Липецкая область — один из наиболее успешных и динамично развивающихся субъектов РФ. Несмотря на это, руководство области считает, что сегодня как никогда важно искать новые точки роста, выявлять и максимально использовать дополнительные ресурсы во всех отраслях экономики. О том, какие именно направления в регионе считаются приоритетными, мы побеседовали с главой администрации Липецкой области Олегом Петровичем КОРОЛЁВЫМ.
— Олег Петрович, на ваш взгляд, какие первоочередные меры позволят осуществить перезапуск экономического роста? В каких точках он может начаться?
— Я считаю, что в первую очередь необходимо реструктуризировать многие отрасли экономики, разрабатывать и осваивать технологии нового поколения, повышать производительность труда, выпускать продукцию, конкурентную на мировом рынке.
Что касается точек экономического роста — как подтверждает практика, в том числе и нашего региона, ими являются особые экономические зоны, индустриальные парки и технопарки, а также развитие малого и среднего бизнеса, кооперации и народных предприятий. Именно они могут обеспечить поступательное развитие страны в целом и каждого субъекта РФ в отдельности. Кроме того, должны предприниматься действенные меры для улучшения инвестиционной привлекательности регионов.
В нашей области мы создавали условия для динамичного развития уникальной трехуровневой системы привлечения инвестиций, объединяющей федеральную особую экономическую зону «Липецк» (далее — ОЭЗ «Липецк»), региональные особые экономические зоны и индустриальные парки. Надо отметить, что наши амбициозные планы, связанные с созданием ОЭЗ «Липецк», оправдались.
ОЭЗ «Липецк» до сих пор остается единственной крупной инвестиционной площадкой в Центральном Черноземье и является одной из наиболее эффективных особых экономических зон в России. ОЭЗ «Липецк» — это настоящий промышленный город. Сегодня здесь располагаются 47 резидентов. Объем инвестиций к 2025 году здесь составит 176 миллиардов рублей, будет создано 10 тысяч рабочих мест. Кроме того, ОЭЗ «Липецк» — это масштабная продуманная система поддержки инвестиций, где созданы комфортные условия ведения бизнеса, имеется необходимая инфраструктура, предусмотрены различные меры государственной поддержки, льготное налогообложение.
В нашей области развиваются особые экономические зоны регионального уровня. Всего на территориях особых экономических зон федерального и регионального уровней зарегистрировано 96 резидентов и участников с объемом заявленных инвестиций свыше 200 миллиардов рублей, работают 33 предприятия, которыми произведено продукции на 81 миллиард рублей, создано более четырех тысяч рабочих мест.
Мы продолжаем работу по совершенствованию и расширению инновационной инфраструктуры Липецкой области. На качественное повышение уровня технологического производства в приоритетных секторах экономики направлена деятельность участников региональной технико-внедренческой зоны «Липецк-Технополюс».
Малый и средний бизнес, работающий в различных отраслях экономики, а также малые формы хозяйствования — это важнейший ресурс развития региона и всей страны. На его поддержку в этом году в области будет направлено 600 миллионов рублей. Прислушиваясь к мнению бизнес-сообщества, мы постоянно совершенствуем налоговое законодательство, снижаем административные барьеры.
Безусловный приоритет развития нашего региона — кооперативы и народные предприятия, их всесторонняя поддержка. Кооперативы являются основным ресурсом повышения качества жизни селян, создания комфортной, благоприятной среды для жизни людей, они обеспечивают реальные возможности выхода на рынки малых производителей сельскохозяйственной продукции. Что касается народных предприятий, то мировой опыт уже доказал необходимость их развития. В последние годы Липецкая область стала одним из лидеров по их созданию и развитию.
Под пристальным вниманием в Липецкой области и поддержка агропромышленного комплекса, направленная на реализацию задачи импортозамещения. За счет средств федерального и регионального бюджетов в текущем году предусмотрено выделение субсидий на сумму 5 миллиардов рублей. Все перечисленные точки роста обеспечивают активное развитие экономики региона. Время обязывает нас быть лучшими, стремиться к максимальным результатам.
— Что можно сделать для повышения инвестиционной привлекательности российской экономики?
— Залог успеха в реализации инвестиционной политики отдельного региона и страны в целом, на наш взгляд, зависит от снижения избыточных административных барьеров, выстраивания межведомственного взаимодействия и общего повышения эффективности управления.
Усилия региональной и муниципальной власти в сфере улучшения инвестиционного климата оценены Национальным рейтингом состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, составителями которого выступают Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) и ведущие деловые объединения. Липецкая область вошла в двадцатку лидеров Национального рейтинга, к тому же она отмечена в пятерке лучших по динамике показателей. Достичь таких результатов мы смогли благодаря комплексу мер, о которых уже сказано выше. Кроме того, в Липецкой области с 2012 года работает Совет по улучшению инвестиционного климата, обеспечивающий стабильные условия осуществления инвестиционной деятельности. Совет — постоянно действующий коллегиальный консультативный орган из представителей власти, делового сообщества, высших учебных заведений, функции которого весьма многообразны. В 2015 году сфера полномочий Совета была расширена, коллегиальный орган преобразован в Совет по улучшению инвестиционного климата и содействию развития конкуренции.
Также в области реализуется Инвестиционная стратегия региона, подписан Инвестиционный меморандум. Успешно внедрены механизмы Стандарта деятельности органов исполнительной власти Липецкой области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Работают специализированные организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. ОАО «Корпорация развития» объединяет центр сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна» и центр привлечения инвестиций в Липецкую область.
В постоянном режиме действует рабочая группа, так называемый проектный офис, по внедрению лучших практик и мониторингу показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. В соответствии с реалиями времени совершенствуется законодательная база. Инвесторам предоставляется значительная государственная поддержка, они защищены от изменений регионального законодательства, ухудшающих их положение.
— Ощущается ли потребность в активной промышленной политике, которую бы проводило государство?
— Безусловно, да. При этом основными векторами промышленной политики должны быть снижение импортозависимости экономики, повышение конкурентоспособности предприятий, рост производительности труда, создание новых высокотехнологичных производств и формирование современной промышленной инфраструктуры — индустриальных парков и промышленных технопарков. Все это позволит России занять достойное место в мировой экономике. Сегодня, на наш взгляд, для этих целей на федеральном уровне предпринимаются активные действия. В частности, Минпромторг России разрабатывает и реализует новые направления поддержки промышленности.
Дополнительным импульсом для нового этапа развития отечественной промышленности стали принятый в декабре 2014 года Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» и ряд подзаконных нормативно-правовых актов. Несомненно, положительное влияние на развитие этого сектора экономики оказывают действующие меры государственной поддержки в рамках госпрограмм и ресурсов созданного Фонда развития промышленности. Иными словами, сформирована единая система новой промышленной политики, которая становится основой для подъема реального сектора экономики.
— Сегодня много споров возникает вокруг денежно-кредитной политики Центрального банка. На ваш взгляд, следует ли ее смягчать для того, чтобы «перезапустить» экономический рост?
— Денежно-кредитная политика — составная часть единой экономической политики государства. Она многогранна, это целая совокупность конкретных мероприятий. Одним из ее основных элементов является уровень процентных ставок по банковским кредитам, который очень важен для развития экономики в целом и каждого отдельного предприятия. По нашему мнению, сегодня в условиях проводимой политики импортозамещения, повышения конкурентоспособности предприятий, привлечения инвестиций в различные сферы экономики требуется снижение уровня процентных ставок. Зачастую предприятия, не имея достаточного объема собственных средств, просто отказываются от реализации проектов. Принятые в прошлом году на федеральном уровне решения о докапитализации российских банков и другие меры несколько смягчили условия получения кредитов, однако сегодня необходимы дальнейшие шаги в этом направлении.
— Требуются ли серьезные изменения в налоговом, тарифном регулировании, системе контроля и надзора за бизнесом для выхода России на траекторию устойчивого экономического роста?
— Рост экономики — важнейшая стратегическая задача, без решения которой невозможно стать передовой в экономическом плане страной. Сегодня большинство макропрогнозов сводятся в среднесрочной перспективе к росту ВВП на 1,5–2 процента в год. Этот показатель в два раза ниже среднемирового, что не может устраивать ни граждан, ни государство, ни бизнес. Долгосрочный рост российской экономики — это, в первую очередь, стабильность правил игры, неприкосновенность собственности в сфере бизнеса. Инвесторы должны знать, какой будет экономическая, налоговая политика государства в обозримом будущем.
Неизменность условий налогообложения должна являться основным приоритетом властей и сегодня, и в среднесрочной перспективе. В 2015 году были приняты решения по снижению налоговой нагрузки и предоставлению дополнительных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства как на федеральном, так и на региональном уровнях. В частности, в нашем регионе введены налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научных сферах, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения. Снижены налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения, по единому налогу на вмененный доход.
Что касается сферы государственного контроля и надзора, то здесь положительная тенденция налицо: введен трехлетний мораторий на проведение плановых проверок с 1 января 2016 года. Запрет на проведение плановых проверок касается малых предприятий, которые по итогам предшествующих трех лет не имели существенных нарушений законодательства.
— Как можно было бы усовершенствовать механизмы поддержки субъектов РФ из федерального центра?
— В условиях значительных циклических колебаний экономической системы современные подходы к межбюджетным отношениям не позволяют в полной мере эффективно решать возникающие проблемы, в частности, обеспечивать поддержку регионов. Для дальнейшего развития межбюджетных отношений необходимо создать эффективно функционирующий механизм распределения доходных источников между органами власти для реализации их расходных полномочий путем совершенствования законодательства с учетом складывающихся социально-экономических условий, а также формализовать методику распределения финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. В связи с этим важнейшими направлениями повышения эффективности системы предоставления межбюджетных трансфертов мы считаем:
совершенствование порядка распределения и предоставления дотаций российским регионам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, в том числе дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;
продолжение работы по консолидации субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ;
осуществление процедуры заключения соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в начале финансового года и обеспечение перечисления средств в бюджеты регионов в первой половине финансового года;
дальнейшее совершенствование механизма распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ путем установления сроков перечисления субвенций и корректировки методик расчета по отдельным субвенциям, которые не покрывают в полном объеме расходы российских регионов, связанные с реализацией переданных полномочий РФ;
недопущение передачи органам государственной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации без соответствующего финансового обеспечения;
проведение инвентаризации расходных полномочий субъектов РФ в целях перераспределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ или передачи отдельных полномочий субъектов РФ на федеральный уровень;
корректировка механизма доступного кредитования субъектов РФ за счет средств федерального бюджета в целях реализации субъектами РФ региональных программ развития.
Подготовила О. В. ИЗУТОВА