Динамичное развитие экономики России невозможно без формирования бюджетной политики, в основе которой лежат макроэкономическая стабильность и повышение эффективности бюджетного процесса, в том числе расходов бюджетов всех уровней. Дмитрий СЕРЕДИНЦЕВ, Департамент стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития России
Механизм управления размещением заказов для государственных и муниципальных нужд является одним из важнейших элементов государственного регулирования расходования бюджетных средств. Это объясняется тем, что основная часть расходов субъектов бюджетного планирования* приходится на размещения государственного заказа, то есть на поставки товаров, оказание услуг и выполнение работ, необходимых для осуществления государственных функций.
* Федеральные органы исполнительной власти, Федеральное собрание РФ, Администрация Президента РФ, органы Генеральной прокуратуры, Счетная палата.
Современное состояние рынка госзакупок характеризуется динамичным увеличением доли государственных расходов на товары, работы и услуги для государственных нужд.
В этой связи сложно переоценить важность эффективного законодательного регулирования в сфере госзакупок. Рост расходов государства на закупки обусловливает необходимость совершенствования правил и процедур размещения заказов, создания эффективных и понятных инструментов взаимодействия государства и бизнес-сообщества, формирования благоприятных условий для роста эффективности государственных закупок.
Министерство экономического развития и торговли РФ, осуществляя нормативное правовое регулирование в сфере государственных и муниципальных закупок, придает большое значение вопросам соответствия законодательной базы современным тенденциям формирования и развития государственного заказа. С целью совершенствования некоторых положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – закон № 94-ФЗ) Минэкономразвития России в сотрудничестве с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработало законопроект о внесении изменений в указанный закон. Результатом этой деятельности явился Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым вносятся изменения в основной нормативный акт, регулирующий государственные и муниципальные закупки, – Федеральный закон № 94-ФЗ, а также в Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Следует отметить, что положения Федерального закона № 218-ФЗ вступают в силу поэтапно: значительная часть положений уже действует с 1 октября 2007 г., однако многие инновационные положения вступят в силу только в 2010–2011 гг.
Одной из основных причин внесения поправок в закон № 94-ФЗ стала необходимость установления особых процедур и регламентов для размещения заказа на музыкальные, литературные произведения, произведения живописи, графики и т.д. При проведении конкурса на указанные произведения искусства государственному заказчику согласно положениям закона № 94-ФЗ требовалось объективно оценить сделанные предложения и выбрать победителя, применяя установленные критерии оценки и сопоставления. Однако использование данных критериев не гарантировало успех и эффективность заказа. Потребность государственных заказчиков в новых конкурсных процедурах обусловила необходимость внесения изменений в законодательство. Однако изменения коснулись не только конкурсных процедур, но и иных норм.
Изменения коснулись также состава заявки, подаваемой поставщиками (подрядчиками), на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок с предварительным отбором. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, предъявляемая участником размещения заказа, должна быть получена им в соответствующих органах за шесть и менее месяцев до даты размещения извещения о размещении заказа на официальном сайте.
С целью создания единого информационного пространства в сети Интернет, где заинтересованный в государственном контракте поставщик сможет получить сведения обо всех государственных и муниципальных закупках в России, в законе № 94-ФЗ предусматривается создание единого официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов для федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд. Положение об указанном сайте вступит в силу с 1 января 2010 г. Анализ числа заказов, сведения о которых должны размещаться на официальных сайтах, говорит о том, что данный информационный ресурс станет самым емким государственным информационным ресурсом не только в России, но и за ее пределами.
Новая редакция ст. 41, вступающая в силу с 2010 г. и регламентирующая процедуру проведения аукциона в электронной форме, по мнению разработчиков, будет стимулировать использование данной процедуры в практике госзакупок. Ограничение стоимости контракта, заключаемого по итогам проведения аукциона в электронной форме (1 млн руб.), снимается с 2011 г. Основные изменения таковы:
Источник: © Бюджет, 2007, № 10
Механизм управления размещением заказов для государственных и муниципальных нужд является одним из важнейших элементов государственного регулирования расходования бюджетных средств. Это объясняется тем, что основная часть расходов субъектов бюджетного планирования* приходится на размещения государственного заказа, то есть на поставки товаров, оказание услуг и выполнение работ, необходимых для осуществления государственных функций.
* Федеральные органы исполнительной власти, Федеральное собрание РФ, Администрация Президента РФ, органы Генеральной прокуратуры, Счетная палата.
Современное состояние рынка госзакупок характеризуется динамичным увеличением доли государственных расходов на товары, работы и услуги для государственных нужд.
В этой связи сложно переоценить важность эффективного законодательного регулирования в сфере госзакупок. Рост расходов государства на закупки обусловливает необходимость совершенствования правил и процедур размещения заказов, создания эффективных и понятных инструментов взаимодействия государства и бизнес-сообщества, формирования благоприятных условий для роста эффективности государственных закупок.
Министерство экономического развития и торговли РФ, осуществляя нормативное правовое регулирование в сфере государственных и муниципальных закупок, придает большое значение вопросам соответствия законодательной базы современным тенденциям формирования и развития государственного заказа. С целью совершенствования некоторых положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – закон № 94-ФЗ) Минэкономразвития России в сотрудничестве с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработало законопроект о внесении изменений в указанный закон. Результатом этой деятельности явился Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым вносятся изменения в основной нормативный акт, регулирующий государственные и муниципальные закупки, – Федеральный закон № 94-ФЗ, а также в Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Следует отметить, что положения Федерального закона № 218-ФЗ вступают в силу поэтапно: значительная часть положений уже действует с 1 октября 2007 г., однако многие инновационные положения вступят в силу только в 2010–2011 гг.
Одной из основных причин внесения поправок в закон № 94-ФЗ стала необходимость установления особых процедур и регламентов для размещения заказа на музыкальные, литературные произведения, произведения живописи, графики и т.д. При проведении конкурса на указанные произведения искусства государственному заказчику согласно положениям закона № 94-ФЗ требовалось объективно оценить сделанные предложения и выбрать победителя, применяя установленные критерии оценки и сопоставления. Однако использование данных критериев не гарантировало успех и эффективность заказа. Потребность государственных заказчиков в новых конкурсных процедурах обусловила необходимость внесения изменений в законодательство. Однако изменения коснулись не только конкурсных процедур, но и иных норм.
Определение понятия «государственные и муниципальные нужды»
В соответствии с новыми положениями закона № 94-ФЗ понятие «государственные и муниципальные нужды» получило более широкое и исчерпывающее определение. Новая формулировка позволит уйти от двоякого толкования и разрешить спорный вопрос о том, являются ли собственные нужды госзаказчиков государственными нуждами. После вступления в силу новых положений понятие «государственные нужды» включает в себя также потребности государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и собственно государственных заказчиков. Аналогичное изменение распространилось также на понятие «муниципальные нужды».Новые критерии оценки и сопоставления конкурсных заявок
Немаловажные изменения произошли в порядке оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Для оценки заявок государственным заказчикам предложены два новых критерия:- функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
- качество работ, услуг и квалификация участника конкурса.
Требования к участникам размещения заказа
В новой редакции закона № 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов вместо требования о непроведении процедуры банкротства в отношении участника размещения заказа государственный заказчик устанавливает требование об отсутствии решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа банкротом и об открытии конкурсного производства. Данное изменение связано с тем, что процедура банкротства включает в себя несколько этапов, многие из которых не являются препятствием для исполнения обязательств поставщика (подрядчика) по контрактам. Кроме того, госзаказчик обязан отказаться от заключения государственного контракта с победителем конкурса, аукциона, запроса котировок в том случае, если установлен факт наличия решения суда о признании организации банкротом и открытии конкурсного производства.Изменения коснулись также состава заявки, подаваемой поставщиками (подрядчиками), на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок с предварительным отбором. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, предъявляемая участником размещения заказа, должна быть получена им в соответствующих органах за шесть и менее месяцев до даты размещения извещения о размещении заказа на официальном сайте.
Изменение объемов товаров, работ, услуг по государственному контракту
Достаточно часто у государственных заказчиков возникает необходимость увеличить объемы товаров, работ и услуг по государственному контракту. Такая возможность предусмотрена законодательством, однако новые положения закона № 94-ФЗ затронут и данный вопрос. С 1 октября 2007 г. госзаказчикам предоставляются более широкие возможности по «дозакупке» товаров: заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, равную разнице между начальной ценой контракта и ценой, которая содержалась в предложении победителя конкурса или аукциона. Однако с 1 января 2009 г. положения, которые позволяют изменять объем работ и услуг по государственному контракту, заключенному по итогам конкурса, утратят силу. Исключение составят государственные контракты на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, медицинских услуг и т.п. (подп. е п. 5 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ).Определение начальной цены контракта
Новыми положениями закона № 94-ФЗ установлен перечень товаров, работ и услуг, при размещении заказа на которые госзаказчик получает право помимо начальной цены контракта устанавливать также начальную стоимость единицы продукции (работ, услуг). В данный перечень включены услуги по техническому обслуживанию и ремонту техники (оборудования), услуги связи и юридические услуги – то есть те виды услуг, при закупке которых сложно сформулировать, а точнее, спрогнозировать потребности государственного заказчика. Кроме того, начальная стоимость единицы продукции (работы, услуги) устанавливается госзаказчиком при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению в том случае, если по итогам размещения заказа будет отобрано несколько победителей.«Творческий» конкурс
Новые процедуры, установленные ч. 2 ст. 31.1 закона № 94-ФЗ, позволят более эффективно размещать заказ на следующие виды работ (услуг): литературные, драматические, музыкально-драматические, сценарные и хореографические произведения, пантомимы, музыкальные произведения с текстом или без текста и др. Необходимость установления особой процедуры размещения заказа на указанные виды работ (услуг) обусловлена особой спецификой предмета заказа и способов оценки поданных предложений.Комиссии по размещению заказов
Новыми положениями закона установлены более жесткие требования к комиссиям по размещению заказов: к 1 января 2009 г. в состав такой комиссии должен входить как минимум один человек, прошедший профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, в ряде протоколов по процедурам размещения заказа, подлежащих публикации, должны отражаться сведения о решении каждого члена комиссии по размещению заказа.Официальный сайт в сети Интернет
Анализ сложившейся практики размещения заказов для государственных нужд показал готовность госзаказчиков эффективно применять предусмотренные законом инструменты информирования поставщиков посредством сети Интернет. В настоящее время сеть официальных сайтов для размещения сведений о государственных (муниципальных) закупках предоставляет все данные о закупках федерального и регионального уровня, а также значительную долю данных о муниципальных закупках. Однако многочисленные официальные сайты обладают разной структурой, предлагают различные формы предоставления информации и ее поиска, разный порядок работы с данными – иными словами, единообразия среди официальных сайтов нет.С целью создания единого информационного пространства в сети Интернет, где заинтересованный в государственном контракте поставщик сможет получить сведения обо всех государственных и муниципальных закупках в России, в законе № 94-ФЗ предусматривается создание единого официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов для федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд. Положение об указанном сайте вступит в силу с 1 января 2010 г. Анализ числа заказов, сведения о которых должны размещаться на официальных сайтах, говорит о том, что данный информационный ресурс станет самым емким государственным информационным ресурсом не только в России, но и за ее пределами.
Официальное печатное издание
Необходимость использования такого источника информации о государственных и муниципальных закупках, как печатное издание, уже давно является предметом дискуссий. Сомнения в целесообразности дублирования информации – в печатном издании и в Интернете – возникают не только у государственных заказчиков, но и у поставщиков: в век технологического прогресса использование Интернета в качестве источника информации о государственных и муниципальных закупках гораздо удобнее, нежели чтение бумажного бюллетеня. Кроме того, в Интернете публикация информации о размещении заказа осуществляется безвозмездно, а в случае печатного издания требует значительных расходов со стороны государственного или муниципального заказчика. В этой связи изменения, коснувшиеся ст. 16 закона № 94-ФЗ, создают принципиально новую структуру информационного обеспечения – с 1 января 2011 г. отменяется обязательная публикация информации о размещении заказа в официальных печатных изданиях для муниципальных заказчиков и государственных заказчиков регионального уровня. Для государственных заказчиков федерального уровня данное требование утрачивает силу уже с 1 января 2008 г.Реестр жалоб
Принципиально новое положение закона № 94-ФЗ дополнило структуру информационного обеспечения государственных закупок еще одним элементом. В соответствии с указанным законом практически вся процедура размещения заказа – от извещения до сведений о заключенном контракте – так или иначе должна отражаться в информационных источниках, однако один из возможных этапов, как правило, оставался в тени. Речь идет о жалобах на неправомерные действия государственного заказчика. Новая редакция закона позволяет урегулировать данный вопрос посредством совершенствования информационного обеспечения: информация о поступлении жалобы на неправомерные действия государственного заказчика и ее содержание должны размещаться органами, уполномоченными на осуществление контроля, на официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня ее поступления; в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения по жалобе сведения о вынесенном решении, предписании также размещаются на официальном сайте. Создание подобного информационного ресурса является серьезным шагом на пути к достижению полной открытости и прозрачности всех процедур, осуществляемых в рамках размещения заказа, включая контроль за указанными процедурами. По мнению разработчиков данной поправки, такая практика позволит систематизировать деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль в сфере размещения заказа, и повысить ответственность за принимаемые ими решения. Кроме того, данные изменения создадут предпосылки для единообразного толкования положений закона № 94-ФЗ при рассмотрении жалоб участников размещения заказа.Аукционы в электронной форме
Электронный аукцион пока не получил широкого распространения: его очевидные удобства и преимущества нивелируются проблемами в нормативной правовой сфере и при реализации.Новая редакция ст. 41, вступающая в силу с 2010 г. и регламентирующая процедуру проведения аукциона в электронной форме, по мнению разработчиков, будет стимулировать использование данной процедуры в практике госзакупок. Ограничение стоимости контракта, заключаемого по итогам проведения аукциона в электронной форме (1 млн руб.), снимается с 2011 г. Основные изменения таковы:
- площадки для проведения аукционов в электронной форме отбираются государством;
- установлены определенные требования к участникам электронных аукционов (в настоящее время такие требования не предусмотрены);
- снижение стоимости контракта (шаг аукциона) лимитировано 0,5–5% от его начальной цены;
- временной интервал, в течение которого участник электронного аукциона может сделать первое или последующее предложение о цене контракта, уменьшен с 1 часа до 10 минут;
- для проведения электронного аукциона госзаказчик должен подготовить соответствующую документацию (сейчас не требуется).
Заключение
Процессы совершенствования нормативной правовой основы позволяют формировать благоприятные экономические и социальные условия в сфере государственных закупок, обеспечивая закупочную деятельность государства адекватной средой. Реформирование системы госзакупок продлится еще не один год, но уже сейчас законодательство способствует систематизации процессов закупок, которые формируются на государственном и муниципальном уровне, и унификации системы контроля за правильностью размещения государственных заказов.Источник: © Бюджет, 2007, № 10