Версия для печати 2530 Материалы по теме
Наполняемость региональных и муниципальных бюджетов — один из самых актуальных правовых и экономических вопросов в современной России
Инвестиционная привлекательность –  залог высоких налоговых поступлений

Марат Адипович САФИУЛЛИН, руководитель Управления ФНС России по Республике Татарстан 


Республика Татарстан занимает первое место в Приволжском федеральном округе и шестое в России по поступлениям налоговых платежей в бюджетную систему страны. Высокая собираемость налогов — результат слаженной работы федеральных, республиканских и местных органов власти.

Экономические показатели

Объем валового регионального продукта Республики Татарстан по итогам 2015 года составил 1,5 триллиона рублей. В его структуре 44,1% составляет доля промышленности, 8,8% — строительства, 7,7% — транспорта и связи, 7,1% — сельского хозяйства. Определяющую роль в промышленном комплексе играют нефтегазовый комплекс (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена, широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты и самолеты, авиадвигатели, компрессоры, нефтегазоперекачивающее оборудование, речные и морские суда), а также развитое электро- и радиоприборостроение. При этом республика производит около 5% сельхозпродукции России.

Сегодня усилия республиканских властей направлены на диверсификацию экономики — снижение доли сырьевого сегмента и увеличение доли обрабатывающего сектора, реализацию крупных высокотехнологичных проектов. Наблюдается рост инвестиций в основной капитал.

Подуманная экономическая политика способствует росту и налогового потенциала. В 2015 году с территории Татарстана в бюджеты всех уровней мобилизованы налоговые платежи в сумме 433,5 миллиарда рублей, при этом рост к 2014 году составил 9,3%. Так, в федеральный бюджет­­­ поступило 243,6 миллиарда рублей (рост на 8,9%), в консолидированный бюджет Республики Татарстан — 189,9 миллиарда рублей (рост на 9,9%).

Наполняемость региональных и муниципальных бюджетов — один из самых актуальных правовых и экономических вопросов в современной России. В 2015 году принята Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан, в которой определены основные направления долгосрочного развития региона. Благодаря поддержке Правительства РФ было принято решение о создании в городе Набережные Челны территории опережающего развития в рамках реализации Концепции территориально обособленного инновационно-производстенного центра «ИнноКам». Проект определен точкой роста экономики страны на ближайшие десять лет.

Доказала свою эффективность созданная в республике развитая сеть индустриальных площадок. В их числе особая экономическая зона «Алабуга» и технополис «Химград», крупнейший в Европе индустриальный парк «Мастер», две площадки ИТ-парка. По итогам прошлого года всеми резидентами инфраструктуры развития бизнеса республики произведено продукции на 125 миллиардов рублей, что составляет 7% от общего объема промышленного производства. Большие надежды в республике связывают с городом Иннополисом, в котором действует ИТ-университет мирового уровня.

Хорошим подспорьем в развитии малого и среднего бизнеса в реальном секторе являются муниципальные промышленные площадки. На сегодняшний день в республике 52 такие площадки, поставлена задача к 2020 году довести их количество до 100. Для технологического перевооружения малого и среднего бизнеса совместно с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства ведется работа по созданию региональной лизинговой компании.

Бренд Татарстана становится все более узнаваемым за рубежом: иностранные инвесторы принимают активное участие в реализации многих наших крупных проектов, открываются совместные предприятия с участием капитала из стран Западной Европы, Китая, Турции, США, Японии. Расширению деловых контактов способствуют многочисленные презентации потенциала республики за рубежом, а также проведение в Татарстане масштабных международных форумов, таких как KazanSummit.

По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах Российской Федерации в 2015 году республика стала регионом-лидером, обеспечившим наиболее благоприятные условия для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Налоговые льготы

Одним из инструментов достижения устойчивых темпов экономического роста на современном этапе является налоговая политика, проводимая региональными органами власти и органами местного самоуправления. В целях стимулирования развития инвестиционной и инновационной деятельности в республике принят ряд законов в налоговой сфере.

Что касается резидентов особых экономических зон, то они полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и ряда других налогов и сборов, зачисляемых в консолидированный бюджет Республики Татарстан. Так, сумма льгот по налогу на прибыль организаций для резидентов особых экономических зон составила за 2014 год 116 миллионов рублей, за 2015 год — 151 миллион рублей, за первое полугодие 2016 года — 77 миллионов рублей. Льготы по налогам на прибыль (в части, поступающей в региональный бюджет), на имущество, а также по другим налогам, поступающим в консолидированный бюджет Республики Татарстан, предусмотрены для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, для субъектов инвестиционной деятельности, технопарков (индустриальных парков), инновационно-технологических центров.

Одним из наиболее стабильных доходных источников республиканского и местного бюджетов являются имущественные налоги. На протяжении ряда лет Республика Татарстан занимает лидирующие позиции среди регионов ПФО по поступлению имущественных налогов в региональный и местные бюджеты: пятая часть всех поступлений по округу приходится именно на нашу республику.

Для обеспечения полноты охвата объектов имущества налоговая служба совместно с регистрирующими органами, органами местного самоуправления на постоянной основе проводит актуализацию базы данных по объектам и правообладателям. За последние три года эта работа позволила дополнить отсутствовавшую в базах инспекций информацию более чем по 300 тысячам объектов. Также совместно с органами кадастрового учета были проанализированы и уточнены сведения о реквизитах 242 тысяч объектов недвижимости, актуализированы 14 тысяч адресов плательщиков. За этот период было выведено из категории проблемных более 21 тысячи земельных участков.

Поддержка малого и среднего бизнеса

Один из важнейших факторов экономического роста республики — развитие малого и среднего предпринимательства. Сегодня малый и средний бизнес Татарстана представляют 163 тысячи организаций и индивидуальных предпринимателей. Несмотря на определенные сложности в экономике, за прошлый год количество организаций малого и среднего бизнеса возросло. Поступление налоговых платежей и сборов от субъектов этого сегмента экономики за 2015 год составило 49 миллиардов рублей, что в 1,5 раза больше, чем годом ранее. В консолидированный бюджет Республики Татарстан от предприятий малого и среднего бизнеса в 2015 году поступило 27 миллиардов рублей, что на 29% больше, чем в 2014 году. В результате удельный вес поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса в общих поступлениях налоговых платежей превысил 11% и вырос по сравнению с 2014 годом на 3,2%.

В настоящее время в республике предусмотрено налоговое стимулирование в виде снижения налоговой нагрузки для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы. Так, например, в соответствии с Законом Республики Татарстан от 17 июня 2009 года № 19-ЗРТ на территории региона установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН и определивших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 5%:

1) для налогоплательщиков, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70% дохода составил доход от осуществления таких видов экономической деятельности, как обрабатывающее производство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство;

2) для налогоплательщиков, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период 100% дохода составил доход от услуг стоянок (парковок) автомототранспортных средств на введенных в эксплуатацию с 1 января 2011 года до 1 июля 2013 года многоуровневых и подземных стоянках (парковках) с количеством машино-мест согласно технической документации не менее 150 единиц.

Для остальных налогоплательщиков налоговая ставка составляет 10%.

Широко применяется в республике патентная система налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели не ограничены в праве выбора любого наиболее благоприятного режима налогообложения при соблюдении установленных соответствующими главами кодекса ограничений. Без сомнений, весь комплекс мер экономического и налогового стимулирования предпринимательства, применяемый в Республике Татарстан, способствует дальнейшему, динамичному развитию региона и страны в целом.

Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса

Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 408‑ФЗ в законодательство РФ внесены изменения, в соответствие с которыми на сайте ФНС России с 1 августа 2016 года действует единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр доступен для всех пользователей сети интернет. Только за август в целом по стране его пользователи сделали свыше миллиона поисковых запросов, сформировали 220 тысяч выписок.

Выписки из реестра являются подтверждением статуса малого или среднего предприятия. Они позволяют получить кредит под гарантии Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства или воспользоваться программами господдержки, включая налоговые каникулы для начинающих производственных предприятий и госзаказ по квоте. Наконец, наличие выписки — законное основание отказать в проверках надзорным органам, так как вновь организованный малый и средний бизнес освобождается от них на три года.


Поделиться