Начальник финансового управления администрации Комсомольского муниципального района Галина Андреевна СЕРГИЕНКО рассказала о том, как финансисты территории работают в условиях кризиса.
— Галина Андреевна, как меняется финансовая ситуация в районе в последние годы? Ощутимо ли влияние кризиса?
— Финансово-экономический кризис последних лет, безусловно, отразился на состоянии финансовой системы Комсомольского муниципального района. В 2015 году по сравнению с 2014 годом доходы консолидированного бюджета района в сопоставимых условиях сократились на 3,4 процента, в том числе по бюджетообразующему доходному источнику — налогу на доходы физических лиц — на 2,6 процента.
Исполнение доходной части бюджета в текущем финансовом году также характеризуется незначительным снижением поступлений доходов. В первом полугодии по сравнению с соответствующим периодом 2015 года доходная часть бюджета района сократилась на 0,8 процента.
— Что в этой связи происходит в сфере межбюджетных отношений? Имеет место сокращение поддержки с краевого уровня?
— Из краевого бюджета району установлены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидии на выравнивание обеспеченности муниципальных образований края по реализации ими их отдельных расходных обязательств. Ежегодно в соответствии с решением представительного органа района в целях получения дополнительных доходов от единых и дифференцированных нормативов отчислений дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности заменяется дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, изменение которых в течение года не допускается.
В целом политика края в сфере межбюджетных отношений направлена на создание равных финансовых возможностей для органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Тенденции сокращения финансовой помощи из краевого бюджета за последние несколько лет не наблюдается. В 2016 году из краевого бюджета межбюджетные трансферты району запланированы в объеме более 900 миллионов рублей. Большую часть этой суммы составляют субсидии на софинансирование расходных обязательств и субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий.
— Как выстраиваются межбюджетные отношения района и поселений, входящих в его состав?
— В числе межбюджетных трансфертов, составляющих основу стабильного функционирования местных бюджетов, основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности сельских поселений и иные межбюджетные трансферты. Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами они позволяют сформировать объем финансовых ресурсов, гарантирующий минимальную потребность муниципалитетов в средствах на первоочередные и социально значимые расходы.
Для обеспечения сбалансированности бюджетов поселений иные межбюджетные трансферты поселениям распределяются в два этапа. На первом этапе — в целях недопущения снижения общего объема доходов поселений, на втором — с учетом корректировки расходов бюджетов поселений в связи с увеличением расходных обязательств, не учтенных при определении расчетной потребности в финансовой помощи на очередной финансовый год и на плановый период, по обращениям поселений.
— Есть ли в районном бюджете какие-то резервы для оптимизации расходов? Как они используются?
— Масштабную работу по оптимизации расходов бюджета мы провели в 2015 году. Выполнены мероприятия по объединению учреждений образования, реорганизована функциональная структура с сокращением штатной численности администрации района и администраций сельских поселений, сокращена штатная численность вспомогательного и административно-управленческого персонала муниципальных учреждений образования и культуры. Оптимизированы расходы на текущий и капитальный ремонт, транспорт, подписные издания, служебные командировки.
Но и для дальнейшей оптимизации расходов резервы имеются. В районе продолжается работа по присоединению детских садов к школам, рассматривается вопрос о внедрении аутсорсинга в учреждениях образования близлежащих сельских поселений.
— На ваш взгляд, есть ли какой-либо эффект от внедрения программных принципов бюджетирования на местном уровне либо об этом пока рано говорить?
— Работа по внедрению программных принципов бюджетирования в районе начата с 2008 года. На начальном этапе была разработана нормативная база, утверждены долгосрочные целевые программы развития района.
С 2013 года в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации начался новый этап внедрения программно-целевых принципов бюджетного планирования. Муниципальные правовые акты по формированию программ претерпели существенные изменения, действующие в тот период целевые программы преобразованы и утверждены в структуре муниципальных программ. Также утвержден ряд новых муниципальных программ.
В 2013 году бюджет района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые был сформирован по новым правилам на основе 25 муниципальных программ. В этот период доля бюджетных расходов, формируемых в рамках муниципальных программ, возросла до 62 процентов. Сегодня этот показатель составляет 90 процентов.
Внедрение программных принципов бюджетирования прежде всего позволило определить проблемы социально-экономического развития района и четко обозначить стратегические цели по их решению во взаимосвязи с финансовыми возможностями бюджета района. Бюджетные расходы в структуре программ перераспределены в пользу приоритетных направлений деятельности администрации района под решение конкретных задач, направленных на достижение поставленных целей. Такой подход, безусловно, повышает эффективность бюджетных расходов. Кроме того, согласованность действий органов государственной власти края и органов местного самоуправления района в реализации приоритетов государственной и муниципальной политики дает возможность привлечения целевых финансовых ресурсов из краевого бюджета в рамках государственных и муниципальных программ.
Однако, несмотря на положительные изменения, мы понимаем, что находимся в самом начале пути. Для повышения качества управления бюджетными средствами в рамках муниципальных программ необходимо обеспечить взаимосвязь бюджетных расходов с достижением конечных результатов, усилить контроль за использованием бюджетных ресурсов и установить ответственность исполнителей программ за достижение целевых показателей.
— Сегодня в большинстве регионов и муниципалитетов ведется активная работа по мобилизации доходов, в том числе по сокращению теневой занятости. Включен ли в соответствующие мероприятия Комсомольский муниципальный район?
— Эта работа осуществляется в соответствии с утвержденным планом мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики муниципального района на 2014–2016 годы. Одним из пунктов плана является проведение работы по легализации теневой заработной платы.
Для эффективной работы в данном направлении в апреле текущего года постановлением администрации района создана рабочая группа по снижению неформальной занятости. Утвержден план мероприятий по легализации трудовых отношений, в соответствии с которым и организована работа в данном направлении.
— В целом каковы основные приоритеты в работе финансового управления администрации района на текущий и 2017 годы? Есть ли долгосрочные планы, идеи, которые предстоит реализовать?
— Да, конечно. В 2014 году в районе утверждена муниципальная программа «Управление муниципальными финансами Комсомольского муниципального района на период до 2020 года», в которой определены долгосрочные цели и приоритетные направления развития в сфере финансов района. Прежде всего это обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета района за счет увеличения наполняемости бюджета и эффективной оптимизации бюджетных расходов, дальнейшее совершенствование программных принципов планирования, системы финансового обеспечения оказания муниципальных услуг и усиление роли муниципального финансового контроля в управлении бюджетным процессом.
Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ