Версия для печати 3342 Материалы по теме
Развитие и традиционные ценности

Сегодня Ямалу отводится важнейшая роль в реализации стратегических приоритетов России в Арктике. При этом, как рассказал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Николаевич КОБЫЛКИН, сам регион усиленно работает над переходом к новой модели развития.

— Дмитрий Николаевич, какие приоритеты нашли отражение в бюджете округа на ближайшую трехлетку?

— Традиционные характеристики ямальского бюджета — это его сбалансированность и социальная направленность. Главный финансовый документ на 2017 год и предстоящий период не стал исключением. Среди приоритетов — развитие образования, спорта, культуры, дальнейшее совершенствование сферы здравоохранения, поддержка предпринимательства, нашего арктического АПК, строительство жилья, реформирование сферы ЖКХ. Все это суть поступательного движения вперед. Ямальцы должны видеть, что их населенный пункт благоустраивается, что в нашем агропроме есть реальные успехи, что наши школы и больницы не только не уступают, а даже превосходят аналогичные в других регионах. Вот это будет работа по-честному, на результат! Но мы не проедаем средства, а смотрим вперед, понимая, что без бюджета развития через некоторое время мечты останутся мечтами. При этом мы реалисты. Шесть лет назад мы разбросали камни, запустив несколько серьезных проектов. И сейчас наступает время камни собирать: проекты начинают приносить результаты. Однако это и время для того, чтобы запускать новые проекты. Развитие не останавливается.

— В виде отдельного приложения к бюджету утвержден так называемый детский бюджет. В чем основная идея этого документа?

— Живя на огромной территории Арктической зоны страны, мы очень хорошо понимаем всю важность государственного внимания к демографическим проблемам. Помните, как нашей стране предрекали едва ли не вымирание? Реальная ситуация в 90-х годах прошлого столетия была пугающая. На Ямале каждый человек на вес золота, потому что нас здесь очень немного, но каждый из нас — северянин, со всеми вытекающими отсюда качествами. Мы за традиционные ценности, мы за нравственность и человеческое достоинство.

Моя позиция неизменна: я убежден, что школьник из маленького национального села в ямальской тундре должен иметь возможность пользоваться всеми современными образовательными услугами именно в своем населенном пункте, а не завидовать своему сверстнику из крупных городов в центре России. Беременная женщина должна быть уверена, что ей на малой родине окажут весь комплекс медицинских услуг — вовремя и качественно. Поэтому мы пригласили в новый перинатальный центр в Ноябрьске лучших профессионалов со всей страны. Родители, воспитывающие ребенка-инвалида, должны понимать, что он дорог не только им, но и всему Ямалу. Это значит, что один из родителей может ухаживать за ним дома, получая от округа реальную поддержку, при необходимости же ребенка отправят в специализированную клинику. Многодетные семьи должны быть уверены в завтрашнем дне, потому что регион строит им дома, помогает в воспитании детей.

Мер социальной поддержки в округе более сотни, причем две трети из них — региональные. Ими пользуется больше половины всего населения. Значительная часть из них относится именно к «детскому бюджету». В этом документе мы собрали всю информацию о масштабном комплексе мер социальной поддержки и программ развития по семье и детям, чтобы видеть не только то, что уже сделано, но и задачи на перспективу. Эволюционно мы пришли к проведению Года проектных решений. Одним из таких проектов как раз станет «детский бюджет». Для меня это абсолютно конкретная работа, и оценка ее будет производиться по непосредственному результату.

— В 2017 году планируется публичное размещение облигаций государственного займа для населения. С чем связано решение обратиться к такому инструменту заимствований?

— Ямал ищет новые пути развития, и мы видим их в том числе в привлечении средств для реализации актуальных для населения программ и проектов. В России такой механизм практически не используется, но, просчитав все риски, мы поняли, что все получится. Покупательная способность ямальцев высокая: средняя зарплата сейчас составляет 77 тысяч рублей[1], на депозитах населения в банках округа на начало ноября находилось 17,7 миллиарда рублей. Мы планируем заем объемом в один миллиард при номинальной стоимости облигации в тысячу рублей.

Ямал — серьезный, мощный регион. Наши проекты уже работают, мы уже вышли на шельф, Севморпуть больше чем наполовину заполнен нашими грузами. Мы сделаем эти облигации ценнее, чем деньги, лежащие на депозитах. Для меня важно еще и то, что люди получат возможность реально сказать: я тоже принял участие в обустройстве Арктики, в превращении Ямала в комфортную для жизни территорию.

— В прогноз социально-экономического развития региона на 2017–2019 годы заложено стабильное увеличение инвестиций. За счет каких проектов этого удастся добиться?

— Несмотря на все внешние вызовы, в 2016 году мы фиксировали увеличение инвестиций: за первое полугодие их рост составил 19,2 процента. Тенденция сохранится до 2019 года, обеспечив прирост показателя на 18 процентов к уровню 2015 года. Таков результат проектов, реализацию которых мы лоббировали с 2010 года и сейчас продвигаем на всех уровнях.

В первую очередь это важнейший для страны проект «Ямал СПГ» по строительству завода по производству сжиженного газа мощностью около 16,5 миллиона тонн. Первая линия будет введена в эксплуатацию в 2017 году. Важно, что весь объем сжиженного газа с этого завода уже законтрактован. Здесь уже работает аэропорт и обслуживает Севморпуть новый арктический порт Сабетта. Загрузку Севморпути и потребность в новых судах ледокольного класса (а это уже мультипликативный эффект от ямальских проектов) обеспечивает также ямальский арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», запущенный в июне 2016 года в районе Новопортовского месторождения на полуострове Ямал.

Инвестпроекты, реализуемые в округе, являются не только крупнейшими в стране, но и одними из самых масштабных в мире. На Ямале, согласно данным госкомиссии по вопросам развития Арктики, будет реализовано 36 из 56 стратегически важных российских проектов. Общий потенциал проектов, реализуемых на территории округа до 2020 года, оценивается почти в 123 миллиарда долларов. Я назвал только самые крупные, а ведь есть еще мощные и перспективные проекты в транспортной инфраструктуре, в агропроме и лесопромышленном комплексе. Все популярнее становится экологический туризм, который мы также не обошли вниманием.

— Какие перспективы дальнейшего экономического развития Ямала вы видите в связи с падением цен на энергоносители, которое мы наблюдаем в последние годы?

— Прозвучит как крамола, но я даже рад таким обстоятельствам. Они подталкивают нас к развитию, заставляют искать новые возможности. Понимая, что вряд ли в ближайшее время ситуация изменится к лучшему, мы, не снижая темпов промышленного освоения запасов Ямала, перестраиваемся и запускаем новую модель развития. Суть ее в том, чтобы одновременно со снижением зависимости территории от моносырьевой экономики развивать глубокую переработку и транспортную инфраструктуру. По итогам текущего года мы удвоим долю обрабатывающих производств по сравнению с 2010 годом, а с полным запуском завода «Ямал СПГ» в 2020 году каждый четвертый рубль, созданный в экономике региона, будет приходиться на переработку, а не на добычу сырья. Ближайшие три года станут переломными для Ямала.

— В чем будет заключаться стратегическая роль Арктической зоны в экономическом развитии входящих в нее регионов России? И как Ямал планирует участвовать в реализации соответствующих приоритетов?

— Энергетической стратегией России до 2030 года Ямал определен основным газодобывающим регионом страны. Но миссия нашей территории значительно шире. Поэтому по согласованию с руководством России мы приступили к реализации проекта по созданию арктического транспортного блока. Совместно с «Газпромом», РЖД, частными инвесторами в ближайшее время мы начнем реализацию инфраструктурного проекта «Энергия Арктики», включающего в себя строительство Северного широтного хода, который закольцует Северную и Свердловскую железные дороги и железную дорогу Бованенково — Сабетта, призванную обеспечить выход страны к Севморпути.

Развитие портовой и транспортной инфраструктуры, строительство газотранспортной системы с полуострова Ямал сформируют востребованный арктический транспортный коридор. Выгоды такого масштабного проекта очевидны, участники определены, поддержка руководства страны есть. Понятно, что такие инфраструктурные проекты становятся драйверами комплексного социально-экономического развития не только Ямала и соседних регионов, но и многих других субъектов за счет своего мультипликативного эффекта. При этом их реализация выражает стратегические интересы России в циркумполярном мире.

Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ



[1] В среднем по России — около 40 тысяч рублей.


Поделиться