Версия для печати 9321 Материалы по теме
Сотрудники отдела государственных закупок Департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития России Дмитрий СЕРЕДИНЦЕВ и Алексей ДОРОНКИН отвечают на вопросы, связанные с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

***
ВОПРОС: Возможно ли в конкурсной документации на проведение открытого конкурса на закупку услуг кредитной организации по предоставлению кредита субъекту РФ, муниципальному образованию установить начальную (максимальную) цену контракта в процентах от суммы кредита в виде процентной ставки по кредиту?

ОТВЕТ: Федеральный закон № 94-ФЗ не предусматривает возможности установления начальной (максимальной) цены контракта в виде процентной ставки и заключения контракта по цене, выраженной в каких-либо относительных величинах (процентах, долях). Кроме того, ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ определяет, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными государственными органами.

Для отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, заключением и исполнением государственных и муниципальных контрактов, цена государственного или муниципального контракта определяется в денежном выражении с учетом стоимости поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом государственного или муниципального контракта.

При размещении заказа на оказание услуг кредитной организации по предоставлению кредита необходимо учитывать, что величина кредитной процентной ставки представляет собой относительную величину процентных платежей, выплачиваемых заемщиком кредитору за определенный период времени. Таким образом, для целей размещения заказа на оказание услуг кредитной организации по предоставлению кредита начальная (максимальная) цена контракта может быть определена исходя из суммы необходимой величины кредита, максимально допустимых для заказчика сумм процентных платежей (в денежном выражении) по кредиту, других затрат, связанных с получением и обслуживанием кредита.

***
ВОПРОС: Вправе ли медицинское учреждение самостоятельно размещать заказы за счет денежных средств, получаемых из бюджета территориального органа обязательного медицинского страхования, или оно должно быть уполномочено каким-либо органом на данные действия? В последнем случае какой орган должен уполномочить медицинское учреждение на размещение заказов, источником финансирования которых являются средства территориального фонда обязательного медицинского страхования?

ОТВЕТ: В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 94-ФЗ в качестве государственных, муниципальных заказчиков могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными словами, государственными заказчиками, которым не требуется передача полномочий на размещение заказов, могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета.

Государственными или муниципальными заказчиками, которым требуется передача соответствующих полномочий от органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, могут выступать бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Таким образом, для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансируемых за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетные учреждения должны получить соответствующие полномочия от органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, являющихся для таких учреждений главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета.

***
ВОПРОС: Правомерно ли строительство различных объектов инфраструктуры субъекта РФ или муниципального образования на основании инвестиционного контракта, который заключен без проведения конкурсов по процедурам, предусмотренным Федеральным законом № 94-ФЗ на выполнение соответствующих работ?

ОТВЕТ: Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории России определяются Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом № 94-ФЗ.

В соответствии со ст. 9 закона № 39-ФЗ финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и/или привлеченных средств. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 4 закона № 39-ФЗ).

С учетом норм, содержащихся в ст. 8 закона РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:
  • собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и др.);
  • заемных финансовых средств инвесторов (банковских и бюджетных кредитов, облигационных зай­мов и т.п.);
  • привлеченных финансовых средств инвестора (получаемых от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
  • денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
  • инвестиционных ассигнований из бюджетных источников и соответствующих внебюджетных фондов;
  • иностранных инвестиций.
Часть 6 ст. 13 закона № 39-ФЗ устанавливает, что размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. По результатам размещения заказов государственные заказчики заключают соответствующие государственные контракты.

В других случаях, если реализация инвестиционных проектов не связана с обеспечением государственных или муниципальных нужд и источниками финансирования инвестиционных контрактов не являются средства бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, законом № 39-ФЗ не установлена обязанность заказчиков определять исполнителей по инвестиционным контрактам в соответствии с законом № 94-ФЗ.

ВОПРОС: Возможно ли размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если товары (работы, услуги) включены в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. № 609-р?

ОТВЕТ: Закон не запрещает размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в такие перечни, путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Заказчик вправе размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в названный Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, посредством проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных законом.

***
ВОПРОС: Какая максимальная сумма может быть использована государственным заказчиком для размещения заказов без проведения торгов и запроса котировок согласно п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ?

ОТВЕТ: В соответствии с указанием Центрального Банка РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У (зарегистрировано в Минюсте России 5 июля 2007 г. под № 9757) в Российской Федерации расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб. Таким образом, государственный заказчик вправе без проведения торгов и запросов котировок размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму до 100 тыс. руб.

***
ВОПРОС: Должен ли государственный заказчик направлять в реестр государственных контрактов сведения о контрактах, заключенных на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ?

ОТВЕТ: Согласно п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ по итогам размещения заказа на сумму менее 100 тыс. руб. предусмотрена возможность заключения государственных или муниципальных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Если государственным заказчиком принято решение о заключении государственного контракта по итогам размещения заказа на сумму менее 100 тыс. руб., сведения об указанном контракте подлежат обязательному внесению в реестр государственных (муниципальных) контрактов в соответствии со ст. 18 Федерального закона № 94-ФЗ.

***
ВОПРОС: Имеет ли руководитель государственного предприятия (учреждения) право принимать решение о создании конкурсной комиссии, разрабатывать конкурсную документацию, подписывать от имени государственного заказчика протоколы по итогам конкурса и государственный контракт?

ОТВЕТ: В случае если государственному предприятию (учреждению) переданы полномочия государственного заказчика, а руководитель государственного предприятия (учреждения) вправе выступать как уполномоченный представитель государственного заказчика, то в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ он имеет право принимать решение о создании конкурсной, аукционной, котировочной либо единой комиссии по размещению заказов, разрабатывать и утверждать положения о комиссии по размещению заказов, а также конкурсную документацию (документацию об аукционе), подписывать от имени государственного заказчика протоколы по итогам конкурсов, аукционов, запросов котировок и государственные контракты.

***
ВОПРОС: Имеет ли государственный заказчик право заключить государственный контракт с единственным участником электронного аукциона?

ОТВЕТ: В соответствии с ч. 15 ст. 41 Федерального закона № 94-ФЗ в случае, если в аукционе, проводимом в электронной форме, участвовал один соискатель или если в течение одного часа с момента начала проведения аукциона не представлено ни одно предложение о цене контракта, предусматривающее более низкую цену контракта, данный аукцион признается несостоявшимся. Согласно Федеральному закону № 94-ФЗ при признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного аукциона либо размещении заказа путем запроса котировок, если цена контракта не превышает 500 тыс. руб. Заключение государственного контракта с единственным участником электронного аукциона не допускается.

Источник: © Бюджет, 2007, № 10
Поделиться