Версия для печати 6392 Материалы по теме
Артур Нартов
Об актуальных вопросах реформирования жилищно-коммунального хозяйства на региональном уровне рассказывает Директор департамента ЖКХ и инфраструктуры Ярославской области Артур НАРТОВ.

– Артур Николаевич, каковы наиболее острые проблемы, стоящие перед жилищно-коммунальным комплексом области?

– Главными проблемами комплекса являются высокая изношенность основных фондов, плохое техническое состояние жилищного фонда и в целом тяжелое финансовое положение отрасли. В Ярославской области, как и в других регионах России, за минувшие 10 лет основные фонды отрасли практически не обновлялись. Реализация программы модернизации ЖКХ позволяла в какой-то мере обеспечить стабильную, безаварийную работу, но так и не помогла сократить износ инфраструктуры. На сегодняшний день износ основных фондов отрасли составляет 65–70%.

Из-за отсутствия финансовых ресурсов планы по замене аварийных сетей в последние годы выполнялись не в полном объеме. Начиная с 2001 г. заменено около 50% тепловых сетей от минимально необходимой потребности, в результате чего на предприятиях ЖКХ области имеют место сверхнормативные потери тепловой энергии в сетях. Более 20% водопроводных сетей также находится в аварийном состоянии, за последние годы заменено чуть более 16% от потребности. Постоянное невыполнение планов по замене ветхих сетей приводит к аварийным ситуациям, что отрицательно сказывается на качестве предоставляемых услуг.

Сейчас почти половина жилищного фонда области имеет износ от 31 до 65%. Удельный вес ветхого и аварийного жилья во всем жилищном фонде составляет 4,6%. На протяжении последних 10 лет ежегодно капитально ремонтируется не более 0,2% жилищного фонда при годовой потребности 3–4%.

Начиная с 2004 г. утверждается региональный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда. На 2004 г. он был утвержден в размере 3 руб., на 2005 г. – 3,2 руб., на 2006 г. – 3,6 руб., на 2007 г. – 4,1 руб. на 1 кв. м общей площади жилья в месяц. Тем не менее выделяемых из областного бюджета финансов не хватает на приведение жилья в надлежащее техническое состояние. Так, ежегодная потребность в средствах на капитальный ремонт жилищного фонда области составляет около 1 млрд руб. Однако в 2007 г. в областном бюджете на эти цели предусмотрено 245 млн руб., что составляет около 25% от ежегодной потребности.

В текущем году заканчивается действие областной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья и сейчас, в соответствии с условиями предоставления финансовой помощи из Фонда содействия реформированию ЖКХ, уже разрабатывается новая программа. Реализация мероприятий программы позволит к концу 2010 г. ликвидировать 118 тыс. кв. м аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2006 г., и снизить объемы аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда Ярославской области до 4,1%.

Финансовое состояние организаций жилищно-коммунального комплекса области на протяжении ряда лет остается стабильно тяжелым. Существенным препятствием для реформирования ЖКХ является значительный объем накопленной кредиторской и дебиторской задолженности организаций ЖКХ (3 и 2,9 млрд руб. соответственно), из-за наличия которой большая часть средств расходуется на выплату штрафов и пеней, ограничивается активность предпринимательства в сфере ЖКХ. Из-за недостатка собственных оборотных средств на предприятиях ЖКХ области сохраняется крайне низкая заработная плата, что приводит к уходу высококвалифицированных кадров из отрасли.

Мер по оздоровлению финансового состояния организаций ЖКХ, принимаемых на региональном и муниципальном уровнях в рамках реализации областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области» на 2006–2007 гг., недостаточно. Для стабилизации работы отрасли необходимо также принятие ряда решений на федеральном уровне. До настоящего времени Правительством РФ не разработаны порядок реструктуризации и ликвидации задолженности в жилищно-коммунальном комплексе и процедура списания безнадежной просроченной задолженности, не принят и закон «О финансовом оздоровлении организаций ЖКК». Также не решен вопрос о государственном регулировании цен на нефтепродукты (мазут и дизельное топливо), используемые для выработки тепловой энергии.

– Какие ожидания связаны с созданием Фонда реформирования ЖКХ? Рассчитывает ли Ярославская область на получение средств из него?

– Жилищный кодекс РФ возложил обязанность содержания жилья, в том числе капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, на собственников помещений. Однако перед гражданами не были выполнены обязательства по капитальному ремонту за предыдущие годы. Некоторые дома не ремонтировались по 40–50 лет. Их техническое состояние неудовлетворительное: крыши текут, стены рушатся, подвалы затоплены.
 
В Ярославской области, в отличие от других субъектов РФ (например, Владимирской, Тверской областей), в расходы населения по оплате жилищно-коммунальных услуг не включен платеж на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Средства на эти цели выделяются из областного и местных бюджетов. Очевидно, что привести жилищный фонд в надлежащее техническое состояние только за счет средств собственников невозможно. Необходимо участие государства.

Задача создания специального Фонда содействия реформированию ЖКХ ставилась Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ в начале 2007 г. Данный фонд должен начать работу 1 января 2008 г. и закончить ее 1 января 2012 г. Средства Фонда будут направляться на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Чтобы получить средства Фонда, субъектам РФ необходимо выполнить 12 условий. При этом деньги будут предоставляться на условиях софинансирования из областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств самих граждан.

К числу этих 12 условий относятся создание в области товариществ собственников жилья, проведение конкурсов по привлечению частных управляющих компаний, предоставление бюджетных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг людям, а не коммунальным предприятиям, и т.д. Только выполнение этих условий (либо наличие соответствующих нормативных правовых актов) дает регионам доступ к средствам Фонда. Деньги Фонда будут поступать через субъекты РФ и далее к муниципальным образованиям на счета товариществ собственников жилья или управляющих компаний.

Перед муниципальными образованиями стоит задача определить дома, на ремонт которых будут направляться средства Фонда, а собственникам помещений в многоквартирных домах, членам товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов нужно на общих собраниях принять решения об участии в адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и ее долевом финансировании за счет собственных средств в размере не менее 5% от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома. Это, во-первых, повысит их ответственность в деле расходования бюджетных средств, а во-вторых, не позволит раздуть смету. Деньги из Фонда будут выделяться для проведения капитального ремонта в одном многоквартирном доме один раз. В дальнейшем собственники сами должны следить за принадлежащим им имуществом.

Конечно, выделение средств из Фонда не сможет решить всех проблем отрасли, однако деятельность Фонда способна внести существенный вклад в продвижение реформы ЖКХ области, помочь внедрить в отрасли новые модели экономических отношений, сформировать эффективные механизмы управления жилищным фондом, создать для граждан безопасные и благоприятные условия проживания.

Таким образом, для того чтобы Ярославская область могла рассчитывать на финансовую поддержку из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, требуется провести ряд мероприятий по реформированию ЖКХ и переводу отрасли на самоокупаемость, принять соответствующие законодательные акты. И здесь необходимо активное участие как органов власти регионального и муниципального уровней, так и самих граждан.

– В скольких многоквартирных домах выбран способ управления и какие формы управления оказались предпочтительными?

– Во исполнение Жилищного кодекса РФ в целом по области доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений самостоятельно выбрали и реализуют способ управления (от числа домов, в которых собственники должны выбрать способ управления), составляет около 34% (в Ярославле – более 99%). При этом способ непосредственного управления выбрали в 2,6% домов, управление товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным кооперативом – в 0,4% домов, управление управляющей организацией – в 31% домов. Кстати, ТСЖ, ЖК и ЖСК в Ярославской области существовали и до принятия Жилищного кодекса РФ. В настоящее время в области их создано более 600.

Для оказания помощи органам местного самоуправления в проведении информационно-разъяснительной работы среди населения Департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры области разработал пакет документов, включающий в себя, в числе прочих, Методические рекомендации по выбору способа управления многоквартирным домом, Памятку для жителей, Сравнительные характеристики способов управления многоквартирными домами, ТСЖ – в вопросах и ответах, Устав ТСЖ, формы договоров и другие материалы.

– Планируется ли стимулировать процесс формирования ТСЖ, предоставлять им налоговые льготы?

– В целях стимулирования создания товариществ собственников жилья Департамент жилищно-комму­нального хозяйства и инфраструктуры области подготовил предложения в комиссию по налогам и сборам при администрации области о предоставлении льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль товариществам собственников жилья, жилищным и жилищно-строительным кооперативам. Данные предложения комиссией рассмотрены, принято решение о целесообразности предоставления льгот указанной категории налогоплательщиков. Органам местного самоуправления рекомендовано рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот по земельному налогу. В настоящее время идет подготовка соответствующих изменений в действующее законодательство Ярославской области.

– Развивается ли в Ярославской области рынок частных управляющих компаний?

– К сожалению, пока он развит недостаточно. На сегодняшний день жители в основном выбирают муниципальные управляющие компании, в Ярославле это дирекции единого заказчика (ДЕЗ). Вместе с тем перевод отрасли на рыночные отношения и наличие частных управляющих компаний является одним из условий выделения средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ.

В связи с реализацией комплекса мер, предусмотренных региональной целевой программой «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области» на 2006–2007 гг., а также принятием необходимых законодательных и нормативных актов федерального и регионального уровней по вопросам ЖКХ, положение с привлечением частного бизнеса в отрасль постепенно меняется в лучшую сторону: начинает развиваться рынок частных управляющих компаний. Так, в Ярославле до конца года все ДЕЗы будут преобразованы в акционерные общества, пока со 100%-ным пакетом акций в муниципальной собственности, и начнут работать так же, как и частные коммерческие структуры.



Справка «Бюджета»
Артур Николаевич НАРТОВ, директор Департамента ЖКХ и инфраструктуры Ярославской области
Родился 2 апреля 1966 г. в Оренбургской области.
В 1984 г. закончил СПТУ-6 Евпатории, квалификация «Слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики», в 1990 г. – Одесский техникум газовой и нефтяной промышленности, квалификация «Техник-электромеханик», в 2003 г. – Костромскую государственную сельскохозяйственную академию, специальность «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».
В сфере ЖКХ работает с июля 1984 г., а в ЖКХ Ярославской области – с декабря 2001 г.
С декабря 2001 г. по июль 2003 г. возглавлял отдел по вопросам ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации Пошехонского муниципального округа.
2003–2006 г. – заместитель главы администрации по ЖКХ и энергетике Пошехонского муниципального района.
С 2007 г. – директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области.



Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ
Источник: © Бюджет, 2007, № 10
Поделиться