25 апреля 2024 года
№ 1 Январь 2017 — 10 января 2017

Трансферты в центре внимания сенаторов

Версия для печати 1166 Материалы по теме
Трансферты в центре внимания сенаторов

Сенаторы выступили за то, чтобы дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектам РФ предоставлялись без каких-либо дополнительных условий. В связи с этим на заседании Совета Федерации было принято постановление о внесении в Государственную думу проекта федерального закона, предусматривающего внесение поправок в Бюджетный кодекс РФ и статьи 1 и 3 Федерального закона № 409-ФЗ1. Прокомментировать данное решение мы попросили заместителя председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

Елену Алексеевну ПЕРМИНОВУ.

— Елена Алексеевна, расскажите, с чем связана инициатива сенаторов?

— Напомню, что 30 ноября 2016 года был подписан Федеральный закон № 409-ФЗ, который внес изменения в Бюджетный кодекс РФ. В том числе этим пакетом поправок предусмотрено, что главы регионов должны заключать договоры с Минфином России об условиях предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. В случае нарушения условий предоставление таких дотаций может быть приостановлено или сокращен их объем.

Однако Совет Федерации высказался против таких нововведений. Сенаторы считают неприемлемым в нашем федеративном государстве выделение дотации на выравнивание, которая приравнивается к собственным доходам регионов, связывать с какими-то условиями. Данный закон не был отклонен Советом Федерации только потому, что он содержит в себе ряд базовых норм, необходимых для принятия бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Чтобы не тормозить бюджетный процесс, мы не стали приостанавливать принятие Федерального закона № 409‑ФЗ, но договорились о том, что вопрос о дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ будет вынесен на обсуждение с Правительством РФ.

В результате долгих дискуссий с Кабинетом министров, в том числе с главой Минфина России, и благодаря настойчивости и принципиальности В. И. Матвиенко была достигнута договоренность о подготовке соответствующих поправок в Закон № 409‑ФЗ. На заседании Совета Федерации 14 декабря мы приняли постановление о внесении в Государственную думу законопроекта, которым будет предусмотрено, что межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной, безвозвратной основе, в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, не должны обременяться какими-либо условиями при их получении и использовании.

Это очень значимый документ, и мы надеемся, что в первом квартале 2017 года законопроект будет внесен на рассмотрение в Государственную думу. Следует отметить, что при обсуждении данного вопроса на заседании Совета Федерации присутствовал министр финансов А. Г. Силуанов, который согласился с необходимостью внесения таких поправок.

Кроме того, с главой Минфина России была достигнута договоренность о том, чтобы дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности были предоставлены регионам без задержек и без подписания соглашений. Сегодня важно, чтобы бюджетный процесс в регионах не нарушился. Мы все прекрасно знаем, какое сложное положение сложилось в субъектах РФ. Большинство региональных бюджетов на текущий год дефицитные, неуклонно растет уровень долговой нагрузки. На 1 ноября 2016 года объем государственного долга субъектов РФ составил 2,21 триллиона рублей. Учитывая существующую ситуацию, Совет Федерации настоятельно рекомендовал, чтобы в бюджете на текущий год и на плановый период 2018–2019 годов средства на предоставление бюджетных кредитов были заложены в том же размере, что и в минувшем году, — 310 миллиардов рублей. В первоначальном варианте бюджета на эти цели было предусмотрено всего 100 миллиардов рублей.

В версии бюджета, ставшей окончательной, данная сумма увеличена до 200 миллиардов рублей в 2017 и 2018 годах, а на 2019 год предусмотрено всего 50 миллиардов рублей. Следует обратить внимание на то, что в 2017 году регионам придется вернуть в бюджетную систему страны и коммерческим кредитным организациям 496 миллиардов рублей. Сумма, заложенная на бюджетные кредиты в бюджете на 2017 год, несопоставима с данной цифрой. Поэтому в своем заключении на закон о федеральном бюджете мы отметили, что в течение года Совет Федерации будет четко отслеживать исполнение региональных бюджетов и при появлении дополнительных доходов в государственной казне настаивать на том, чтобы объем средств на предоставление бюджетных кредитов был увеличен еще на 110 миллиардов рублей.

Кроме того, сенаторы обеспокоены тем, как будет осуществляться финансовая поддержка регионов. С одной стороны, Фонд финансовой поддержки субъектов РФ увеличился на 100 миллиардов рублей, и это существенная сумма. С другой стороны, это произошло за счет изъятия у регионов одного процента ставки налога на прибыль. Совет Федерации предлагал пополнить фонд за счет федерального норматива. Безусловно, централизация дополнительного процента ставки налога на прибыль в федеральном бюджете позволит более равномерно перераспределить доходы в пользу субъектов с низким уровнем бюджетной обеспеченности. Но как будут в этих условиях чувствовать себя регионы-доноры? Для них эта потеря весьма ощутима. Да, в бюджете предусмотрено 20 миллиардов рублей на гранты субъектам РФ за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала территорий, но это несравнимо с тем, чего они лишились.

Ситуацию усугубляет и изменение нормативов (с 88 до 61,7 процента) зачисления в региональную казну акцизов на нефтепродукты. В связи с этим территориальные дорожные фонды также будут нести большие потери, которые никак не компенсированы. Те 50 миллиардов рублей, которые заложены в бюджете на мероприятия по развитию дорожной инфраструктуры, будут распределяться между 34 регионами. В этот список попали субъекты с крупными агломерациями, с большой численностью населения, и те регионы, которые задействованы в проведении чемпионата мира по футболу. На наш взгляд, это не совсем справедливо.

Если мы вспомним, то Президент РФ неоднократно указывал на то, что расходы на строительство и на поддержание дорог в нормативном состоянии не должны снижаться. Сегодня получилось все ровно наоборот. Сенаторы поставили данный вопрос на контроль и намерены отслеживать, как территориальные фонды будут справляться с возложенными на них обязанностями.

— Результаты инвентаризации расходных полномочий и фактических расходов субъекта РФ как-то отразились на распределении межбюджетных трансфертов?

— Инвентаризация расходных обязательств субъектов — это важная работа, которая, безусловно, нашла свое отражение в распределении бюджетных дотаций. Так, 80 процентов от общего объема дотаций на 2017 год распределено по действующей методике, а оставшиеся 20 процентов — с учетом результатов инвентаризации расходных полномочий регионов. Оказание помощи наименее обеспеченным регионам будет организовано за счет использования в методике распределения дотаций нового коэффициента — соотношения расчетного объема расходных обязательств по результатам инвентаризации расходных полномочий к фактическим расходам субъекта РФ.

Вместе с тем мы считаем, что проделанной работой ограничиваться не стоит. Дело в том, что в ходе инвентаризации за основные расходные обязательства субъектов РФ принимались социальные расходы, а такая важная составляющая, как капитальные, инвестиционные расходы, практически не учитывалась. Это несколько искажает реальную картину. К примеру, регионы за счет своих бюджетов строят детские сады, школы, переселяют граждан из ветхого и аварийного жилья, но все эти расходы выпали из поля зрения при инвентаризации. Мы предлагаем в текущем году работу продолжить: проверить и проследить все расходы, которые должны быть исполнены органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

— Помимо постановления о внесении поправок в бюджетное законодательство на декабрьском заседании был принят еще один важный для регионов документ — обращение Совета Федерации к Правительству РФ по вопросу определения правового статуса и порядка налогообложения доходов самозанятых граждан. В чем его суть?

— Это обращение связано с поправками в первую и вторую части Налогового кодекса РФ, которые мы приняли 29 ноября. Пожалуй, самая резонансная поправка касается самозанятых граждан. На протяжении последних лет Президентом РФ и правительством неоднократно поднимался вопрос о легализации граждан, которые не являются предпринимателями, но оказывают услуги физическим лицам. По некоторым подсчетам, в неформальном секторе экономики занято порядка 15–16 миллионов россиян. С одной стороны, хорошо, что они смогли себя обеспечить работой, с другой — важно, чтобы все были поставлены в равные условия.

Чтобы дать самозанятым гражданам стимул заявить о себе, их освободили от уплаты НДФЛ и страховых взносов. Но тут возникает вопрос: кто должен платить за них взносы на обязательное медицинское страхование? Как известно, регионы уплачивают взносы за неработающее население. Граждане, зарегистрированные в качестве самозанятых, к данной категории не относятся, но в то же время освобождены от уплаты взносов. Совет Федерации считает, что Минфин России должен определить источник финансирования расходов на обязательное медицинское страхование данных граждан.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно