Версия для печати 1867 Материалы по теме
Роль ИТ-сектора в экономике России: основные тенденции

Трансформация российской экономики — отражение не только внутренних потребностей страны, но и глобальных трендов развития государства. Практически все ведущие страны мира пришли к необходимости пересмотреть ключевые процессы взаимодействия государства, бизнеса и граждан, максимально задействуя цифровые технологии. Современное государство как поставщик услуг для различных категорий граждан должно оказывать эти услуги массово, при этом адресно и качественно.


Дмитрий Александрович ШЕПЕЛЯВЫЙ, заместитель генерального директора SAP СНГ

Сегодня госструктурам необходимо обрабатывать огромные объемы данных, и без современных ИТ-платформ эту задачу решить невозможно. Для России в новой экономической реальности это особенно актуально — государство сегодня является крупнейшим заказчиком ИТ-отрасли и адаптирует к своим целям и масштабам ее лучшие практики. 

В данной статье роль ИТ в цифровой трансформации рассматривается на основе опыта SAP — мирового лидера в области оптимизации процессов в бизнесе и госуправлении. Уже более 40 лет решения SAP используют в своей работе более 300 тысяч компаний в 190 странах мира. С 1980-х годов компания сотрудничает с правительствами и международными организациями, в том числе работает в России, где первые проекты SAP успешно стартовали более 20 лет назад. В 2016 году мы реализовали уникальную инициативу: сопоставив отечественный и мировой опыт, мы выделили десять ключевых для России направлений, где применение ИТ создает наилучшие возможности для развития. 

Десять шагов к новому уровню эффективности экономики

В первую очередь выделим инициативы, нацеленные на рост эффективности государственного сектора. Это комплексная задача, где нужно учитывать новые требования к госслужащим, межведомственному взаимодействию, росту оперативности и прозрачности работы ведомств, контролю госбюджета.

1. Общие цели и персональная ответственность в госуправлении: административная реформа при поддержке информационных технологий. Национальными особенностями государственного управления являются сложная структура госаппарата, недостаточная автоматизация и стандартизация процессов, разрозненность систем и подходов к управлению, контролю и оценке эффективности деятельности органов власти. В рамках проведения административной реформы необходимым видится выполнение полномасштабного перехода госаппарата на целевое управ­ление, внедрение проектного подхода. По статистике, внедрение процессов постановки целей и оценки их достижения повышает уровень завершенности проектов на 14%. Это также поможет интегрировать цели государства с деятельностью госслужащих на всех уровнях, обеспечить прозрачность их полномочий и прозрачную оценку эффективности на всех уровнях.

2. Цифровая экономика: новые технологии в государственном регулировании макроэкономики. За последние 20 лет объем финансовых потоков и интенсивность экономических связей в мире значительно увеличились, а доля финансовых активов выросла в два раза. В результате существенно возросли риски «эффекта домино»: финансовый кризис в одной стране может повлиять на весь мир. Для российской экономики, с учетом особенностей внутреннего рынка и влияния санкций, мониторинг и контроль макроэкономических процессов сейчас особенно важны.

С помощью современных технологий предиктивной аналитики, прогнозирования и моделирования можно оперативно анализировать любые факторы на основе единой и актуальной информации. Благодаря этому денежно-кредитная, бюджет­ная и налоговая политики государства становятся более эффективными, позитивно влияя на ВВП и благосостояние населения.

3. Баланс надзора и бизнеса: внедрение риск-ориентированного подхода в государственном контроле. В условиях экономического кризиса вопрос о степени контроля государства над бизнесом становится особенно острым. Сейчас для регулирования российского бизнеса используется свыше 130 видов госконтроля, осуществляемых более чем 50 различными органами.

Упрощение взаимодействия государства и предпринимателей в рамках контрольно-надзорной деятельности может снизить контрольную нагрузку на бизнес и сократить операционные расходы государства в этой области в среднем на 40%. По оценкам независимых экспертов, экономия составит порядка 4,5 миллиарда рублей в год. Для этого необходимо два шага: унификация работы контрольно-надзорных органов и изменение подхода к проверкам с реактивного на риск-ориентированный. Мощная интегрированная технологическая платформа способна реализовать риск-ориентированный подход и может быть использована при создании системы обеспечения деятельности контрольно-надзорных органов.

В следующей части нашего обзора рассмотрим инициативы в сфере инфраструктурных проектов и цифровой трансформации таких стратегических отраслей, как ОПК.

4. Освоение территорий. Модернизация автомобильных дорог России способствует интеграции регионов и созданию новых рабочих мест, что важно для стимулирования экономики. Однако для выхода на необходимый уровень развития инфраструктуры государству предстоит построить еще не менее миллиона километров автотрасс, а также наладить эффективный мониторинг их состояния и использования. Достижение обозначенных целей невозможно без создания и применения единой ИТ-системы, с помощью которой должны проводиться накопление и анализ необходимой информации. Цель ее внедрения — упрощение бизнес-процессов и принятие обоснованных решений в сфере развития дорожной инфраструктуры.

5. Арктика: интегрированная платформа для развития Северного пути. Это одно из приоритетных направлений госинвестиций. По этой кратчайшей дороге из Азии в Европу сухогрузы из Китая могут прибыть в европейские порты на две недели быстрее, чем через Суэцкий канал. Для успеха СМП важно качество проектного управления по развитию инфраструктуры и эффективное управление ресурсами, главный из которых — люди. Чтобы привлечь и удержать их в суровых условиях Крайнего Севера, необходимы гарантии трудоустройства, профессионального и карьерного роста. ИТ-платформы для дистанционного обучения, электронные форматы сертификации и аттестации специалистов здесь будут крайне полезны.

Не менее важно, чтобы обслуживание клиентов Северного морского пути было качественным и удобным для потребителя. Это позволит привлекать новых клиентов и конкурировать с традиционными транспортными коридорами, в том числе зарубежными. Здесь эффективна модель общего центра обслуживания, где на базе единой электронной платформы можно взаимодействовать с государственными органами и частными подрядчиками, оформлять заказы и рассчитывать их стоимость, получать экспертные консультации.

6. Модернизация ОПК. Инвестиции в промышленность в эпоху цифровой экономики могут быть привлечены за счет перехода на контракты жизненного цикла. В рамках этой модели взаимодействия производителя услуг и клиента поставщик отвечает, помимо проектирования и производства, и за полный спектр сервисов на весь период использования техники — от поставки до утилизации. Масштаб, сложность и значимость таких контрактов требуют особой точности в управлении ими. Здесь преимущества современных решений в области больших данных и интернета вещей бесспорны и уже не раз проверены на практике. Например, в рамках программы Rolls-Royce TotalCare используется принцип оплаты за летный час — Power-by-the-Hour. Оптимальный режим обслуживания производится на основе данных о работе каждого авиадвигателя — а это более 60 гигабайт информации в год, анализ которой позволяет инженерам предвидеть неисправности и модернизировать двигатели.

7. Предупрежден — вооружен. Развитие системы ситуационных центров необходимо в условиях современного мегаполиса, балансирующего между ростом и сохранением безопасной и комфортной среды обитания. Для России, где число городов-миллионников возрастает с каждым годом, управление по модели ситуационных центров позволяет не только обеспечить безопасность городов, но и сократить затраты на инфраструктуру благодаря комплексному подходу к ее развитию.

8. Энергоэффективность. Это импульс для развития экономики России и снижения уровня энергоемкости ВВП, который сейчас в 2,5 раза превышает среднемировой показатель. Быстрое повышение энергоэффективности экономики РФ возможно при концентрации усилий на снижении коммерческих и технологи­ческих потерь в сферах ЖКХ и электроэнергетики — в этом может помочь единая комплексная информационно-аналитическая платформа, интегрированная с хранилищем данных по расходам энер­горесурсов. Наконец, третий важный объект для цифровой трансформации на уровне государства — социальная сфера, и в частности здравоохранение и образование.

9. Активное долголетие или долгая старость. Платформа для предиктивной персональной медицины позволит здравоохранению перейти от клинической медицины к профилак­тической, от разового оказания медицинской помощи к медицинскому сопро­вождению человека на протяжении всей жизни. С учетом снижения инвестиционных возможностей государства такой подход позволит контролировать и использовать ресурсы максимально эффективно. Например, персонифицированный учет медицинской помощи поможет сократить число необоснованных повторных обследований, обеспечит прозрачность финансовых расчетов за оказанные услуги, а ранняя диагностика позволит снизить расходы на лечение каждого пациента на 75 тысяч рублей в год. Все это — комплексные задачи на основе огромных объемов информации, которая должна быть предельно защищена.

10. Образование без границ. Долгосрочные инвестиции в конкурентоспособность страны необходимы для подготовки квалифицированных кадров, ориентированных на реальные задачи рынка. А это возможно при более персонифицированном обучении, открытом для изучения новых технологий: больших данных, интернета вещей, облачных вычислений. Благодаря онлайн-платформам, где собраны лекции, курсы, научные труды ведущих институтов и ученых мира и России, знания доступны в любом регионе.

Соответствующие инициативы способны дать мощный эффект. Для их воплощения уже есть проверенные мировым и российским опытом технологии, но наибольшего результата можно достичь при реализации комплексных проектов на единой ИТ-платформе. Очень важно, чтобы технологические инструменты были столь же актуальными, как и задачи: технологии развиваются стремительно, и современные цифровые решения дают гораздо больше возможностей, чем 5–10 лет назад.

Инновации и импортозамещение: смотреть в одном направлении

Как госсектор, так и корпоративный сегмент не планируют сокращать расходы на ИТ: госорганам необходима основа масштабных проектов по информатизации, а коммерческим организациям — инструменты перестройки бизнес-моделей и цифровой трансформации для более глубокого понимания трендов рынка, потребностей клиентов, конкурентных преимуществ и перспектив роста. В 2017 году, по прогнозам IDC, Gartner и других аналитиков, сохранят свое влияние долгосрочные тренды — большие данные, облака, интернет вещей, «Индустрия 4.0».

Импортозамещение, безусловно, влияет на российский ИТ-рынок, однако сейчас рынок недостаточно велик для самостоятельного развития капиталоемких инноваций. Это создает риски получить под отечественным брендом зарубежные разработки на открытом коде, столкнуться с ростом цен на госзакупки либо пойти по пути протекционизма, ограничивая конкуренцию с зарубежными инновациями. Однако действительно полезным аспектом импортозамещения может стать трансфер технологий через инвестиционные контракты. Для этого потребуются законодательные изменения: сейчас ИТ-отрасль не подпадает под действующие законы по иностранным инвестициям и трансферу технологий. В развитии законов, регулирующих ИТ-отрасль, также приоритетными направлениями должно стать уточнение правил сбора, обработки и использования больших и «околоперсональных» данных.

ИТ-рынок в России: государство как инвестор

По сути, сейчас государство выступает как инвестор в ИТ-отрасль, но не менее важно, чтобы в аналогичной роли выступал и бизнес любого масштаба — от корпораций до субъектов малого бизнеса. Это обеспечит необходимый баланс интересов, поддержит конкуренцию в отрасли и снизит риски гиперцентрализации и монополизации.

Усилить свою роль как драйвера ИТ-индустрии государство может за счет более тесной связи нормативных и управленческих изменений с ИТ-проектами, в том числе в области межведомственного взаимодействия. Отметим, что государство сегодня является наиболее активным драйвером технологических инноваций через такие крупные госпроекты, как «Сколково», Иннополис.

Благодаря современным ИТ-решениям компании и госструктуры приобретают тот уровень оперативности и гибкости, который позволяет трансформировать бизнес-модели не просто в ответ на новую реальность, а с глубоким пониманием особенностей текущего момента и долгосрочных перспектив. Именно сейчас важно применить накопленный бизнесом опыт создания и применения современных ИТ-инструментов для госсектора России, находящегося в начале масштабных реформ.


Поделиться