Счетная палата РФ рассмотрела промежуточные итоги экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации».
Согласно выводам Счетной палаты, в 2016 году в системе государственных закупок сохранились те же недостатки, которые отмечались по итогам прошлого года. Аудиторы по-прежнему фиксируют недостатки при обосновании Н(М)ЦК. Отсутствуют общедоступные источники информации о рыночных ценах товаров, одним из которых является каталог товаров, работ, услуг. Методические рекомендации, разъясняющие возможные способы определения Н(М)ЦК, носят необязательный характер, а их несоблюдение не влечет ответственности.
Сохранилось низкое качество определения нормативных затрат на обеспечение своих функций со стороны федеральных органов власти. В их актах отсутствуют нормативы цены и количества, также отмечается значительный разброс цен на одноименные товары. Так, предельная стоимость ноутбука для руководителя варьируется от 25 тысяч рублей (Росфинмониторинг) до 173 тысяч рублей (Ростехнадзор), принтера для руководителя — от 8 тысяч рублей (ФССП России) до 500 тысяч рублей (Спецстрой России), кресло руководителя — от 15 тысяч рублей (Росводресурсы) до 150 тысяч рублей (Росрыболовство).
Отдельно аудиторы выделили недостатки, связанные с планированием закупок. Не все федеральные органы сформировали планы закупок при формировании проекта бюджета на 2017 год и плановый период
Что касается Закона № 223‑ФЗ, то здесь установлено снижение доли закупок у единственного поставщика с 51,1% до 41,5%. При этом количество закупок у единственного поставщика перетекает в «прочие виды» закупок, доля которых увеличилась на 23,4% и составила около 53% общего объема объявленных закупок. Доля открытых и понятных процедур конкурса и аукциона по-прежнему остается незначительной.
Также отсутствует исчерпывающий перечень конкурентных способов осуществления корпоративных закупок. Анализ положений о закупках десяти крупных компаний (в том числе ПАО АНК «Башнефть», государственная компания «Автодор», ПАО «Ростелеком», АО «Объединенная зерновая компания») показал, что они применяют от четырех до семи способов закупки, а с учетом их различных вариаций — до 30 способов.
В 223-ФЗ отсутствуют нормы, направленные на повышение эффективности расходования средств на закупки. Необходимость обосновать НМЦ договоров закреплена только в положениях «Автодора», «Аэрофлота» и ФГУП «Московский завод по обработке специальных сплавов».