Версия для печати 4074 Материалы по теме
Реализация стратегии продолжается

Председатель правления Пенсионного фонда РФ Антон Викторович ДРОЗДОВ рассказал журналу «Бюджет» о реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее — Стратегия), мерах по оптимизации расходов на обеспечение деятельности внебюджетного фонда и организации внутреннего контроля в ведомстве.

— Антон Викторович, в 2012 году была принята Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Нынешние экономические реалии значительно отличаются от тех, в которых этот документ утверждался. Учитывает ли Стратегия изменения в экономике? О каких промежуточных итогах ее реализации можете рассказать уже сегодня?

— Целью разработки и принятия Стратегии было совершенствование пенсионной системы, которая должна быть адекватной современному экономическому развитию страны и соответствовать международным стандартам. Этот важный документ определяет на период до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах его реализации. Согласно положениям Стратегии основными целями развития пенсионной системы РФ являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и сохранение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы при поддержании приемлемого уровня страховой нагрузки на субъекты экономической деятельности.

В рамках Стратегии уже реализованы мероприятия, направленные на совершенствование тарифно-бюджетной политики, реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы, совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы. Здесь к ключевым новациям можно отнести, в частности, определение в системе обязательного пенсионного страхования двух самостоятельных видов пенсии — страховой и накопительной и переход к формированию пенсионных прав на страховую пенсию в пенсионных баллах. Кроме этого, ужесточены требования к стажу и объему пенсионных прав для получения страховой пенсии с одновременным предоставлением гражданам серьезных стимулов к обращению за пенсией позже момента достижения пенсионного возраста. Для предприятий с вредными и опасными условиями труда были установлены дополнительные тарифы социальных взносов на обязательное пенсионное страхование. Также была введена специальная оценка условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам, если они такие условия ликвидировали. Были внесены изменения в тарифную политику для самозанятых граждан, с тем чтобы повысить уровень формирования их пенсионных прав.

В части формирования пенсионных накоплений создана многоуровневая система гарантий их сохранности, включающая объединенные гарантийные фонды, условия акционирования негосударственных пенсионных фондов и допуска их в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений. В целом взят курс на перевод накопительных пенсий в добровольный формат, что также предусмотрено Стратегией.

Таким образом, сделано очень много. В то же время актуальным остается ряд вопросов. Это совершенствование системы персонифицированного учета, преобразование системы досрочных пенсий, создание корпоративных пенсионных систем и другие. Над всеми этими вопросами мы сейчас активно работаем совместно с профильными министерствами и ведомствами.

При этом Стратегия предусматривает меры, которые осуществляются на постоянной основе с учетом анализа развития экономической ситуации. Регулярно корректируется перечень финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений. С учетом темпов роста средней заработной платы ежегодно растет уровень облагаемого страховыми взносами заработка, что способствует формированию большего объема пенсионных прав для высокооплачиваемых работников. Создаются стимулы для добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений. Растет охват населения корпоративным пенсионным обеспечением. То есть сегодня нет никаких отступлений от плана реализации Стратегии и ее идеологии.

— Какие меры принимаются для оптимизации расходов на организацию деятельности Пенсионного фонда?

— Такую работу Пенсионный фонд проводит уже много лет. Мы оптимизируем структуру наших территориальных органов в части централизации ряда функций, разделения их на клиентские офисы и центры обработки информации и выплаты. Кроме того, с 2015 года проводится оптимизация численности сотрудников ПФР. В 2017 году нам предстоит дополнительное сокращение штата в связи с передачей функции администрирования страховых взносов в ФНС.

Благодаря развитию и внедрению в системе ПФР новой информационной системы АИС ПФР-2 мы имеем возможность расширять формы предоставления госуслуг ПФР в электронном виде и через сеть МФЦ, сокращать сроки оказания госуслуг, по многим госуслугам мы переходим к экстерриториальному принципу их оказания. Все эти процессы одновременно повышают нашу клиентоориентированность и снижают удельные затраты на обслуживание гражданина, сокращают долю ручного труда наших работников.

Мы ввели очень жесткую систему нормирования всех видов расходов, которая исключает излишества и роскошь и регламентирует приобретение товаров с минимально необходимыми потребительскими свойствами. В целях реализации государственной политики по импортозамещению нами взят курс на приоритетное приобретение отечественных товаров.

В целом же у нас расходы на исполнение своих функций находятся на достаточно низком уровне — всего 1,3 процента от бюджета ПФР, что существенно ниже удельных расходов социальных фондов многих стран.

— Здесь напрашивается вопрос о внутреннем финансовом контроле. В Пенсионном фонде всегда очень эффективно функционировала контрольно-ревизионная служба. Сейчас в стране внутренний контроль рассматривается как перманентный процесс. Вы как руководитель уже увидели положительные эффекты от такого подхода к организации ВФК?

— Говоря о внутреннем финансовом контроле, необходимо понимать, что эффективность его проведения в конечном итоге дает оценку качеству финансового менеджмента. В Пенсионном фонде по всей вертикали построена система внутреннего финансового контроля, где нижестоящие органы подотчетны вышестоящим, а информация о результатах проведения внутреннего финансового контроля аккумулируется на уровне исполнительной дирекции и Правления ПФР и служит основанием для принятия управленческих решений в части изменения внутренних бизнес-процессов.

За девять месяцев 2016 года в Пенсионном фонде и подведомственных территориальных органах было проведено свыше пяти миллионов контрольных действий с применением таких методов контроля, как самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности. Анализ результатов позволил нам оптимизировать внутренние бюджетные процедуры, более детально разграничить полномочия и права доступа к информационным системам между сотрудниками.

Наряду с этим для оценки надежности внутреннего финансового контроля в органах системы ПФР и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности ревизионная комиссия ПФР проводит внутренний финансовый аудит, который основан в том числе и на материалах внутреннего финансового контроля.

— Понятно, что зависимость пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета обусловлена объективными причинами. Тем не менее планы по ее снижению у Пенсионного фонда были. Как они реализуются?

— У Пенсионного фонда довольно много выплат, которые осуществляются за счет средств федерального бюджета, так как эти выплаты являются обязательствами Российской Федерации, а ПФР их только администрирует. К публичным нормативным обязательствам Российской Федерации перед физическим лицом относятся пенсии по государственному пенсионному обеспечению, федеральная социальная доплата к пенсии, материнский капитал, ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам и многие другие, и все они подлежат исполнению в соответствии с законодательством в полном объеме.

Трансферты из федерального бюджета на эти выплаты составляют значительную долю (43,7 процента) в общей сумме трансфертов из федерального бюджета бюджету ПФР. Остальные перечисления поступают на финансирование выплаты страховых пенсий. В 2016 году на валоризацию пенсионных прав направлено 688,4 миллиарда рублей, на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов ряду категорий работодателей — 434 миллиарда рублей, на возмещение расходов по нестраховым периодам — 16,9 миллиарда рублей. Трансферт на обязательное пенсионное страхование составил 989,1 миллиарда рублей. Этот трансферт складывается из средств на выплату страховых пенсий досрочникам до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста (313,3 миллиарда рублей), на увеличение размеров фиксированной выплаты к страховой пенсии отдельных категорий пенсионеров (443,3 миллиарда рублей), на выплату пенсий с учетом начисленных, но неуплаченных страховых взносов (19,7 миллиарда рублей) и на повышение страховых пенсий на уровень инфляции за предшествующий год (212,8 миллиарда рублей).

За счет реализации мер, преду­смотренных Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы, трансферт на обязательное пенсионное страхование будет ежегодно снижаться, и в 2019 году он запланирован на уровне 955 миллиардов рублей, что на 7,4 процента меньше уровня 2016 года. Также не будет увеличиваться и трансферт на валоризацию.

— Сейчас у российских граждан существует возможность отложить оформление пенсии, что должно способствовать увеличению ее размера в будущем и экономии средств Пенсионного фонда в настоящем. Граждане увидели в этом свою выгоду?

— Новое пенсионное законодательство, которое вступило в силу с 2015 года, стимулирует граждан планировать свое пенсионное будущее. Каждый гражданин после достижения пенсионного возраста может при желании выбрать удобное и выгодное для себя время выхода на пенсию. Если обратиться за назначением пенсии через несколько лет после наступления пенсионного возраста, то ее размер будет существенно выше. Это произойдет за счет увеличения количества пенсионных баллов и размера фиксированной выплаты к пенсии. К примеру, при отказе от пенсии на пять лет ее размер увеличится почти на 50 процентов благодаря так называемым премиальным коэффициентам.

Это очень важная новация. Ведь понятно, что пенсия является основным источником средств для неработающих граждан, и после окончания трудовой деятельности ее размер имеет гораздо большее значение для людей, чем в период их работы. Поэтому представляется, что для работающих пенсионеров данная опция будет интересна.

По данным базы персонифицированного учета, к настоящему моменту более 100 тысяч граждан, достигнув пенсионного возраста, не обратились за назначением пенсии. Наверное, не все из них осознанно сделали такой выбор и у кого-то имеются другие причины, но все-таки цифра показательная, свидетельствующая о росте интереса граждан к такой возможности увеличить свою пенсию.

— Пенсионный фонд ведет работу по созданию единой государственной системы социального обеспечения (ЕГИССО) и федерального реестра инвалидов. Как продвигается эта работа?

— Работа по созданию и обеспечению дальнейшего функционирования этих двух федеральных проектов доверена Пенсионному фонду, поскольку мы имеем большой опыт разработки и ведения различных информационных систем и баз именно социальной направленности, в которых содержатся и персональные данные гражданина, и данные о социальных выплатах.

ФРИ и ЕГИССО — масштабные проекты, которые позволят учитывать весь комплекс социальных льгот по всем категориям граждан, получающих государственную социальную поддержку из бюджетов всех уровней. Их реализация поможет повысить эффективность социальных расходов и уровень информированности граждан о правах на получение мер социальной поддержки. Так, ЕГИССО будет аккумулировать и предоставлять органам власти актуальную информацию о мерах соцподдержки, оказываемых населению России в агрегированном и персонифицированном виде. Наличие такой информации в одном источнике позволит получить полную картину о социальном обеспечении отдельно взятого гражданина и принять решение о его нуждаемости в той или иной мере социальной поддержки.

Что касается Федерального ре­естра инвалидов, то уже с этого года в нем будет содержаться информация об установлении гражданам инвалидности, о рекомендованных МСЭ и исполненных мероприятиях по программам реабилитации, о социальных выплатах инвалидам. Таким образом, реестр будет содержать в себе всю информацию об инвалидах, что позволит избежать многократного и разнонаправленного документооборота между органами власти и необходимости предоставления инвалидом документов для получения услуг. Государство по модели одного окна сможет иметь статистическую информацию для анализа программ помощи инвалидам по любому параметру, будь то обеспечение их техническими средствами реабилитации или предоставление образовательных услуг.

Еще одно достоинство ре­естра — создание личного кабинета, где гражданин, признанный инвалидом, может получить информацию об инвалидности, о рекомендованных и исполненных мероприятиях индивидуальной программы реабилитации и абилитации, положенных и предоставленных услугах и выплатах, а также обратиться за предоставлением услуг в электронном виде. Сама информационная система как программный комплекс уже создана. С осени прошлого года мы получаем информацию от ФСС, органов МСЭ, Минздрава России, Роструда и наполняем ею систему. В систему также введена информация из баз ПФР, потому что мы выплачиваем пенсии и ряд социальных пособий всем категориям инвалидов. То есть уже сегодня сформирован достаточно большой массив актуальной информации, но впереди еще получение данных и от федеральных ведомств, и от субъектов РФ. Предстоит большая работа всех ведомств по выверке полноты и достоверности данных по каждому гражданину, признанному инвалидом. В целом же мы находимся в графике выполнения работ по ФРИ, и эта работа дает нам необходимый опыт для реализации ЕГИССО.

— В январе 2017 года планируется единовременная выплата пенсионерам в размере 5 тысяч рублей. По вашему мнению, не вступает ли эта мера в противоречие с декларируемыми принципами, ведь все — и обеспеченные, и нуждающиеся — получат одинаковую поддержку?

— Давайте вспомним, как принималось решение о единовременной выплате. В 2016 году все виды российских пенсий были проиндексированы на четыре процента, что ниже уровня инфляции. Поэтому для компенсации роста потребительских цен в условиях ограниченных финансовых возможностей бюджета Правительство РФ приняло решение предоставить пенсионерам единовременную выплату. Причем для многих пенсионеров она будет большей компенсацией, нежели полная индексация.

Рост потребительских цен затронул всех пенсионеров, которые проживают в России, поэтому и 5 тысяч рублей будет выплачено всем, что вполне справедливо. Здесь важно отметить, что 2016 год стал исключением, и в 2017 году мы возвращаемся к базовому пенсионному законодательству в отношении индексаций всех видов пенсий. В 2017 году увеличение страховых пенсий произойдет в феврале на индекс роста потребительских цен. Его прогнозное значение — 5,8 процента, точную цифру мы получим в течение января от Росстата.

У работающих пенсионеров повышение страховых пенсий произойдет в августе 2017 года на сумму в пределах трех пенсионных баллов. Социальные пенсии также будут индексироваться в апреле 2017 года по нормам базового пенсионного законодательства, то есть на индекс роста прожиточного минимума пенсионера за предшествующий год. В результате запланированных индексаций средний размер страховой пенсии по старости в 2017 году составит 13,7 тысячи рублей, а средний размер социальной пенсии составит 8,8 тысячи рублей при уровне прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации в 8,85 тысячи рублей.

Но даже если ежемесячный доход неработающего пенсионера, включая пенсию, ниже уровня прожиточного минимума пенсионера в субъекте его проживания, то Пенсионный фонд России или регион будет, как все семь предшествующих лет, производить социальную доплату к пенсии. Несмотря на то что в 2017 году в 17 субъектах РФ прожиточный минимум пенсионера установлен ниже уровня 2016 года, материальное обеспечение неработающего пенсионера, получающего федеральную социальную доплату к пенсии, останется на прежнем уровне. То есть если в субъекте РФ прожиточный минимум пенсионера на 2017 год устанавливается ниже уровня 2016 года, то федеральная социальная доплата к пенсии неработающего пенсионера будет выплачиваться исходя из ПМП 2016 года — более высокого. На выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в бюджете ПФР на 2017 год заложено 109,6 миллиарда рублей, что на 8,5 миллиарда рублей больше, чем в 2016 году.

В целом в 2017 году более чем на 327 миллиардов рублей увеличатся расходы ПФР только на выплату пенсий, а расходы на социальные выплаты, которые администрирует ПФР, увеличатся более чем на 262 миллиарда рублей. Эти цифры свидетельствуют о том, что выполнение социальных и пенсионных обязательств является безусловным приоритетом государства.

— Хотелось бы спросить о доходах Пенсионного фонда. Каковы предварительные итоги администрирования страховых взносов за 2016 год?

— Сумма сбора страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 6,7 процента превысила показатель аналогичного периода 2015 года. Это более 4,14 триллиона рублей, что на 285 с лишним миллиардов рублей больше, чем в 2015 году.

По сборам страховых взносов за 2016 год Пенсионный фонд полностью укладывается в показатели уточненного прогноза. У нас низкий уровень недоимки — порядка 1,2 процента. При этом сбор взносов и все сопутствующие мероприятия проходили параллельно с подготовкой к передаче функции администрирования в Федеральную налоговую службу.

В то же время за Пенсионным фондом в части администрирования остается ряд функций. Прием и обработка расчетов, камеральные и выездные проверки, возврат излишне уплаченных страховых взносов, списание невозможных к взысканию сумм недоимки — все это остается за нами на переходный период. Плюс мы продолжаем администрировать добровольные взносы на страховую и накопительную пенсии. Также за Пенсионным фондом остаются все функции, связанные с персонифицированным учетом пенсионных прав граждан, включая ежемесячную отчетность страхователей по работающим гражданам.

— Как вы считаете, в связи с чем было принято решение о передаче функций по администрированию от Пенсионного фонда в ФНС? До 2010 года единый социальный налог налоговики уже собирали. Тогда перераспределение полномочий мотивировали тем, что ПФР обладает всеобъемлющей базой персонифицированного учета. Что изменилось с тех пор?

— Государство решает по сути глобальную и комплексную задачу повышения качества оказания государственных услуг гражданам и повышения эффективности администрирования процессов госуправления, в том числе и по сбору обязательных платежей. Одновременно стоит задача по снижению административной нагрузки на бизнес и другие категории плательщиков, упрощению и минимизации для них всех контактов с государством. Однако при этом плательщик должен быть прозрачен для государства в части своих финансовых операций и базы для уплаты обязательных платежей. Ровно в этой логике и лежат решения по созданию единого оператора по сбору всех фискальных платежей в лице ФНС и единого оператора по учету всех социальных выплат и льгот в лице ПФР. То есть ФНС теперь отвечает за наполняемость федерального и региональных бюджетов и бюджетов ПФР, ФНС, ФСС, а ПФР создает единую государственную систему учета социальных прав граждан как базу и инструмент для анализа и принятия государственных управленческих решений по социальному обеспечению граждан, в том числе в связи с переходом на принципы адресности и нуждаемости.

Реализация этих решений даст и экономический эффект: госведомствам это позволит сократить расходы на администрирование этих функций, исключить дублирование отдельных процессов. Поэтому перераспределение полномочий, то есть передача функции сбора страховых взносов в ФНС, не касается системы персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Ведение соответствующей базы персучета пенсионных прав граждан должно быть одной из главных функций ПФР, только теперь мы будем получать сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах не от плательщиков, а от ФНС.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться