Версия для печати 3049 Материалы по теме
налоги
 
Министерство финансов РФ готово к серьезному реформированию единого социального налога (ЕСН) вплоть до полного отказа от него при переходе на страховые принципы, заявил на пресс-конференции 29 января заместитель министра, статс-секретарь Министерства финансов Сергей Шаталов. 
Валерий ПЕРЕВАЛОВ 

Министерство финансов РФ предполагает серьезно изменить и порядок уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) в смысле уточнения правил, условий использования и перечня документов для применения нулевой ставки НДС, а также правил заполнения налоговой декларации. Снижения ставок этого налога не планируется. С 2008 г. Минфин России переходит на квартальную уплату НДС экспортерами. Кроме того, уточняющую налоговую декларацию предлагается заменить так называемыми отрицательными нотами, чтобы дать налогоплательщику возможность представить уточненную ноту без пеней и штрафов.

Министерство финансов РФ предполагает серьезно изменить и порядок уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) в смысле уточнения правил, условий использования и перечня документов для применения нулевой ставки НДС, а также правил заполнения налоговой декларации. Снижения ставок этого налога не планируется. С 2008 г. Минфин России переходит на квартальную уплату НДС экспортерами. Кроме того, уточняющую налоговую декларацию предлагается заменить так называемыми отрицательными нотами, чтобы дать налогоплательщику возможность представить уточненную ноту без пеней и штрафов.

С. Шаталов подчеркнул, что Минфин России согласен не облагать НДФЛ и ЕСН сумму, направляемую на софинансирование страховой составляющей трудовых пенсий. Более того, власти готовы пойти еще на две существенные меры в отношении НДФЛ: повысить размер налогового вычета на детей с 600 до 800 руб. и увеличить стандартный вычет «на себя» с нынешних 20 тыс. руб. до 40 тыс.

Что касается такого «общеевропейского» налога, как налог на недвижимость (примерная стоимость которой в России составляет порядка 40 трлн руб.), то здесь ситуация сложнее. По словам заместителя министра, подобный налог может быть введен не ранее 2010 г., поскольку для его полноценного взимания в стране необходимо создать реестр недвижимости

(в полной мере его до сих пор нет) и реестр собственников недвижимости, а также разработать правила начисления такого налога.
При этом Министерство финансов РФ настаивает на необходимости сохранения неизменности объ­емов собираемых сред­ств на уровне порядка 50 млрд руб. с учетом земельного налога и налога на имущество. Для пенсионеров должны быть предусмотрены налоговые льготы, а для мало­имущих – значительно увеличены налоговые вычеты при существенном повышении ставок для владельцев элитного жилья.

Ждет перемен и практика налогового администрирования. Так, для снижения служебных злоупотреблений и ошибок среди налоговых инспекторов предлагается ввести показатели «удовлетворенность работой налоговых инспекторов» (эти опросы регулярно проводит РСПП) и «количество судебных процессов, возбужденных по результатам некачественно проведенных налоговых проверок».

Кроме того, новые поправки в Налоговый кодекс расширяют перечень методик определения рыночной цены, которыми будут пользоваться как налогоплательщики, так и налоговые органы. Минфин России планирует готовить методические указания, на основании которых рыночную цену будут устанавливать налоговые органы; эти указания послужат определенным ориентиром и для налогоплатель­щиков.

С целью уменьшения неудобств от контроля за трансфертным ценообразованием в группе компаний предполагается ввести консолидированную отчетность по налогу на прибыль для крупнейших корпораций – ее концепция уже обозначена в «Основных направлениях налоговой политики России на 2008–2010 гг.», а законопроект планируется подготовить весной следующего года. Процедуры такого контроля должны быть максимально простыми и понятными для налогоплательщиков и налоговых органов.

Изменятся и налоги на ценные бумаги, включая те, у которых базовая стоимость определяется фондовыми индексами, а также закладные на недвижимость.

В целом же, утверждает С. Шаталов, в последние годы в России идет существенное снижение налоговой нагрузки, в среднем на 1% ВВП в год, что в 2006 г. составило порядка 250 млрд руб. (точные цифры на 2007 г. пока неизвестны, но есть все основания утверждать, что речь идет о сумме того же порядка). К сожалению, мировая экономическая ситуация не дает возможности серьезно снизить налоги, но это уже другая тема…

Источник: © Бюджет, 2008, № 2
Поделиться