Версия для печати 5649 Материалы по теме
Маиков
 
Леонид МАИКОВ, глава Усть-Канского муниципального района

Вопрос обеспечения муниципального образования собственной доходной базой в последнее время стоит очень остро. Республиканский закон № 79-РЗ закрепил за местными бюджетами постоянную региональную долю доходов, что в определенной степени обеспечило предсказуемость и стабильность доходной базы муниципалитета. Появилась заинтересованность в увеличении поступлений собственных доходов. Кроме того, введение с 2005 г. в Фонде финансовой поддержки муниципальных образований стимулирующей составляющей за обеспечение роста поступлений собственных доходов позволяет искать более перспективные и эффективные пути пополнения доходной части местного бюджета.

В 2006 г. Министерство финансов Республики Алтай внесло изменения в систему показателей оценки деятельности муниципалитетов, включающих оценку налоговой базы. Большое внимание при этом уделялось вопросам собираемости налогов с имеющейся налоговой базы и работе с задолженностью по налогам.
Следует отметить, что основные налоги, формирующие доходную часть местных бюджетов, регламентированы налоговым законодательством, поэтому влияние местных властей на налоговую политику очень ограниченно. Администраторами налоговых доходов являются налоговые органы. Оказать непосредственное влияние на повышение собираемости налогов местные органы власти не могут. Я считаю, что было бы целесообразнее передать полномочия по администрированию отдельных налогов органам местного самоуправления или ввести в Налоговом кодексе РФ институт сборщиков налогов с четким разграничением их полномочий.
Тем не менее муниципальное образование принимает определенные меры по увеличению налоговой базы. Например, для решения проблемы «черной» заработной платы в муниципальном образовании создана комиссия по вопросам оплаты труда. Экономическое развитие идет в рамках Программы социально-экономического развития муниципального образования на 2004–2008 гг.
Большое внимание уделяется вопросам поддержки из местного бюджета субъектов малого предпринимательства: им предоставляются кредиты и субсидии на возмещение процентных ставок по привлеченным в коммерческих банках кредитам. Полученные из республиканского бюджета средства служат экономическим стимулом развития собственной налоговой базы. В текущем году по итогам исполнения бюджета в I квартале муниципальное образование заняло второе место по республике, и выделенные 1,3 млн руб. мы планируем направить на переоценку строений, принадлежащих физическим лицам. Сумма, конечно, незначительная, но для местного бюджета с объемом собственных доходов 20 млн руб. далеко нелишняя.
Объем, полнота и своевременность поступления неналоговых доходов зависят от принятой в республике или муниципальном образовании политики. Главная задача в области неналоговых доходов – повышение эффективности управления муниципальным имуществом. В текущем году мы планируем пересмотреть методику расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом и землей, ввести индексацию ставок арендной платы.
Если говорить о результатах работы за истекший период 2006 г., исполнение плановых назначений по собственным доходам составило 132%, темп роста к соответствующему периоду прошлого года был равен 123%. Увеличение объема поступлений обеспечено за счет субъектов малого предпринимательства. Более чем вдвое повысились поступления налогов в связи с применением упрощенной системы налогообложения, возросли и поступления единого налога на вмененный доход. Кроме того, значительное увеличение наблюдается почти по всем видам неналоговых доходов.

Поделиться