Надежда Анатольевна ТИНЬГАЕВА, председатель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула
На протяжении многих лет в Барнауле в различных формах реализуются мероприятия, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов. Отправной точкой можно назвать разработку в 2005 году комплексной программы «Реформирование муниципальных финансов города Барнаула в 2005–2007 годах», которая, по оценке Министерства финансов РФ, стала одной из лучших в стране. С 2007 года комитет принимает участие в ежегодном конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Благодаря этому в городе действует актуальная нормативно-правовая база, которая позволяет своевременно реагировать на изменения экономической ситуации.
Еще в ходе исполнения бюджета 2015 года у нас сложилось понимание того, что произошедшие в экономике изменения имеют долгосрочный характер. Основной финансовый документ города Барнаула на 2016–2018 годы принимался исходя из консервативного прогноза. Текущая ситуация потребовала проведения гибкой финансовой политики, направленной на сохранение достигнутых ранее показателей. Основное внимание уделено повышению результативности расходов.
Администрация реализует ряд крупных инвестиционных проектов в инфраструктурной, туристской и социальной сферах. При этом в Барнауле отсутствует муниципальный долг. Основной инструмент в данном случае — механизм государственно-частного партнерства. Так, в рамках создания туристско-рекреационного кластера «Барнаул — горнозаводской город» на один бюджетный рубль приходится до 2,3 рубля частных инвестиций.
В настоящий момент муниципалитет не может рассчитывать на значительный рост собственных доходов. В связи с этим одна из первостепенных задач — работа с резервами: сокращение задолженности, повышение уровня собираемости доходов, легализация трудовых отношений.
Против неплатежей
В целях оперативного реагирования в Барнауле ведется ежеквартальный мониторинг дебиторской задолженности в бюджет города. По его итогам мы определяем добросовестные предприятия, которые могут претендовать на финансирование, субсидии и гранты из городского бюджета.
На уровне администраторов доходов действуют комиссии по взысканию задолженности, на уровне городской и районных администраций — рабочие группы, на заседания которых приглашаются не только недобросовестные плательщики обязательных платежей, но и представители предприятий, работающих с убытками, использующих схемы ухода от налогообложения и неформальную занятость. Сведения о налогоплательщиках, не погасивших долги, мы направляем в прокуратуру города, публикуем в средствах массовой информации (своего рода «антиреклама»). Для повышения собираемости доходов в сети интернет на страницах главных администраторов доходов действуют онлайн-сервисы, позволяющие плательщикам узнать свою задолженность.
Показатель по недопущению увеличения удельного веса задолженности в общей сумме доходов включен в план мероприятий по реализации программы повышения эффективности бюджетных расходов. Его исполнение ежеквартально оценивается при подведении итогов финансового менеджмента главных администраторов доходов — органов местного самоуправления.
Отношения узаконить
Поскольку поступления по налогу на доходы физических лиц имеют существенное влияние на общий объем доходной части бюджета, особое внимание мы уделяем сокращению неформальной занятости. В Барнауле работа по легализации трудовых отношений осуществляется посредством оперативного межведомственного взаимодействия с надзорными и контрольными органами. Создана рабочая группа по регулированию выплаты заработной платы, в состав которой входят представители государственных фондов (пенсионного и социального страхования), прокуратуры города, полиции, центра занятости населения, налоговых органов, профсоюзов, союза предпринимателей. Работают телефоны горячей линии, которые принимают сведения о фактах неофициального оформления трудовых отношений и выплаты заработной платы в конверте.
В 2016 году увеличилось количество предприятий, приглашаемых на заседания комиссии по легализации заработной платы. Охват налоговых агентов увеличился в 4,8 раза. При этом количество работников, с которыми были легализованы трудовые отношения, выросло на 6,3%.
Работа с населением
Мы уделяем большое внимание работе с населением: в средствах массовой информации размещаются публикации, разъясняющие порядок и сроки оплаты налогов, в общественном транспорте города — информационные листовки со сроками уплаты имущественных налогов. В качестве положительного итога этой работы отмечаем рост налоговой базы по земельному налогу. За два года площадь земельных участков, облагаемых налогом, по Барнаулу увеличилась на 2,8%. В целом благодаря предпринимаемым мерам резкого спада собираемости имущественных налогов не произошло. К концу текущего периода прогнозируем поступления на уровне 2015 года.
Кроме этого, мы обратились в администрацию Алтайского края с инициативой о переходе к исчислению налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов. Несмотря на то что новые объекты налогообложения не попадают в налогооблагаемую базу, проводятся мероприятия на перспективу. Так, четыре года действовала «коттеджная амнистия», предусматривающая компенсационные выплаты гражданам, зарегистрировавшим право собственности на свои домовладения. На постоянной основе ведется работа с населением по регистрации индивидуальных домов, в том числе и тех, строительство которых не завершено.
С 2012 года в эксплуатацию введено более 1,3 тысячи домов (это около 500 тысяч квадратных метров жилья), что в будущем обеспечит поступление налога на имущество физических лиц в бюджет города.
Под контролем
Еще один резерв в условиях ограниченности ресурсов мы видим в развитии новых систем и методов осуществления финансового контроля. В Барнауле принята вся необходимая нормативно-правовая база, регламентирующая предусмотренные законодательством виды контрольной деятельности. В том числе с 2015 года начата работа по внедрению внутреннего финансового контроля и аудита участников бюджетного процесса. Внутренний финансовый контроль послужил дополнительным инструментом взаимоувязки уровня оплаты труда муниципальных служащих с результатами работы. На примере комитета по финансам можем отметить, что эта практика положительно повлияла на качество подготовки документов, усилила взаимодействие структурных подразделений комитета между собой при выполнении контрольных заданий и поручений.
Открытым остается вопрос наработки положительной практики по осуществлению внутреннего финансового аудита. Очень сложно добиться принципа независимости аудиторских проверок даже в случае назначения нескольких аудиторов из разных структурных подразделений. Выделение отдельного подразделения представляется нецелесообразным из-за невозможности обеспечить полную занятость аудитора в течение года.
Для повышения эффективности контроля очень важно, чтобы все его направления работали как одна слаженная система — будь то муниципальный финансовый контроль, внутренний финансовый контроль и аудит или ведомственный контроль. В Барнауле комитет по финансам для данной системы является связующим звеном.
В целом бюджетная система города, несмотря на экономические вызовы, сохраняет свои основные черты: стабильность исполнения бюджета, отсутствие долгов, приоритет социальной части расходов.
Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО