта называются экспериментальными. Означает ли это, что в долгосрочной перспективе предполагается развивать аналогичные по масштабам проекты?
– Разумеется. Тем более что в нашей стране их наверняка значительно больше, чем 22, которые победили в конкурсе, проведенном Росстроем. Дело в том, что на экспериментальных проектах мы надеемся отладить процедуру взаимодействия различных уровней власти и частных инвесторов, в том числе механизмы развития частно-государственного партнерства в целях массового строительства жилья. Впоследствии мы сможем транслировать этот опыт на все остальные площадки, на все субъекты РФ.
– Сегодня много говорят о необходимости развивать малоэтажное строительство. Какие проблемы поможет решить малоэтажное строительство, если нужно строить как можно больше жилья? Как развивается этот сектор жилищного строительства в настоящее время?
– Территория России огромна. Полагаю, повсюду строить многоэтажные дома с целью максимального извлечения прибыли не совсем правильно. Тем более что комфортные условия проживания граждан, о чем мы также обязаны заботиться, можно обеспечить не только в «высотках», но и в малоэтажных домах. Исторически для россиян это наиболее понятный и, возможно, наиболее доступный способ решения жилищных проблем. Мы также часто забываем о том, что большая часть населения живет в сельской местности. Сегодня можно создать нормальные условия для строительства индивидуальных частных жилых домов – таких, которые гражданин сумеет спроектировать самостоятельно либо с помощью профессионалов рынка недвижимости. Строительные технологии бурно развиваются – использование различных современных, в том числе дешевых, строительных материалов позволяет обеспечить теплостойкость, защиту здания от различных природных явлений и т. д.
– Чуть выше мы говорили о крупных проектах по застройке. Есть ли среди них проекты, связанные с малоэтажным строительством?
– Да, безусловно. В числе экспериментальных проектов комплексного освоения территорий – так называемых миллионников – присутствуют проекты смешанного типа, предусматривающие как многоэтажную застройку, так и строительство малоэтажных домов. Есть и чисто малоэтажные проекты, например Лесная поляна в Кемеровской области, Городец в Костромской области, а также ряд других.
– Огромный комплекс вопросов связан с увеличением темпов строительства жилья, но ведь не менее важно сделать так, чтобы население могло приобрести это жилье, улучшить свои жилищные условия. Однако в последнее время цены на недвижимость неуклонно растут…
– Есть несколько основных факторов, обусловливающих общее удорожание строительства. Во-первых, растут цены на строительные материалы. Во-вторых, прокладка инженерных сетей и оформление технических условий подключения объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения перекладываются на плечи застройщика. Зачастую строить объекты социального назначения также приходится ему. Муниципалитеты не могут или не хотят выделить из собственных бюджетов достаточно средств для возведения школ, больниц, объектов культурного назначения. Разумеется, инвестор, взяв эти проблемы на себя, закладывает дополнительные расходы в стоимость квадратного метра жилья, а платить в конце концов все равно приходится населению.
Именно для того, чтобы постепенно уйти от описанных проблем в жилищном строительстве, мы стремимся скоординировать планы развития массовой застройки по проектам-миллионникам. Нужно отработать механизм участия бюджетов всех уровней в массовой застройке, в том числе с целью максимально снизить стоимость квадратного метра жилья для граждан.
Нельзя забывать и о том, что с проблемой доступности жилья тесно связан ряд общих факторов, в частности уровень жизни населения и рост его реальных доходов.
Справка «Бюджета»
Сергей Вячеславович БАРИНОВ, начальник Управления развития рынка доступного жилья Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой)
Родился 12 апреля 1963 г. в Москве.
Окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.
С 1993 по 1998 г. руководил отделом социально-экономических программ Государственного комитета РФ по делам молодежи.
С 1998 по 2004 г. возглавлял направления прогнозов и планирования социальной политики в Российской Федерации, занимался разработкой проектов межведомственных программ занятости молодежи, курировал государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ», занимался разработкой и реализацией федеральной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей». Заместитель руководителя Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ.
2004–2005 гг. – начальник Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию.
С 2005 г. работает в Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ, отвечает за вопросы, связанные с реализацией подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей», «Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» и реализацию мер государственной политики в вопросах жилищного строительства.
Государственный советник РФ 1 класса, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ
Источник: © Бюджет, 2007, № 10
– В Послании Федеральному Собранию Президент России поставил задачу значительного увеличения темпов строительства жилья (до 140 млн кв. м в год к 2010 г.). Каким образом предполагается выйти на данные показатели? Каких дополнительных затрат это может потребовать от государства?
– Сейчас все еще действует федеральная целевая программа «Жилище», в которой предусматривается выход на показатель 80 млн кв. м годового объема ввода жилья к 2010 г. С другой стороны, в своем Послании Президент РФ отметил, что этого, безусловно, слишком мало. Чтобы обеспечить население страны жильем, необходимо строить по крайней мере 120–140 млн кв. м ежегодно, то есть не менее 1 кв. м на человека. Но мы пока далеки от названных ориентиров: в настоящее время средний по стране показатель строительства нового жилья составляет 0,36 кв. м в год на человека. Тем не менее ситуация развивается позитивно, о чем свидетельствует статистика за январь-август 2007 г. По оперативным данным Росстроя, в этот период введено в эксплуатацию 28,1 млн кв. м жилья, что составляет 136% к уровню аналогичного периода 2006 г. Это позволяет говорить о том, что в принципе строительный комплекс развивается хорошими темпами. Однако выходу на темпы, обозначенные Президентом РФ, – строительство 140 млн кв. м ежегодно, мешает недостаток в опережающем развитии коммунальной инфраструктуры.
На сегодняшний день у нас нет достаточного количества подготовленных строительных площадок, которые были бы обеспечены коммунальной инфраструктурой и дорожной сетью. Меры для исправления сложившейся ситуации уже принимаются. В 2007 г. выделены финансовые средства для обеспечения строительных площадок улично-дорожной сетью. Государство предоставляет свои гарантии для того, чтобы субъекты РФ, муниципалитеты, а также непосредственно застройщики смогли получить кредитные ресурсы на обеспечение строительных участков инженерной инфраструктурой. Предусмотрен также механизм субсидирования процентной ставки по приобретаемым кредитам.
– В рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» предполагается реализовать 22 инвестиционных проекта, связанных с комплексной застройкой территорий. Как отбирались эти проекты и кто будет их финансировать?
– 5 мая 2007 г. вышло постановление Правительства РФ об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий под жилищное строительство, в котором, в частности, были отражены критерии отбора соответствующих проектов. Эти критерии достаточно просты. Прежде всего, проект должен предусматривать комплексное освоение территории, включающее жилищное строительство с объемами не менее 1 млн кв. м общей площади и строительство объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Во-вторых, для указанных целей в руках одного застройщика должен находиться консолидированный земельный участок. В-третьих, реализация проекта должна начаться не позднее 2007 г., а срок реализации – составлять не более 10 лет. По названным критериям было отобрано 17 субъектов РФ, представленных 22 проектами. Все эти проекты получат государственную поддержку с использованием уже действующих механизмов: здесь речь идет о субсидировании процентной ставки, предоставлении государственных гарантий по кредитам на обеспечение участков инженерной инфраструктурой, субсидиях на развитие улично-дорожной сети. Конкретные процедуры предоставления такой поддержки описаны в соответствующих нормативно-правовых актах.
Отмечу, что существует целый ряд проблем, связанных с подключением указанных проектов массовой застройки к газовым и электрическим сетям, с вопросами водоснабжения, водоотведения, строительства объектов социального назначения. Поэтому здесь необходима консолидация усилий всех уровней власти – федерального, регионального и местного, а также застройщиков. Причем степень ответственности всех действующих лиц должна быть четко разграничена. Ведь фактически речь идет о строительстве новых – пусть и небольших – городов.
– С какими расходами для бюджетов различных уровней будет связана реализация этих проектов?
– В настоящее время эти вопросы находятся в стадии решения. Пока мы согласовываем планы-графики реализации указанных проектов и определяем источники их финансирования из бюджетов разных уровней, собственных средств инвесторов, а также с помощью привлеченных средств. Нужно понять, как все этапы реализации проектов будут увязаны во времени, начиная с подготовки градостроительной документации и заканчивая непосредственным строительством жилья, различных объектов коммунальной и социальной инфраструктуры. С точки зрения государства все это – приоритетные направления развития, перспективные точки роста, которым оно намерено предоставить режим наибольшего благоприятствования.
– Реализация проектов уже началась?
– Да, все проекты уже находятся в стадии выполнения, но на разных этапах. Где-то пока только разрабатываются правила землепользования и застройки, а где-то, например в Кемеровской области на Лесной поляне, уже приступили к прокладке инженерных сетей.
– Упомянутые Вами 22 инвестиционных проекта называются экспериментальными. Означает ли это, что в долгосрочной перспективе предполагается развивать аналогичные по масштабам проекты?
– Разумеется. Тем более что в нашей стране их наверняка значительно больше, чем 22, которые победили в конкурсе, проведенном Росстроем. Дело в том, что на экспериментальных проектах мы надеемся отладить процедуру взаимодействия различных уровней власти и частных инвесторов, в том числе механизмы развития частно-государственного партнерства в целях массового строительства жилья. Впоследствии мы сможем транслировать этот опыт на все остальные площадки, на все субъекты РФ.
– Сегодня много говорят о необходимости развивать малоэтажное строительство. Какие проблемы поможет решить малоэтажное строительство, если нужно строить как можно больше жилья? Как развивается этот сектор жилищного строительства в настоящее время?
– Территория России огромна. Полагаю, повсюду строить многоэтажные дома с целью максимального извлечения прибыли не совсем правильно. Тем более что комфортные условия проживания граждан, о чем мы также обязаны заботиться, можно обеспечить не только в «высотках», но и в малоэтажных домах. Исторически для россиян это наиболее понятный и, возможно, наиболее доступный способ решения жилищных проблем. Мы также часто забываем о том, что большая часть населения живет в сельской местности. Сегодня можно создать нормальные условия для строительства индивидуальных частных жилых домов – таких, которые гражданин сумеет спроектировать самостоятельно либо с помощью профессионалов рынка недвижимости. Строительные технологии бурно развиваются – использование различных современных, в том числе дешевых, строительных материалов позволяет обеспечить теплостойкость, защиту здания от различных природных явлений и т. д.
– Чуть выше мы говорили о крупных проектах по застройке. Есть ли среди них проекты, связанные с малоэтажным строительством?
– Да, безусловно. В числе экспериментальных проектов комплексного освоения территорий – так называемых миллионников – присутствуют проекты смешанного типа, предусматривающие как многоэтажную застройку, так и строительство малоэтажных домов. Есть и чисто малоэтажные проекты, например Лесная поляна в Кемеровской области, Городец в Костромской области, а также ряд других.
– Огромный комплекс вопросов связан с увеличением темпов строительства жилья, но ведь не менее важно сделать так, чтобы население могло приобрести это жилье, улучшить свои жилищные условия. Однако в последнее время цены на недвижимость неуклонно растут…
– Есть несколько основных факторов, обусловливающих общее удорожание строительства. Во-первых, растут цены на строительные материалы. Во-вторых, прокладка инженерных сетей и оформление технических условий подключения объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения перекладываются на плечи застройщика. Зачастую строить объекты социального назначения также приходится ему. Муниципалитеты не могут или не хотят выделить из собственных бюджетов достаточно средств для возведения школ, больниц, объектов культурного назначения. Разумеется, инвестор, взяв эти проблемы на себя, закладывает дополнительные расходы в стоимость квадратного метра жилья, а платить в конце концов все равно приходится населению.
Именно для того, чтобы постепенно уйти от описанных проблем в жилищном строительстве, мы стремимся скоординировать планы развития массовой застройки по проектам-миллионникам. Нужно отработать механизм участия бюджетов всех уровней в массовой застройке, в том числе с целью максимально снизить стоимость квадратного метра жилья для граждан.
Нельзя забывать и о том, что с проблемой доступности жилья тесно связан ряд общих факторов, в частности уровень жизни населения и рост его реальных доходов.
Статистика
В первом полугодии 2007 г. введено в эксплуатацию 231,2 тыс. квартир общей площадью 21,2 млн кв. м – 134,8% к соответствующему периоду предыдущего года, в то время как в первом полугодии 2006 г. темпы роста жилищного строительства составляли 110,0% к первому полугодию 2005 г.
Среди субъектов РФ наибольшие объемы жилья вводятся в эксплуатацию в Москве и Московской области – по 11,1% от сданной общей площади жилья по России в целом, в Краснодарском крае – 7,9%, Санкт-Петербурге – 4,8%, Республике Татарстан – 4,4%, Ростовской области – 3,4%, Республике Башкортостан – 3,3%, Тюменской области – 2,9%. На эти регионы приходится 48,9% от общего объема жилья, построенного в первом полугодии 2007 г.
В 2007 г. продолжается рост объемов индивидуального жилищного строительства. За счет собственных и заемных средств населения в период с января по июнь введено 72,9 тыс. жилых домов общей площадью 10,4 млн кв. м, что составило 139,4% к первому полугодию 2006 г. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья составила по России 49,3%; в республиках Калмыкия, Хакасия, Дагестан, Бурятия, Марий Эл, Адыгея, Кабардино-Балкарской и Удмуртской республиках, Краснодарском и Приморском краях, Пензенской, Оренбургской, Тамбовской, Ленинградской, Тульской, Тверской и Владимирской областях – от 71,0 до 97,1%; в Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе – 100%.
В первом полугодии 2007 г. введено в эксплуатацию 231,2 тыс. квартир общей площадью 21,2 млн кв. м – 134,8% к соответствующему периоду предыдущего года, в то время как в первом полугодии 2006 г. темпы роста жилищного строительства составляли 110,0% к первому полугодию 2005 г.
Среди субъектов РФ наибольшие объемы жилья вводятся в эксплуатацию в Москве и Московской области – по 11,1% от сданной общей площади жилья по России в целом, в Краснодарском крае – 7,9%, Санкт-Петербурге – 4,8%, Республике Татарстан – 4,4%, Ростовской области – 3,4%, Республике Башкортостан – 3,3%, Тюменской области – 2,9%. На эти регионы приходится 48,9% от общего объема жилья, построенного в первом полугодии 2007 г.
В 2007 г. продолжается рост объемов индивидуального жилищного строительства. За счет собственных и заемных средств населения в период с января по июнь введено 72,9 тыс. жилых домов общей площадью 10,4 млн кв. м, что составило 139,4% к первому полугодию 2006 г. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья составила по России 49,3%; в республиках Калмыкия, Хакасия, Дагестан, Бурятия, Марий Эл, Адыгея, Кабардино-Балкарской и Удмуртской республиках, Краснодарском и Приморском краях, Пензенской, Оренбургской, Тамбовской, Ленинградской, Тульской, Тверской и Владимирской областях – от 71,0 до 97,1%; в Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе – 100%.
Справка «Бюджета»
Сергей Вячеславович БАРИНОВ, начальник Управления развития рынка доступного жилья Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой)
Родился 12 апреля 1963 г. в Москве.
Окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.
С 1993 по 1998 г. руководил отделом социально-экономических программ Государственного комитета РФ по делам молодежи.
С 1998 по 2004 г. возглавлял направления прогнозов и планирования социальной политики в Российской Федерации, занимался разработкой проектов межведомственных программ занятости молодежи, курировал государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ», занимался разработкой и реализацией федеральной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей». Заместитель руководителя Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ.
2004–2005 гг. – начальник Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию.
С 2005 г. работает в Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ, отвечает за вопросы, связанные с реализацией подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей», «Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» и реализацию мер государственной политики в вопросах жилищного строительства.
Государственный советник РФ 1 класса, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ
Источник: © Бюджет, 2007, № 10