Экономика — 11 ноября 2016

Взаимосвязь госпрограмм и бюджетного процесса

Версия для печати 2450 Материалы по теме
Взаимосвязь госпрограмм и бюджетного процесса

В конце октября в Санкт-Петербурге состоялся XV Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России». Организаторами мероприятия выступили Леонтьевский центр, а также Государственная дума, Минэкономразвития России, Правительство Санкт-Петербурга и фонд «Центр стратегических разработок».

Полный репортаж с мероприятия размещен в ноябрьском номере журнала "Бюджет". Мы публикуем часть материала, посвященную взаимосвязи стратегий, государственных программ и  бюджетного процесса.

Взаимосвязь стратегий, государственных программ и бюджетного процесса — одна из ключевых проблем в области стратегирования, которая пока не нашла решения. Между тем ситуация может запутаться еще сильнее: в ближайшее время на федеральном и региональном уровнях появится новый инструмент — приоритетные проекты.

В июне 2016 года при Президенте РФ был образован совещательный орган — Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Совет утвердил 11 направлений, в рамках которых уже начата разработка конкретных проектов (сообщалось, что на их реализацию планируется выделить около 150 миллиардов рублей). 

Это анонс материала из ноябрьского номера журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Как отмечали представители администрации президента, цель нового инструмента в том, чтобы сконцентрировать административные и финансовые ресурсы, необходимые для решения конкретных задач, в рамках проектного подхода. Уже в октябре председатель Правительства РФ Д. А. Медведев рекомендовал организовать проектную деятельность и обеспечить финансирование приоритетных проектов и на региональном уровне.

Как сообщила начальник управления государственных программ и бюджетирования Аналитического центра при Правительстве РФ Т. В. Горовая, 15 октября 2016 года постановлением Правительства РФ № 1050 было утверждено положение «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Кроме того, был утвержден план мероприятий по внедрению проектной деятельности в органах власти, предусматривающий в том числе внесение изменений в закон о стратегическом планировании, Бюджетный кодекс и порядок разработки государственных программ.

Упомянутое постановление содержит определение понятий «проект» и «программа» (вопрос о соотношении этого термина и обычных госпрограмм остается открытым). Согласно документу у каждого проекта или программы будет своя структура управления. В практике госуправления появятся проектные комитеты, функциональные заказчики, руководители проектов, а также вспомогательные органы управления проектной деятельностью — общественно-деловые советы, экспертные группы и центры компетенций.

Инициатором проекта федерального уровня сможет выступить федеральный, региональный или местный орган власти, а также организация. Далее федеральный проектный офис определит потенциального функционального заказчика, который организует проработку и согласование этих предложений. Затем они поступят в проектный комитет (орган, который формируется в рамках каждого приоритетного направления), он же будет принимать решение о том, получит ли проект статус приоритетного или будет реализовываться на ведомственном уровне.

По словам представителя аналитического центра, предполагается, что проект может включаться как в одну, так и в несколько госпрограмм. Несколько проектов могут существовать и в рамках одной программы. Проект или часть проекта могут выступать структурным элементом госпрограммы как подпрограмма, основное мероприятие или мероприятие. Более того, вся программа может реализовываться как проект. Наконец, проект может существовать и в рамках непрограммной части бюджета.

Существует надежда, что приоритетные проекты благодаря своему особому статусу смогут избежать внутренних бюрократических барьеров. Так, все акты Правительства РФ, разрабатываемые в рамках приоритетных проектов, будут проходить упрощенную процедуру согласования — потребуются подписи только участников проекта, а не всего круга заинтересованных ведомств, как предписано регламентом правительства. Проведение дополнительных экспертиз этих актов, в том числе ОРВ, также не требуется.

Реакция представителей регионов, присутствовавших на соответствующем круглом столе, свидетельствует о том, что связь проектного управления и бюджетного процесса пока очень слаба. Очевидно, что для успешного внедрения нового инструмента — приоритетных проектов — потребуется ее усилить. Так, по словам представителя Ленинградской области, регион активно внедряет проектное управление, но постоянно сталкивается со следующей проблемой: команда проекта и ее руководитель несут ответственность за его реализацию, однако с точки зрения Бюджетного кодекса не обладают никаким статусом. За финансовые ресурсы отвечает исключительно ГРБС. Это, в частности, создает сложности с согласованием бюджета проекта, принятием решений о выделении конкретных сумм.

Не исключено, что данный вопрос будет урегулирован поправками в БК, которые предусмотрены планом мероприятий по внедрению проектного управления. Как сообщила начальник сводного отдела государственных программ Минфина России Е. В. Глимбовская, ведомство предлагает наделить ответственных исполнителей госпрограмм бюджетными полномочиями, чтобы именно они стали основными участниками бюджетного процесса. Горовая предложила подумать над применением аналогичного подхода и к проектным командам.


Поделиться