Еще несколько лет назад развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в Самарской области было фрагментарным. Прошло совсем немного времени, и сегодня область занимает лидирующие позиции в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП. О том, как внедрялся данный механизм, рассказал заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области — руководитель департамента управления проектами и программами Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Олег Владимирович МАЙОРОВ.
— Олег Владимирович, как известно, Федеральный закон № 224‑ФЗ о ГЧП начал действовать с января 2016 года. На ваш взгляд, отсутствие данного закона усложняло процесс внедрения ГЧП?
— Безусловно. Основу государственно-частного партнерства составляют имущественные и финансовые правоотношения, которые до принятия закона о ГЧП на федеральном уровне соответствующим образом урегулированы не были. Во многих субъектах РФ, в том числе и в Самарской области, действовали собственные региональные акты, которые были весьма разнообразны и в некоторой степени противоречивы. Это не давало инвестору долгосрочных и единообразных гарантий реализации и сохранения инвестиций. Такое положение дел, безусловно, не способствовало активному продвижению ГЧП. Например, в Самарской области до принятия федерального закона о ГЧП не было заключено ни одного соглашения о государственно-частном партнерстве. Да и в целом по России количество соглашений о ГЧП, заключенных до 1 января 2016 года, небольшое.
Сегодня, что очень важно, Федеральный закон № 224‑ФЗ является законом прямого действия и детальнейшим образом регламентирует весь жизненный цикл проектов государственно-частного партнерства. В его развитие принято еще 14 нормативных правовых актов РФ. Для реализации закона на территории Самарской области разработана вся необходимая нормативная правовая база, которая детально регулирует работу органов исполнительной власти региона. В этих условиях законодательная процедура по правоприменению соглашений о ГЧП для бизнеса стала более прозрачной, многие имущественные риски при реализации таких проектов сняты.
— А какие проблемы по-прежнему препятствуют продвижению ГЧП?
— Государственно-частное партнерство стало универсальным механизмом социально-экономического развития, значение которого ежегодно растет. Особая потребность сегодня существует в привлечении бизнеса в капиталоемкие инфраструктурные объекты, требующие значительных финансовых вложений. Поэтому сейчас крайне важно консолидировать усилия федеральных и региональных властей для создания инфраструктурных проектов.
В настоящее время реализуется большое число федеральных целевых и государственных программ, для участия в которых региональные бюджеты должны обеспечить софинансирование. Зачастую регионы испытывают трудности с финансовым обеспечением программных мероприятий. Вместе с тем некоторые объекты целесообразнее создавать с привлечением внебюджетных источников, а не в рамках госпрограмм. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо создать равные условия доступа объектов, реализуемых только за счет бюджетных средств и объектов, создаваемых по модели государственно-частного партнерства, к поддержке в рамках федеральных целевых и государственных программ. В этих условиях целесообразно предусмотреть возможность учета в качестве источника софинансирования со стороны субъектов РФ средств, привлекаемых на реализацию проекта, включенного в федеральную целевую или государственную программу, с использованием механизма государственно-частного партнерства.
— Реализуются ли в Самарской области ГЧП-проекты на муниципальном уровне?
— Прошедший год отличался значительным увеличением числа концессионных соглашений в сфере модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и объектов социально-культурного назначения в муниципальных образованиях. Так, с использованием механизмов концессионных соглашений уже реализуется 14 проектов на сумму два миллиарда рублей. Наибольших результатов в процессе привлечения частных инвестиций достигли Безенчукский и Сызранский муниципальные районы Самарской области, а также городские округа Октябрьск и Кинель.
— В целом в каких сферах реализуются проекты государственно-частного партнерства?
— Сегодня в работе Правительства Самарской области находится 50 проектов ГЧП, из которых уже реализуется 18. Общий объем привлекаемых внебюджетных инвестиций составляет порядка десяти миллиардов рублей. Инвестиции направлены на модернизацию системы здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, развитие спорта и туризма.
Наибольший прогресс в применении механизмов ГЧП на территории Самарской области достигнут в сфере здравоохранения, где в настоящее время реализуется 13 проектов ГЧП. Они позволят создать порядка 1,7 тысячи новых рабочих мест и привлечь более восьми миллиардов рублей инвестиций.
Реализуются как крупные, так и небольшие проекты, которые будут тиражированы на все лечебные учреждения нашей области. К ним относятся: организация лечебного питания, модернизация отделений стерилизации изделий медицинского назначения, создание медицинских центров. В этом году мы запустили два таких пилотных проекта на базе крупнейшей в Самарской области клинической больницы им. В. Д. Середавина. Их стоимость — порядка 100 миллионов рублей. Инвесторами выступают самарские компании.
Всего за три года работы с небольшими проектами мы приобрели необходимый опыт, который позволил выйти на качественно новый уровень и увеличить масштабы внебюджетного финансирования. Сейчас важно активизировать работу по привлечению бизнеса в крупные инфраструктурные проекты, связанные с подготовкой региона к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году, — строительство моста через реку Волга, автомагистрали «Центральная», линии скоростного трамвая в Самаре, а также создание системы весогабаритного контроля и контроля скоростного режима. На эти цели планируется привлечь более 100 миллиардов рублей внебюджетных средств.
Новым направлением станет привлечение внебюджетных средств на развитие социальной сферы, а также спорта и туризма. В настоящее время активно ведется поиск потенциальных инвесторов для подобных проектов. К перспективным в сфере туризма относятся проекты по строительству зоопарка в микрорайоне Южный город, развитию паркового комплекса истории техники им. К. Г. Сахарова, строительству конноспортивного комплекса с ипподромом.
— В рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП Самарская область занимает высокие позиции. Какие достижения, на ваш взгляд, вывели область в лидеры?
— Еще несколько лет назад ГЧП в Самарской области развивалось фрагментарно. Однако дефицит инвестиций на модернизацию и развитие инфраструктуры в социальной, транспортной сферах, коммунальном хозяйстве обусловил необходимость внедрения новых механизмов для решения общественно значимых государственных задач в рыночных условиях. Одним из наиболее эффективных путей привлечения инвестиций и технологий стало использование ГЧП. Именно ГЧП-инструментарий позволяет не только привлекать частные инвестиции, но и более эффективно расходовать бюджетные средства в первую очередь при реализации крупных инфраструктурных проектов в сфере транспорта. Кроме того, при грамотном использовании ГЧП возможно решение таких вопросов, как недостаточно эффективное управление государственной собственностью, недостаток инвестиционных ресурсов, отсутствие инновационных технологий.
В этой связи в своем Послании к Самарской губернской думе и жителям региона на 2013 год губернатор Н. И. Меркушкин поставил задачу развития ГЧП с учетом документов стратегического планирования и прогнозирования. Стратегическими целями социально-экономического развития региона были определены три взаимообеспечивающих вектора — улучшение качества жизни населения, рост конкурентоспособности экономики и повышение эффективности деятельности региональных органов власти. Это и было положено в основу развития ГЧП в Самарской области.
В 2013 году определен единый уполномоченный орган по подготовке, координации и сопровождению проектов ГЧП — министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, в структуре которого создано специализированное подразделение. Все сотрудники прошли соответствующую квалификацию в Финансовом университете при Правительстве РФ. Также в целях повышения компетенций в этой сфере Институт развития государственно-частного партнерства при поддержке Центра развития ГЧП провел в Самарской области обучающий семинар среди представителей органов власти и бюджетных учреждений.
Далее была проведена работа по совершенствованию законодательной базы в сфере ГЧП. В первую очередь приняты нормативные акты, позволившие четко регламентировать взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений и потенциальных частных партнеров при подготовке и реализации проектов ГЧП.
Исходя из нашего опыта работы с проектами ГЧП, наиболее востребованной мерой поддержки и стимулирования инвесторов является индивидуальное сопровождение таких проектов на всех этапах их реализации. Для этого в регионе по отраслевому признаку созданы межведомственные рабочие группы из представителей органов региональной и муниципальной власти и иных заинтересованных ведомств. Координацию их работы осуществляет областное министерство экономического развития, инвестиций и торговли. Это позволяет своевременно предоставлять административную, информационную и консультационную поддержку частным партнерам, оптимизировать их финансовые и временные затраты на прохождение административных процедур при подготовке исходно-разрешительной документации и процедур согласования технических условий с ресурсоснабжающими организациями.
Для консолидации данных по всем проектам ГЧП, планируемым и реализуемым на территории области, для организации контроля и отчетности проектной работы используется Информационная система сопровождения проектов «Портал ГЧП», который позволяет реализовать оперативный эффективный мониторинг проектов с минимальными временными затратами.
Благодаря этой системной работе в декабре 2015 года Самарская область одержала победу во Всероссийском конкурсе в номинации «Лучший субъект РФ по уровню развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения». Отмечу также, что по итогам 2015 года Самарская область ГЧП переместилась на третье место в рейтинге регионов по уровню развития, уступив менее процента Москве и Санкт-Петербургу.
Подговила О. В. ИЗУТОВА
Лучшие проекты ГЧП в здравоохранении
В ноябре 2015 года в рамках Национальной премии в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА» Самарская область вошла в тройку лидеров в номинации «Лучший проект ГЧП в социальной сфере» с проектом по строительству и эксплуатации отдельного корпуса Центра экстракорпоральной гемокоррекции и клинической трансфузиологии в городском округе Самара. В декабре 2015 года область одержала победу во Всероссийском конкурсе «Лучший проект государственно-частного взаимодействия в здравоохранении» в номинации «Лучший субъект РФ по уровню развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения».