Сенаторы выступили за то, чтобы дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектам РФ предоставлялись без каких-либо дополнительных условий. В связи с этим на заседании Совета Федерации было принято постановление о внесении в Государственную думу проекта федерального закона, предусматривающего внесение поправок в Бюджетный кодекс РФ и статьи 1 и 3 Федерального закона № 409-ФЗ1. Прокомментировать данное решение мы попросили заместителя председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
Елену Алексеевну ПЕРМИНОВУ.
— Елена Алексеевна, расскажите, с чем связана инициатива сенаторов?
— Напомню, что 30 ноября 2016 года был подписан Федеральный закон №
Однако Совет Федерации высказался против таких нововведений. Сенаторы считают неприемлемым в нашем федеративном государстве выделение дотации на выравнивание, которая приравнивается к собственным доходам регионов, связывать с какими-то условиями. Данный закон не был отклонен Советом Федерации только потому, что он содержит в себе ряд базовых норм, необходимых для принятия бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Чтобы не тормозить бюджетный процесс, мы не стали приостанавливать принятие Федерального закона № 409‑ФЗ, но договорились о том, что вопрос о дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ будет вынесен на обсуждение с Правительством РФ.
В результате долгих дискуссий с Кабинетом министров, в том числе с главой Минфина России, и благодаря настойчивости и принципиальности В. И. Матвиенко была достигнута договоренность о подготовке соответствующих поправок в Закон № 409‑ФЗ. На заседании Совета Федерации 14 декабря мы приняли постановление о внесении в Государственную думу законопроекта, которым будет предусмотрено, что межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной, безвозвратной основе, в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, не должны обременяться какими-либо условиями при их получении и использовании.
Это очень значимый документ, и мы надеемся, что в первом квартале 2017 года законопроект будет внесен на рассмотрение в Государственную думу. Следует отметить, что при обсуждении данного вопроса на заседании Совета Федерации присутствовал министр финансов А. Г. Силуанов, который согласился с необходимостью внесения таких поправок.
Кроме того, с главой Минфина России была достигнута договоренность о том, чтобы дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности были предоставлены регионам без задержек и без подписания соглашений. Сегодня важно, чтобы бюджетный процесс в регионах не нарушился. Мы все прекрасно знаем, какое сложное положение сложилось в субъектах РФ. Большинство региональных бюджетов на текущий год дефицитные, неуклонно растет уровень долговой нагрузки. На 1 ноября 2016 года объем государственного долга субъектов РФ составил 2,21 триллиона рублей. Учитывая существующую ситуацию, Совет Федерации настоятельно рекомендовал, чтобы в бюджете на текущий год и на плановый период
В версии бюджета, ставшей окончательной, данная сумма увеличена до 200 миллиардов рублей в 2017 и 2018 годах, а на 2019 год предусмотрено всего 50 миллиардов рублей. Следует обратить внимание на то, что в 2017 году регионам придется вернуть в бюджетную систему страны и коммерческим кредитным организациям 496 миллиардов рублей. Сумма, заложенная на бюджетные кредиты в бюджете на 2017 год, несопоставима с данной цифрой. Поэтому в своем заключении на закон о федеральном бюджете мы отметили, что в течение года Совет Федерации будет четко отслеживать исполнение региональных бюджетов и при появлении дополнительных доходов в государственной казне настаивать на том, чтобы объем средств на предоставление бюджетных кредитов был увеличен еще на 110 миллиардов рублей.
Кроме того, сенаторы обеспокоены тем, как будет осуществляться финансовая поддержка регионов. С одной стороны, Фонд финансовой поддержки субъектов РФ увеличился на 100 миллиардов рублей, и это существенная сумма. С другой стороны, это произошло за счет изъятия у регионов одного процента ставки налога на прибыль. Совет Федерации предлагал пополнить фонд за счет федерального норматива. Безусловно, централизация дополнительного процента ставки налога на прибыль в федеральном бюджете позволит более равномерно перераспределить доходы в пользу субъектов с низким уровнем бюджетной обеспеченности. Но как будут в этих условиях чувствовать себя регионы-доноры? Для них эта потеря весьма ощутима. Да, в бюджете предусмотрено 20 миллиардов рублей на гранты субъектам РФ за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала территорий, но это несравнимо с тем, чего они лишились.
Ситуацию усугубляет и изменение нормативов (с 88 до 61,7 процента) зачисления в региональную казну акцизов на нефтепродукты. В связи с этим территориальные дорожные фонды также будут нести большие потери, которые никак не компенсированы. Те 50 миллиардов рублей, которые заложены в бюджете на мероприятия по развитию дорожной инфраструктуры, будут распределяться между 34 регионами. В этот список попали субъекты с крупными агломерациями, с большой численностью населения, и те регионы, которые задействованы в проведении чемпионата мира по футболу. На наш взгляд, это не совсем справедливо.
Если мы вспомним, то Президент РФ неоднократно указывал на то, что расходы на строительство и на поддержание дорог в нормативном состоянии не должны снижаться. Сегодня получилось все ровно наоборот. Сенаторы поставили данный вопрос на контроль и намерены отслеживать, как территориальные фонды будут справляться с возложенными на них обязанностями.
— Результаты инвентаризации расходных полномочий и фактических расходов субъекта РФ как-то отразились на распределении межбюджетных трансфертов?
— Инвентаризация расходных обязательств субъектов — это важная работа, которая, безусловно, нашла свое отражение в распределении бюджетных дотаций. Так, 80 процентов от общего объема дотаций на 2017 год распределено по действующей методике, а оставшиеся 20 процентов — с учетом результатов инвентаризации расходных полномочий регионов. Оказание помощи наименее обеспеченным регионам будет организовано за счет использования в методике распределения дотаций нового коэффициента — соотношения расчетного объема расходных обязательств по результатам инвентаризации расходных полномочий к фактическим расходам субъекта РФ.
Вместе с тем мы считаем, что проделанной работой ограничиваться не стоит. Дело в том, что в ходе инвентаризации за основные расходные обязательства субъектов РФ принимались социальные расходы, а такая важная составляющая, как капитальные, инвестиционные расходы, практически не учитывалась. Это несколько искажает реальную картину. К примеру, регионы за счет своих бюджетов строят детские сады, школы, переселяют граждан из ветхого и аварийного жилья, но все эти расходы выпали из поля зрения при инвентаризации. Мы предлагаем в текущем году работу продолжить: проверить и проследить все расходы, которые должны быть исполнены органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
— Помимо постановления о внесении поправок в бюджетное законодательство на декабрьском заседании был принят еще один важный для регионов документ — обращение Совета Федерации к Правительству РФ по вопросу определения правового статуса и порядка налогообложения доходов самозанятых граждан. В чем его суть?
— Это обращение связано с поправками в первую и вторую части Налогового кодекса РФ, которые мы приняли 29 ноября. Пожалуй, самая резонансная поправка касается самозанятых граждан. На протяжении последних лет Президентом РФ и правительством неоднократно поднимался вопрос о легализации граждан, которые не являются предпринимателями, но оказывают услуги физическим лицам. По некоторым подсчетам, в неформальном секторе экономики занято порядка
Чтобы дать самозанятым гражданам стимул заявить о себе, их освободили от уплаты НДФЛ и страховых взносов. Но тут возникает вопрос: кто должен платить за них взносы на обязательное медицинское страхование? Как известно, регионы уплачивают взносы за неработающее население. Граждане, зарегистрированные в качестве самозанятых, к данной категории не относятся, но в то же время освобождены от уплаты взносов. Совет Федерации считает, что Минфин России должен определить источник финансирования расходов на обязательное медицинское страхование данных граждан.
Подготовила О. В. ИЗУТОВА