Версия для печати 5512 Материалы по теме
Конкурс муниципальных программ по работе с детьми и молодежью проходит в республике уже в течение пяти лет
Инновации в образовании

Экономическое развитие региона напрямую зависит от кадров, то есть от молодых специалистов, которые придут на работу в ближайшее десятилетие. Именно поэтому сфере образования в Чувашии уделяется большое внимание. О том, как поддержка власти может повлиять на качество услуг в этой сфере, рассказал министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Юрий Николаевич ИСАЕВ.

— Юрий Николаевич, уже несколько лет в Чувашии практикуется выделение грантов лучшим образовательным учреждениям. Как работает этот механизм?

— В республике действуют эффективные меры по поддержке и развитию инновационного, творческого потенциала в системе образования. Одной из самых популярных мер в последние годы стало выделение грантов главы Чувашии лучшим образовательным организациям. В этом году гранты в размере 200 тысяч рублей получили 20 организаций, которые активно работают по развитию образовательного туризма.

 К примеру, в числе грантополучателей — Центр развития творчества детей и юношества Алатырского района, реализующий проект «Культурное наследие Земли Алатырской». Центр детского и юношеского творчества Аликовского района успешно реализует проекты эколого-биологической, геологической, туристко-краеведческой направленностей. Интересную работу проводит коллектив Центра развития ребенка — детский сад «Пчелка» Козловского района. Треть его воспитанников уже приняла участие в различного рода экскурсиях и походах. Среди обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам — победители и призеры республиканских творческих конкурсов «Моя прекрасная Чувашия», «Космос и дети», Всероссийского конкурса «Наша Родина — Россия». В Мариинско-Посадской детской школе искусств в этом году стартовала программа по образовательному туризму «Волшебство старинных дней». Алатырская средняя школа № 7 имени Героя Советского Союза З. И. Парфёновой является экспериментальной площадкой по созданию и развитию системы духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения через реализацию программы «Социокультурные истоки». В чебоксарском детском саду № 128 реализуются проекты: «Юные чебоксарцы учатся плавать», «Плавать, чтобы ходить!» (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), проект по созданию безбарьерной прогулочной площадки «Шаги навстречу миру».

Все эти проекты и программы по детскому образовательному туризму призваны дополнить и разнообразить образовательный процесс, показать детям практическое применение изучаемого материала, сформировать из молодого человека патриота и гражданина. Всего за 11 лет грантов главы Чувашии удостоено 220 инновационных образовательных организаций республики.

— В регионе проводится конкурс муниципальных программ по работе с детьми и молодежью. Какова его цель?

— Конкурс муниципальных программ по работе с детьми и молодежью проходит в республике уже в течение пяти лет. За 2011–2015 годы в нем приняли участие 19 из 26 муниципальных образований. По итогам конкурса муниципальные программы получают софинансирование на реализацию программных мероприятий для молодежи по трем номинациям: с подушевым финансированием менее 10 рублей, от 10 до 30 рублей и свыше 30 рублей — по 10, 30, 50 процентов соответственно от общей суммы выделенных на конкурс средств.

Участие в конкурсе стимулирует органы местного самоуправления применять в своей работе инновационные формы работы с молодежью, создавать условия для их реализации. Победители получают возможность расширить круг программных инновационных мероприятий за счет республиканского бюджета.

Исаев_02.png

Победители 2015 года основной акцент в своих программах сделали на развитии добровольчества, повышении гражданской активности и формировании патриотического сознания молодых граждан, пропаганде здорового образа жизни.

— Наверное, не случайно республика была определена площадкой для проведения III Всероссийского съезда учителей сельских школ. О каких собственных проектах вы рассказывали коллегам?

— Действительно, в середине сентября в Чувашии прошел Всероссийский съезд учителей сельских школ. В нем приняли участие министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева, глава Чувашии М. В. Игнатьев и другие официальные лица. Всего на съезде присутствовало более 500 делегатов.

Нам было что рассказать и показать своим коллегам — учителям сельских школ из других регионов. За последние годы облик сел Чувашии, качество жизни в сельской местности изменились принципиально. Наши села и деревни благоустроены, в них есть вся необходимая социальная инфраструктура: газ, интернет, хорошие дороги, модельные библиотеки, современные фельдшерско-акушерские пункты, школы — центры социокультурной жизни села. В сельской местности функционирует 342 школы, это 73 процента от всех школ республики. В каждой третьей создана многофункциональная среда, иными словами, объединены ресурсы образования, культуры, здравоохранения, спорта и других социальных сфер.

Отмечу, что в 60 процентах сельских школ республики работают дошкольные группы, особенно востребованы они в небольших населенных пунктах. Благодаря развитию этой модели при сельских школах было создано около 5,5 тысячи мест для дошкольников, что стало альтернативой строительству 40 новых детских садов.

Для повышения качества образования на селе создано 120 базовых школ — ресурсных центров. В них сконцентрированы кадровые, финансовые, материальные ресурсы. Эти школы стали точками роста, превратились в многофункциональные инновационные комплексы по разработке, внедрению и тиражированию лучших педагогических практик. Успешному развитию ресурсных центров способствовала реализация проекта «Школьный автобус», который наша республика запустила одной из первых.

Ежегодно школы Чувашии присутствуют в рейтинге 200 лучших сельских школ России. Учащиеся республики в течение ряда лет демонстрируют высокие результаты образования на всероссийской олимпиаде школьников, в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях. В 2015 и 2016 годах Чувашия вошла в десятку лучших субъектов РФ по результативности участия в заключительном этапе олимпиады.

Мы проводим целенаправленную работу по привлечению молодых учителей в школы. Молодые специалисты могут приобрести жилье по республиканской программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» и федеральной «Жилище». За 2001–2015 годы жилищные условия улучшили почти 500 сельских педагогов. Для молодых специалистов у нас установлен дополнительный коэффициент к заработной плате (0,5 — до трех лет стажа работы; а молодым специалистам, имеющим диплом о высшем или среднем профессиональном образовании с отличием, — 0,75).

Еще одно направление поддержки молодых педагогов — выплата им единовременного денежного пособия в размере десяти окладов (ставок). Почти во всех муниципалитетах есть и свои механизмы поддержки — единовременные и ежемесячные выплаты.

В последние годы в республике широко распространилась практика, связанная с учреждением сельскими муниципалитетами дополнительных стипендий для старшекурсников Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, желающих работать в конкретных сельских школах.

Высокую оценку развития образования в Чувашии дала министр образования и науки РФ Васильева, отметив на рабочей встречи с главой Чувашской Республики, что опыт Чувашии нужно взять на вооружение другим регионам.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться