Версия для печати 1715 Материалы по теме
В Калининграде обсудили эффективные технологии государственного управления

В начале сентября в Калининграде прошла пятая, юбилейная конференция «Эффективные технологии государственного управления». Организатором конференции выступила компания «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ). Столица янтарного края России собрала более сотни экспертов — представителей федеральных ведомств, а также руководителей финансовых органов, органов финансового контроля и структур, ответственных за социально-экономическое развитие, из 26 субъектов РФ.

Новации Бюджетного кодекса и электронный бюджет

Федеральные эксперты, присутствовавшие на конференции, рассказали о ключевых положениях новой редакции Бюджетного кодекса, о развитии системы «Электронный бюджет», ЕИС в сфере закупок и ее интеграционном взаимодействии с другими системами.

Бюджетный процесс, как известно, не стоит на месте и постоянно развивается. На протяжении последних лет Правительство РФ проводило интенсивные бюджетные реформы, которые включали в том числе реформу государственных и муниципальных учреждений и услуг, переход на трехлетний бюджет и многие другие новации. Бюджетный кодекс РФ действует уже 16 лет, поэтому его новая редакция призвана завершить весь комплекс бюджетных реформ, систематизировать и кодифицировать все нормы и результаты, которые были достигнуты за последние годы.

Если говорить в целом, то новации Бюджетного кодекса направлены прежде всего на завершение кодификации бюджетного законодательства, создание условий для повышения доступности и качества государственных услуг, внедрение программно-целевого управления, изменение формата федерального бюджета, развитие отчетности о государственных финансах и государственного (муниципального) бюджетного контроля и внутреннего контроля.

Новая редакция Бюджетного кодекса исключает такие понятия, как «бюджетная роспись» и «собственные доходы бюджетов». Понятие «получатель бюджетных средств» заменяется понятием «администратор расходов бюджета», «источник финансирования дефицита бюджета» — на «источник финансирования бюджета». На смену «бюджетам государственных внебюджетных фондов» придут «бюджеты государственных социальных фондов». Вводятся новые понятия: получатель средств из бюджета, лимиты долгосрочных договорных обязательств, норматив отчисления, грант, единый казначейский счет (казначейский счет), временно свободные средства.

Еще одной темой, на которой подробно остановились представители федеральных ведомств, стало развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». В частности, они рассказали о подсистемах, которые в настоящее время активно развиваются и внедрение которых должно завершиться до конца текущего года.

В прошлом году была проведена большая работа по формированию и ведению базовых (отраслевых) и ведомственных перечней государственных и муниципальных услуг и работ, которая продолжилась и в 2016 году. В настоящее время существует 31 базовый (отраслевой) перечень, при этом существенные изменения в них были внесены Минкультуры, Минздравом, Минобрнауки России. Поэтому при работе с ведомственными перечнями регионам и муниципалитетам важно обращать внимание на актуальность данных. Как известно, в соответствии с нормативно-правовыми актами в течение 30 дней после изменения базового перечня должны быть внесены изменения в ведомственный перечень. Если специалист видит в системе рядом со своим ранее утвержденным ведомственным перечнем восклицательный знак, это значит, что соответствующий базовый перечень был изменен или скорректирован.

В то же время эксперты не рекомендовали участникам конференции приступать к работе по ведомственным перечням прямо сейчас: федеральные органы власти еще не завершили в полном объеме работу с базовыми перечнями. Как отмечается, в основном она будет завершена в октябре этого года.

Специалисты федеральных органов власти также рассказали о развитии единой информационной системы в сфере закупок и интеграционном взаимодействии с иными системами, в том числе региональными и муниципальными. Особое внимание эксперты уделили основным изменениям ЕИС, произошедшим в 2016 году.

Неэффективные расходы

Как полагают аналитики Компании БФТ, неэффективные расходы бюджета можно сократить за счет проведения мониторинга, контроля и анализа расходования бюджетных и внебюджетных средств на капитальные вложения на региональном и муниципальном уровнях. Преимущество системного подхода к управлению объектами заключается в организации единого информационного пространства для всех участников процесса капитальных вложений.

Еще одним эффективным инструментом сокращения расходов бюджета, на который обратили внимание эксперты, стала оптимизация и централизация бюджетного (бухгалтерского) учета. Участники сошлись во мнении: для того чтобы контроль бюджетных расходов приносил реальные результаты, необходимо использовать единые методологические подходы и регламенты учетных процессов. Этого можно добиться только за счет централизации бухгалтерского учета.

Повышение доходов

Среди ключевых инструментов повышения доходов региональных и местных бюджетов участники конференции выделили грамотное распоряжение имуществом. Сегодня задача управления земельно-имущественным комплексом должна решаться не самостоятельно, а как элемент стратегии устойчивого развития региона в целом. При этом основные причины неэффективного управления имуществом сводятся к отсутствию единого информационного обеспечения деятельности по управлению собственностью. Этим объясняется необходимость автоматизации учета всего имущества с применением централизованной платформы. Она позволяет всем участникам применять единые стандарты и нормы управления земельно-имущественным комплексом. Благодаря этому повышается прозрачность и эффективность использования собственности, а также собираемость неналоговых платежей.

Участникам конференции были представлены системы, позволяющие за счет автоматизации решить вопрос повышения доходов. В частности, интерес собравшихся вызвало геолокационное приложение, созданное по принципу дополненной реальности, позволяющее его пользователям в режиме реального времени получать информацию об объектах недвижимости, проводить их инвентаризацию, а также использовать для осуществления контрольных функций. Эксперты отметили, что увеличить доходность бюджетов можно также с помощью системы инвентаризации и мониторинга имущества, которая является эффективным инструментом пополнения доходов за счет выявления скрытого налогового потенциала, вовлечения в оборот неиспользуемых земельных участков и бесхозяйного имущества.

Кроме того, на мероприятии обсуждались вопросы организации внутреннего финансового контроля, развития проектного управления и определения нормативных затрат. Как отметили эксперты, все перечисленные инструменты, позволяющие сократить неэффективные расходы и повысить доходы бюджетов, уже доказали свою практическую эффективность как на региональном, так и на муниципальном уровне. Так, представители Московской области, Калининграда и Ростова-на-Дону поделились своим опытом увеличения неналоговых доходов бюджета и повышения эффективности управления общественными финансами.

Н. Г. СМИРНОВ


Поделиться