Версия для печати 2899 Материалы по теме
Фото: mcx.ru
Место под солнцем, или стратегия стратегического развития

В начале октября в Москве в 18-й раз прошла агропромышленная выставка «Золотая осень». Главным мероприятием деловой программы выставки стал агропромышленный бизнес-форум «Факторы устойчивого роста и глобальной конкурентоспособности — вчера, сегодня, завтра».

Выступление министра сельского хозяйства РФ А. Н. Ткачёва на форуме было весьма эмоциональным, что, пожалуй, можно связать с последними успехами российского АПК. «Сегодня агропромышленный комплекс по праву можно считать основным звеном и драйвером российской экономики. Нашим сельхозпроизводителям есть чем гордиться, имеется большой потенциал для приумножения достигнутых результатов», — отметил министр. По его мнению, все это стало возможным благодаря целенаправленной политике государства по поддержке отрасли. Сегодня в стране запущены сотни инвестпроектов, причем инвесторы проявляют интерес не только к животноводству, но и к таким актуальным направлениям, как тепличное овощеводство, садоводство, виноградарство. «Только за последние два года мы отобрали и просубсидировали порядка 500 инвестиционных проектов почти на 300 миллиардов рублей кредитных средств», — заявил глава Минсельхоза России.

По оценкам экспертов, инвестиции в сельхозпроекты по итогам 2015 года оказались в числе наиболее эффективных способов вложения средств. Совокупный объем инвестиций составил около 1,5 триллиона рублей. В министерстве полагают, что до 2020 года объем инвестиций в отрасль увеличится еще на триллион рублей. При этом в текущем году объем поддержки отрасли со стороны Минсельхоза России составляет 214 миллиардов рублей.

Несмотря на столь мощную поддержку и пристальное внимание государства к агропромышленному комплексу, инвесторы обеспокоены вопросом о том, как долго государство будет следовать такой политике в сфере АПК и сохранятся ли объемы помощи в долгосрочной перспективе? Ответ на этот вопрос для бизнеса и всей отрасли — судьбоносный.

Выступая на форуме, министр сельского хозяйства подчеркнул, что сегодня нужно не только решать насущные проблемы, такие как закрытие дефицита овощей, фруктов, молока, но и думать о том, как занять свою нишу на внешнем рынке. «Мы должны занять свое место под солнцем. И совершенно очевидно, что путь и стратегия развития АПК сегодня выбраны не на текущий момент, а на десятилетие, на перспективное развитие», — заявил Ткачёв. Он напомнил, что еще пять лет назад объем импорта сельхозпродукции в Россию оценивался более чем в 40 миллиардов долларов, а сегодня он сократился до 24 миллиардов. Таким образом, зависимость от импорта снижена на 40%.

Больше кредитов, доступных и дешевых

С помощью внутреннего производства Россия закрыла свои потребности в свинине, мясе птицы, сахаре, растительном масле, но сегодня необходимо говорить о дальнейших шагах. Очевидно, что для дальнейшего продвижения АПК России должен наращивать объемы производства, создавать новые конкурентоспособные продукты с более низкими издержками и себестоимостью, которые могли бы присутствовать не только на Востоке и в Азии, но и на Западе. «Рано или поздно нам придется с этим столкнуться. И, конечно, нам нужны государственные инструменты, которые могли бы поддержать наших инвесторов», — отметил глава Минсельхоза России.

Ключ к решению этой задачи — дешевые кредитные деньги. Сейчас Минсельхоз России разрабатывает проект постановления Правительства РФ, предусматривающий введение льготного механизма кредитования сельхозпроизводителей — возможность привлечения краткосрочных и инвестиционных кредитов по ставке не более 5% годовых. «Мы хотим для любого проекта, будь то переработка в растениеводстве или животноводстве, закрепить кредит со ставкой не выше пяти процентов. Сегодня ситуация субсидирования такая: заемщик получает в банке кредит под 15 процентов годовых, по итогам строительства объекта он получает компенсацию ставки до 7–8 процентов в зависимости от региона и его возможностей. Однако от одного до трех лет он вынужден платить за кредит 15 процентов — это очень дорого», — рассказал Ткачёв. Льготный механизм, который должен заработать с 1 января 2017 года, сделает кредиты более доступными.

Также в 2016 году по шести секторам в сельском хозяйстве предусмотрены капексы — возмещение части прямых затрат (20%) по инвестиционным проектам. Эта мера поддержки особенно актуальна для молочного животноводства, где срок окупаемости вложений очень долгий — свыше 15 лет. Кроме того, именно этот вид субсидий способен обеспечить прямую связь между выделением поддержки и реальным вводом мощностей.

Селекция и мелиорация

Говоря об успехах сельскохозяйственной отрасли, министр не обошел вниманием и ее проблемы. Так, Ткачёв признал, что Россия по-прежнему серьезно отстает по развитию инфраструктуры. Нам не хватает современных овощехранилищ, логистических центров по хранению и обработке овощей, холодильных комплексов и многого другого. Кроме того, пищевой и перерабатывающей промышленности требуется модернизация. По мнению министра, это принципиальные вопросы, без решения которых построить современное индустриальное сельское хозяйство не получится и существенного прорыва в отрасли не произойдет. Таким образом, важным стратегическим направлением становятся инвестиции в развитие инфраструктуры.

Серьезная зависимость от импорта семян по многим позициям ставит под угрозу не только достигнутые результаты в сельском хозяйстве, но и, по сути, продовольственную безопасность страны в целом. В связи с этим возрождение системы селекции и семеноводства рассматривается как еще одна масштабная задача, которую государству предстоит решать совместно с бизнесом. Определенные усилия здесь уже предприняты: предусмотрено возмещение части прямых затрат (капексы), на создание селекционно-генетических центров в животноводстве и растениеводстве.

Развитие семейных животноводческих ферм, поддержка начинающих — это один из способов решить проблему дефицита молока. По данным Минсельхоза России, стране требуется дополнительно 8 миллионов тонн молока ежегодно. При этом Россия завозит в страну на 1,5 миллиарда долларов молока, сыра и другой молочной продукции. Поддержка семейных животноводческих ферм поможет решить в том числе и проблему занятости населения, особенно в отдаленных регионах Сибири и Дальнего Востока. «Жизнь показала, что программа поддержки данного направления — эффективный инструмент, который активно реализуется. Сегодня даже очереди выстроились за этими деньгами», — отметил министр сельского хозяйства.

Еще одна задача, которую глава Минсельхоза считает глобальной, — развитие мелиорации. Южные регионы по урожайности значительно уступают европейским странам, при этом кубанские земли по показателям плодородности не хуже европейских. Однако за счет удобрений (их закладка в 2,5 раза больше, чем в наших хозяйствах), а главное, природных осадков (годовая норма от 500–900 миллиметров) в Англии или Германии получают 80 центнеров зерна с гектара. Для сравнения: в Саратовской области выпадает всего 150 миллиметров осадков (показатель урожайности зерновых в ПФО в 2016 году — порядка 21 центнера с гектара). Таким образом, для снижения рисков, связанных с засухой в регионах, необходимо развитие мелиорации. На сегодняшний день в России всего 2–3% поливных земель, в США — более 40%. В связи с этим американские аграрии ежегодно получают 450 миллионов тонн зерна и 330 миллионов тонн кукурузы, российские — всего 116 миллионов и 18 миллионов соответственно.

О. В. ИЗУТОВА


Поделиться