Версия для печати 2016 Материалы по теме
Сахалинская область: в лидерах рейтинга открытости бюджетных данных

Игорь Станиславович КАЗАКОВ, директор департамента автоматизации бюджетного процесса и технического обеспечения Министерства финансов Сахалинской области

Бюджет для граждан

Открытость и прозрачность бюджетного процесса, доступность информации о бюджете для широкой общественности — значимый аспект деятельности финансового органа региона или муниципального образования. Сахалинская область уделяет вопросам открытости бюджета большое внимание. Вся информация о бюджете в автоматическом режиме непосредственно из подсистем государственной автоматизированной системы управления бюджетным процессом (далее — АСУБП) публикуется на портале Министерства финансов «Открытый бюджет» в виде графиков и диаграмм в доступной для граждан форме. В частности, область признана лучшей в России по организации работы форума открытого бюджета, который с марта 2016 года посетили свыше 1,2 тысячи человек. На его страницах задали вопросы и выразили свое мнение 263 участника по 89 темам. Проект удостоен дополнительной оценки и включен как пример в библиотеку лучшей практики.

Автоматизация

Качественная реализация норм бюджетного законодательства и выполнение приоритетных задач по управлению бюджетным процессом, которые Президент РФ ставит перед Правительством Сахалинской области, невозможны без построения современной высокотехнологичной автоматизированной информационной системы. Первый шаг к этой цели сделан еще в 1996 году — тогда в Главном финансовом управлении Сахалинской области (с 2010 года — Министерство финансов Сахалинской области) начались первые работы по разработке и внедрению программного обеспечения для автоматизации бюджетного процесса. С 1998 года для автоматизации исполнения бюджета наряду с собственным программным обеспечением стал использоваться программный комплекс «АРМ-Бюджет».

Дальнейшему развитию процессов автоматизации исполнения бюджета послужил переход в 2002 году на казначейскую систему исполнения бюджета по расходам. Электронный обмен платежными документами между финансовым органом субъекта и получателями бюджетных средств был внедрен раньше, чем в Федеральном казначействе. В 2003 году был реализован переход на казначейскую систему исполнения бюджета по доходам. Для принятия управленческих решений появилась возможность анализировать доходы в разрезе плательщиков и уровней бюджета. Министерство финансов Сахалинской области — единственный финансовый орган субъекта РФ, который распределяет доходы по уровням бюджета в течение 13 лет. Для решения этой задачи наряду с собственным программным обеспечением применялся программный комплекс «АРМ-Бюджет».

В 2005 году был реализован переход на программный комплекс «Бюджет-КС» (разработан компанией «Кейсистемс»), пришедший на смену «АРМ-Бюджет». С 2007 года в системе автоматизации исполнения областного бюджета начинают работать внешние пользователи (главные распорядители и получатели бюджетных средств) с удаленных рабочих мест через сеть интернет. Для автоматизации сбора и свода бюджетной, бухгалтерской, кадровой и статистической отчетности внедрен в эксплуатацию программный комплекс «Свод-КС», переведенный в дальнейшем на новую платформу «Свод-СМАРТ».

В последующие годы система исполнения бюджета переведена на новую платформу «Бюджет-СМАРТ». На основе программного комплекса «Хранилище КС» внедрена система проектирования бюджета, в которой стали работать как сотрудники министерства, так и главные распорядители, получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения; параллельно велась работа по автоматизации ключевых аспектов бюджетного процесса в муниципальных образованиях региона.

На платформе «Бюджет-СМАРТ» создана единая региональная система автоматизации исполнения бюджетов муниципальных образований, что позволило финансовым органам районов области и муниципальным учреждениям работать в единой базе данных с удаленных рабочих мест. Появилась возможность, применяя единые настройки и методики, в полном объеме использовать средства автоматизации для исполнения бюджетов муниципальных образований. Внедрена единая система проектирования бюджетов муниципальных образований на основе программного комплекса «Хранилище КС». Также для взаимодействия с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах внедрен в эксплуатацию программный комплекс «РСУ ГМП».

После того как назрела необходимость централизации основных информационных потоков по управлению бюджетным процессом, в Сахалинской области была начата работа по созданию АСУБП, которая внедрена в практику распоряжением Правительства Сахалинской области от 30 октября 2014 года № 609-р. АСУБП предназначена для информационно-аналитической и инструментальной поддержки процессов проектирования, исполнения областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, управления государственным заказом Сахалинской области, формирования и учета государственных программ, формирования отчетов об исполнении консолидированного бюджета.

На сегодняшний день АСУБП представляет собой реализацию федеральной концепции «Электронный бюджет» на региональном уровне и состоит из взаимодействующих между собой подсистем, построенных на основе программных комплексов, разработанных компанией «Кейсистемс». Система информационной безопасности АСУБП реализует выполнение требований по обеспечению безопасности персональных данных, информации в государственной информационной системе и в ключевых системах информационной инфраструктуры, а также технические условия взаимодействия с региональным сегментом СМЭВ.

В настоящее время в АСУБП работает более двух тысяч пользователей. Пользователями АСУБП являются семь территориальных органов государственной власти Российской Федерации, 38 органов государственной власти Сахалинской области, 200 государственных областных учреждений, 139 органов местного самоуправления (в том числе 21 финансовый орган муниципальных образований), 593 муниципальных учреждения.

Государственные закупки

Особое внимание в Сахалинской области уделяется вопросам эффективности расходования бюджетных средств на всех этапах закупочного цикла. В 2014 году была создана региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд (в настоящее время это подсистема управления государственным заказом Сахалинской области АСУБП), технологической основой которой стал программный комплекс «WEB-Торги-КС». Внедрение системы позволило:

автоматизировать все этапы закупочного цикла, предусмотренные Законом № 44‑ФЗ;

реализовать процесс резервирования бюджетных средств в подсистеме исполнения бюджета на этапе формирования государственного заказа с возможностью последующего управления экономией;

значительно повысить финансовую дисциплину государственных заказчиков за счет возможности осуществления в режиме реального времени финансового контроля за планированием и исполнением контрактов.

Для удобства заказчиков и поставщиков введен в эксплуатацию интернет-сайт «Государственный заказ Сахалинской области». Взаимодействие подсистемы управления государственным заказом Сахалинской области со смежными подсистемами в рамках АСУБП реализовано полностью в автоматическом режиме, что стало возможным благодаря глубокой интеграции программных комплексов, основанной на бесфайловом обмене информацией в рамках единого информационного пространства. Созданная в Сахалинской области система обладает хорошим базисом для дальнейшего расширения функциональных возможностей, направленных на повышение эффективности и качества государственных и муниципальных закупок и бюджетного процесса Сахалинской области в целом.

В начале 2016 года в Сахалинской области создано Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в числе функций которого — реализация государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд области; организация мониторинга закупок; методологическое сопровождение деятельности органов государственной власти Сахалинской области, казенных и бюджетных учреждений области, а также иных юридических лиц, осуществляющих закупки. Таким образом, на сегодняшний день в Сахалинской области налажен эффективный процесс управления закупочным циклом на всех его этапах.

Итоги

В качестве основных целей создания АСУБП были обозначены повышение эффективности управления общественными финансами за счет обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышение качества финансового менеджмента, создание условий для эффективного использования бюджетных средств. Сформированное в рамках созданной системы единое информационное пространство в сфере управления общественными финансами с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий позволило достичь необходимых эффектов. Сегодня в режиме реального времени можно получить необходимую информацию о плановых и фактических показателях бюджетного процесса области и муниципальных образований, осуществлять соответствующий мониторинг и контроль.

Применение электронного документооборота (с обеспечением принципа однократного ввода информации) при взаимодействии Министерства финансов с главными распорядителями бюджетных средств и их подведомственными учреждениями, финансовыми органами муниципальных образований позволяет значительно повысить качество и оперативность подготовки данных для бюджетного планирования, государственных закупок, отчетности и других этапов бюджетного процесса. В связи с переходом на безбумажный документооборот изменился порядок хранения документов по исполнению областного бюджета и кассовому обслуживанию бюджетных, автономных учреждений и иных организаций: создан электронный архив документов, структура которого утверждена приказом министерства.

Также можно отметить, что создание единых информационных систем привело к снижению расходов ГРБС, финансовых органов муниципальных образований на закупку и обслуживание программно-аппаратного обеспечения для автоматизации бюджетного процесса.

Взаимная интеграция подсистем планирования, исполнения бюджета, управления государственным заказом позволяет формировать планы закупок учреждений на этапе проектирования бюджета при формировании обоснований бюджетных ассигнований, автоматически трансформировать утвержденные показатели закона или решения о бюджете в документы бюджетной росписи и планов финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, становится возможен автоматизированный контроль документов закупок и их соответствия данным о финансовом обеспечении учреждений, в том числе предусмотренный частью 5 стать­и 99 Федерального закона № 44‑ФЗ. АСУБП является единой точкой взаимодействия участников и неучастников бюджетного процесса Сахалинской области с федеральными информационными системами, а также со всеми электронными торговыми площадками.

Перспективы

Полученный опыт взаимодействия подсистем управления государственным заказом Сахалинской области и исполнения бюджета АСУБП будет использован в муниципальных образованиях. В планах на ближайшее время — создание единой информационной системы в сфере муниципальных закупок и реализация взаимодействия с уже созданной единой региональной системой автоматизации исполнения бюджетов муниципальных образований.

В целях более широкого использования населением Сахалинской области государственных финансовых данных, дальнейшего развития АСУБП и обеспечения взаимодействия с другими информационными системами в сфере государственного управления ведется работа по созданию интернет-ресурса, который будет содержать финансовую информацию в формате открытых данных. Переход на безбумажный документооборот, расширение его объемов ставят новую задачу, связанную с совершенствованием и развитием в составе АСУБП функционала подсистемы «Электронный архив документов».

Алексей Александрович МАТРОСОВ, генеральный директор компании «Кейсистемс»

Сахалинская область — один из самых передовых регионов в практике компании «Кейсистемс». Министерство финансов Сахалинской области одним из первых начало полномасштабную централизацию информационных потоков по управлению бюджетным процессом и смогло эффективно реализовать на практике все поставленные задачи. Информационная система Сахалинской области, в полной мере охватывающая все аспекты управления общественными финансами от этапа проектирования и исполнения бюджета, включая государственные закупки, до мониторинга эффективности и финансового контроля, может по праву считаться эталонным проектом.


Поделиться