Версия для печати 6162 Материалы по теме
мокрецов
Об основных итогах работы ведомства и задачах на 2008 г. рассказывает руководитель Федеральной налоговой службы Михаил МОКРЕЦОВ.


– Михаил Павлович, каковы основные итоги работы Федеральной налоговой службы в 2007 г.?

– На Федеральную налоговую службу возлагается ответственность, связанная с администрированием доходов бюджета. Поэтому, пожалуй, начну с цифр, которые отражают именно эту сторону нашей деятельности. За 2007 г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило 8,6 трлн руб. доходов, администрируемых ФНС, что на 28% больше, чем в 2006 г. В консолидированный бюджет Российской Федерации за указанный выше период поступило 7,4 трлн руб. – это на 28% больше, чем в 2006 г. В федеральный бюджет Российской Федерации за 2007 г. поступило более 3,7 трлн руб. администрируемых ФНС доходов, что на 25% (747 млрд руб.) превышает уровень 2006 г. Законы о федеральном бюджете за 2004–2007 гг. ФНС России исполнялись. Сводная бюджетная роспись на 2007 г. исполнена на 102,1%.

Таким образом, темпы роста поступлений за 2004–2007 гг. значительно больше уровня инфляции и в целом соответствуют темпам развития экономики.

– Изменилась ли структура поступлений доходов в федеральный бюджет по видам налогов?

– Да. На протяжении вот уже четырех лет структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации постепенно изменяется в пользу налога на прибыль и налога на доходы физических лиц.

– В последнее время налоговые органы принимают серьезные меры для борьбы с «серыми» схемами выплаты заработной платы. Тем не менее зарплаты многих россиян по-прежнему находятся «в тени». Что еще можно сделать для решения этой проблемы?

– Вы подняли очень актуальный вопрос. Поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и единого социального налога (ЕСН) напрямую зависят от доходов населения. Поэтому крайне важно осуществлять контроль за достоверностью налоговой базы с фонда оплаты труда.

По данным Росстата, доля скрытой оплаты труда на протяжении последних нескольких лет росла. Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, в том числе уменьшение с 1 января 2005 г. налоговой ставки ЕСН с 35,6 до 26%, не привело к существенному расширению налоговой базы и уменьшению доли скрытой оплаты труда в 2005 г. Если в 2004 г. доля скрытой оплаты труда составляет 25,4%, то в 2005 г. – 26,9%. Внедрение ряда новых методов работы позволило нам в 2006 г. зафиксировать долю скрытой оплаты труда на уровне 2005 г. – 26,9%.

– Какие шаги в данном направлении были сделаны?

– В частности, ФНС России инициировала создание комиссий по легализации «теневой» заработной платы и работе с убыточными организациями, причем как в налоговых органах, так и при администрациях субъектов РФ. Главной задачей таких комиссий стало не повышение заработной платы, а обеспечение достоверности налоговой базы. Кроме того, проведена значительная работа с налогоплательщиками по легализации «серых» схем и контролю за деятельностью убыточных организаций.

К 1 января 2008 г. на заседаниях комиссий были заслушаны 371 тыс. налогоплательщиков. Кстати, наиболее часто сокрытие заработной платы наблюдается в сферах оптовой и розничной торговли, строительства, обрабатывающих производств.

– И каковы итоги проделанной работы?

– По итогам работы комиссий 296 тыс. налогоплательщиков повысили заработную плату до среднего уровня по виду экономической деятельности, что привело к увеличению налоговой базы и соответственно темпов роста фонда заработной платы. Темп роста фонда в 2007 г. увеличился и составил 128% против прогнозируемого Министерством экономического развития РФ значения 120%. Также необходимо отметить высокий рост поступлений единого социального налога – 127,4%. Ускорения темпов роста заработной платы, поступлений НДФЛ, ЕСН удалось достигнуть во многом благодаря работе указанных комиссий.

– Высок ли процент убыточных организаций? И о чем свидетельствует убыточность?

– По данным ФНС России, 20% организаций в 2007 г. были убыточными. Наибольшее число убыточных организаций наблюдается в оптовой и розничной торговле, строительстве, обрабатывающих производствах – то есть в тех же отраслях, в которых значительна доля скрытой оплаты труда.

Убыток в финансовой отчетности в течение нескольких налоговых периодов часто является признаком неполного отражения в документах результатов хозяйственной деятельности. Поэтому в первую очередь налоговые органы проводят работу с теми организациями, которые заявляют убытки на протяжении более двух лет.

– Как построена работа с такими налогоплательщиками?

– В прошлом году для приглашения на заседания комиссий был определен круг из 112,4 тыс. организаций, что составляет 45% от общего числа убыточных компаний 2006 г. За девять месяцев 2007 г. рассмотрена деятельность 75 тыс. организаций, причем треть из них представила уточненные налоговые декларации, уменьшив убытки на 29 млрд руб. и заявив дополнительно прибыль на 2 млрд.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности, товарных и финансовых потоков, информации из различных ведомств позволил определить налоговые риски и круг налогоплательщиков для выездных налоговых проверок. За девять месяцев 2007 г. комиссиями было рекомендовано к назначению более 7 тыс. выездных налоговых проверок убыточных организаций.

Важно отметить, что большинство руководителей регионов поддержали инициативу ФНС по легализации налоговой базы. По предложению налоговой службы органами исполнительной власти субъектов РФ принят ряд нормативно-правовых актов, нацеленных на выработку мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов. В этой связи мне хотелось бы поблагодарить губернаторов и руководителей администраций субъектов РФ, руководителей органов государственных внебюджетных фондов, инспекций по труду, миграционной службы и других ведомств, активно сотрудничающих с ФНС России, за совместную работу.

– Как складывается ситуация с поступлением налога на добавленную стоимость?

– В 2007 г. объем средств от налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, поступивших в федеральный бюджет, составил 1 390 млрд руб. Однако в доходах консолидированного бюджета удельный вес данного налога снижается.

Уменьшение доли НДС при повышении налога на прибыль и НДФЛ объясняется опережающим ростом прибыли и заработной платы в сфере, не облагаемой НДС (банковская деятельность, операции с ценными бумагами и т.д.).

– Нередко налогоплательщики жалуются на затягивание сроков возмещения НДС. Эта проблема все еще актуальна?

– В обществе сложилось устойчивое, но ошибочное мнение, что налоговые органы не возмещают налог на добавленную стоимость годами. Исключение составляют только те налогоплательщики, которые, пройдя все стадии арбитражного рассмотрения исков к налоговым органам, получают возмещение НДС на основании положительных решений суда. Однако из общей суммы, заявленной к возмещению, налоговыми органами признается необоснованной только десятая часть. И всего 6% от общего объема в 2007 г. возмещено по решению арбитражных судов.

Что касается «затягивания» вынесения решений, то необходимо учитывать, что с 1 января 2007 г. процедура возмещения налога изменена и предусматривает оформление акта проверки, его вручение, получение и рассмотрение разногласий, вынесение решения. Каждое действие имеет законодательно установленные сроки исполнения. В результате срок возмещения в 2007 г. по сравнению с предыдущими годами увеличился с трех до шести месяцев.

– Каковы итоги контроля исполнения налоговых обязательств?

– Прежде всего следует отметить, что в последние годы изменен подход к организации налогового контроля. Сейчас акцент делается на глубокий предпроверочный анализ и, как следствие, на отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска. В этой связи Федеральная налоговая служба разработала концепцию планирования выездных налоговых проверок, предусматривающую новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Данный процесс носит открытый характер: 11 критериев риска опубликованы на сайте ФНС России. Мы стремимся реализовать компромиссный вариант, при котором удастся соблюсти как интересы налогоплательщиков, нуждающихся в налоговой стабильности, так и интересы бюджета.

– Можно ли уже говорить об итогах применения новой концепции налогового контроля?

– Результатом такого подхода стало прежде всего повышение эффективности налоговых проверок. На протяжении ряда лет при сложившейся устойчивой тенденции к снижению числа проведенных выездных налоговых проверок их результативность растет.

Например, за 11 месяцев 2007 г. количество проверок, проведенных налоговыми органами, снизилось более чем на 40% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. В то же время доначисления на одну выездную проверку организации увеличились в 1,4 раза и достигли 3,7 млн руб. Эффективность налогового контроля физических лиц повысилась в три раза, доначисление на одну проверку составило в среднем 629 тыс. руб. Удельный вес результативных проверок за данный период увеличился с 93 до 97%.

Наряду с повышением эффективности проводимых налоговых проверок отмечается рост поступлений по результатам организации налогового контроля. За 2005 г. в бюджет поступило 154 млрд руб., в 2006 г. – 245 млрд, а в 2007 г. – 287 млрд (без учета поступлений от одного из крупнейших налогоплательщиков). Кроме того, наблюдается положительная динамика удельного веса взысканных платежей в общем объеме доначислений по результатам контрольной работы.

Позитивной особенностью организации налогового контроля 2007 г. явилось усиление его аналитической составляющей, в результате чего налогоплательщики добровольно увеличили свои налоговые обязательства.

– Как это стало возможно?

– В настоящее время налоговые органы значительно ограничены в осуществлении контрольных мероприятий на стадии камеральных проверок, поэтому проведение качественного анализа является единственным действенным механизмом выявления различного рода несоответствий между показателями деятельности организаций и их налоговыми обязательствами. Устранение подобных несоответствий побуждает налогоплательщиков добровольно уточнять налоговые обязательства. Так, если в 2006 г. после назначения проверки или направления запроса с просьбой представить пояснения плательщики сдали более 416 тыс. уточненных налоговых деклараций, в которых увеличили ранее заявленные налоговые обязательства на 18 млрд руб., то в 2007 г. представлено более 700 тыс. уточненных деклараций, а сумма увеличенных обязательств превысила 84 млрд руб.

Данному направлению работы уделяется особое внимание, поскольку добровольное декларирование дополнительных налоговых обязательств – это не только дополнительное, но и, что самое важное, своевременное поступление в бюджет без отвлечения времени и сил на судебные разбирательства. По нашему мнению, нужно только приветствовать инициативу налогоплательщиков, добровольно уточняющих свои налоговые обязательства к доплате, как в рамках камеральных, так и в рамках выездных налоговых проверок.

– ФНС России недавно обнародовала итоги контрольной работы в отношении физических лиц. За счет чего были достигнуты такие результаты?

– К декларированию полученных доходов в 2007 г. дополнительно привлечено 1,3 млн физических лиц, что в 2,7 раза выше аналогичного показателя 2006 г. По дополнительным декларациям бюджет должен получить 3,2 млрд руб. – в 3,7 раза больше, чем в 2006 г. Получить подобные результаты стало возможно благодаря более активному использованию имеющихся информационных ресурсов в контрольной работе, глубокому анализу сведений, поступающих из внешних источников, в том числе от органов федеральной исполнительной власти. К настоящему времени заключено около 60 межведомственных соглашений по информационному обмену и взаимодействию при проведении совместных мероприятий различного характера.

В 2008 г. налоговыми органами Российской Федерации будет продолжена контрольная работа по привлечению физических лиц к декларированию полученных ими доходов.

– С 1 января 2009 г. вводится обязательное досудебное урегулирование налоговых споров, что означает невозможность обращения налогоплательщика за защитой своих нарушенных прав в суд до рассмотрения налогового спора вышестоящим налоговым органом. Готова ли к этому Федеральная налоговая служба?

– Подготовка к переходу к обязательному досудебному урегулированию налоговых споров началась в ФНС еще несколько лет назад. В целях надлежащего реагирования на возможные допущенные ведомственные нарушения, совершенствования административных процедур рассмотрения налоговых споров и снижения их количества (которое ежегодно удваивалось) в арбитражных судах в 2006 г. в ФНС были созданы подразделения налогового аудита. Совершенствование работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров обусловлено также внесением изменений в законодательство о налогах и сборах в 2006 г.

Итоги работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров в 2006 и 2007 гг. свидетельствуют о динамичной реализации поставленной задачи. Все больше заявителей отдают предпочтение досудебной процедуре урегулирования налогового спора, а не обращаются сразу в суд. На сегодняшний день темп роста жалоб, рассматриваемых в досудебном порядке, в 4 раза выше темпа роста числа судебных исков. Соотношение числа жалоб, рассмотренных в досудебном порядке, к числу заявлений, предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами, увеличилось с 57% в 2006 г. до 73% за девять месяцев 2007 г., что также свидетельствует о перемещении центра тяжести по рассмотрению налоговых споров из судебных инстанций в Федеральную налоговую службу.

В 2008 г. предстоит не только сохранить положительные результаты проделанной работы, но и провести все необходимые мероприятия по подготовке к обязательному досудебному урегулированию налоговых споров с 2009 г.

– Каковы приоритеты работы ведомства на текущий год?

– Основные направления деятельности и развития Федеральной налоговой службы на ближайшие годы отражены в Критериях оценки эффективности деятельности ФНС России, одобренных Правительством РФ. Это прежде всего обеспечение поступлений в бюджет, снижение задолженности по налогам в бюджетную систему страны, повышение доли налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих работу налоговых органов, увеличение числа налогоплательщиков, использующих интернет-технологии. Но главным по-прежнему останется обеспечение контроля за полнотой и свое­временностью поступлений налогов в бюджетную систему страны, в том числе в региональные бюджеты и государственные внебюджетные фонды.



Справка «Бюджета»

Михаил Павлович МОКРЕЦОВ, руководитель Федеральной налоговой службы

Родился в 1961 г. в Удмуртской АССР.

В 1984 г. окончил Ленинградский финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского.

После окончания вуза проходил службу в рядах Советской Армии, затем работал на руководящих должностях на государственных и коммерческих предприятиях Санкт-Петербурга.

С 2000 г. – на государственной службе в налоговых органах: начальник отдела, затем заместитель руководителя Управления МНС России по городу Санкт-Петербургу.

2004 г. – заместитель руководителя Управления МНС России по городу Москве, начальник Управления международных налоговых отношений Министерства по налогам и сборам РФ.

С ноября 2004 г. занимал пост заместителя руководителя Федеральной налоговой службы.

В феврале 2007 г. назначен руководителем Федеральной налоговой службы.



Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ
Источник: © Бюджет, 2008, № 2
Поделиться