Финансы № 1 Январь 2017 — 10 января 2017

Бизнес-слушания: новый формат обсуждения бюджета

Версия для печати 1429 Материалы по теме
Бизнес-слушания: новый формат обсуждения бюджета

В Свердловской области уже второй год подряд проводятся уникальные по формату бизнес-слушания и деловая игра, предваряющие принятие областного закона о бюджете. Масштабное мероприятие позволяет властям обсудить с широким кругом бизнес-сообщества расходную и доходную части бюджета, напрямую влияющие на инфраструктурное развитие региона и, как следствие, на создание благоприятной среды для предпринимательства.

Вноябре 2016 года, следуя установленной годом ранее традиции, по инициативе Министерства финансов Свердловской области НПО «САПФИР» и АСИ организовали обсуждение проекта закона «Об областном бюджете Свердловской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

Мероприятие открыла вице-губернатор — министр финансов Свердловской области Г. М. Кулаченко, рассказавшая об основных параметрах бюджета области на 2017 год. Далее представители ряда отраслевых министерств (экономики, АПК, транспорта, строительства, образования, инвестиций и развития и других) в деталях и на конкретных цифрах представили планы своих ведомств на предстоящий год. У слушателей была возможность задать уточняющие вопросы и таким образом увидеть связь между бюджетными расходами и условиями ведения бизнеса в Свердловской области.

Во второй день представителям бизнес-сообщества, предварительно разделенным на команды, было предложено с использованием разработанного специалистами НПО «САПФИР» интерактивного онлайн-калькулятора составить свой вариант бюджета развития области. Работа с бюджетным калькулятором предусматривала возможность изменения расходов на мероприятия в рамках действующих в области отраслевых и межотраслевых государственных программ. Кроме того, игроки могли предложить свои собственные мероприятия, финансируемые из областного бюджета. От представителей бизнеса также ожидали прогноза сумм по основным платежам в бюджет (НДФЛ, налогу на имущество, налогу на прибыль, налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения): важно было увидеть, насколько прогнозы бизнес-сообщества совпадут с выкладками специалистов Министерства финансов. Сложность игры заключалась в том, что, увеличивая расходы, участники должны были одновременно предложить и источники финансирования возникающего дефицита бюджета региона.

В течение часа участники игры, обращаясь к работникам областных министерств за консультациями и разъяснениями по спорным вопросам, составили четыре варианта бюджета развития Свердловской области. После этого состоялась публичная защита и обсуждение каждого из предложенных вариантов. По ходу процесса озвучивались интересные и часто неоднозначные идеи. Так, например, горячие споры вызвало предложение по изменению ставки транспортного налога для автомобилей с мощностью до 100 лошадиных сил. За счет массовости данного сегмента автопарка эта статья могла бы дать существенный доход в областную казну. Много споров возникло и по поводу прогноза доходов бюджета за счет взымаемых с малого, крупного и среднего бизнеса налогов: дискуссанты предлагали подчас противоположные варианты развития событий в предстоящем 2017 году. Также весьма интересным стало обсуждение целесообразности и эффективности поддержки бизнеса за счет различных вариантов субсидирования и льгот.

Подводя итоги, можно сказать, что дискуссии о бюджете получились жаркими и содержательными, а ряд наиболее интересных и перспективных идей, возникших по ходу игры, был передан в профильные комитеты и рабочие группы при правительстве и в Законодательном собрании Свердловской области для обсуждения областного бюджета на 2017 и последующие годы.

Комментарии

Галина Максимовна КУЛАЧЕНКО, вице-губернатор — министр финансов Свердловской области:

— Очень интересно было общаться с представителями разного вида бизнеса. Те предложения, которые высказаны, конечно, имеют право на существование, при этом наша задача в любом случае представить сбалансированный бюджет. Увеличение расходов на промышленность — отличная идея, но не надо забывать, что порядка 4 миллиардов рублей у нас сегодня заложено в бюджет в качестве льгот, которые также поддерживают промышленность. Конечно, представители бизнеса защищали сегодня свои позиции, но мне понравилось, что они не забывали и социальную сферу — например, предложили выделить дополнительные средства на жилье для детей-сирот, это очень актуальная задача. Предложение бизнеса участвовать в обсуждении бюджета регулярно поддерживается: у нас открытый бюджетный процесс и прозрачная система его формирования. Я уверена, что, чем больше такого конструктивного обсуждения, тем качественнее принимаемые решения.

Дмитрий Юрьевич НОЖЕНКО, министр экономики Свердловской области:

— В этом году второй раз были организованы общественные слушания по региональному бюджету. Формат мероприятия, несомненно, представляет интерес как для органов власти, так и для бизнес-сообщества, что было подтверждено активным, конструктивным диалогом.

Бизнес-слушания имеют высокую результативность, позволяют обсудить различные точки зрения по формированию наиболее оптимального бюджета региона. Проведение подобных мероприятий в форме деловой игры с предпринимателями и экспертами из областных министерств и депутатов Законодательного собрания Свердловской области чрезвычайно полезно для выработки перспективных идей, направленных на стратегическое развитие региона, повышение инвестиционного и налогового потенциала области.

Даниил Владимирович МАЗУРОВСКИЙ, руководитель представительства АСИ в Уральском федеральном округе:

— Совместно с Министерством финансов Свердловской области, основными деловыми объединениями и НПО «САПФИР» мы организовали бизнес-слушания проекта закона о бюджете в интерактивном формате, в рамках которых представители малого, среднего и крупного бизнеса смогли погрузиться в тему формирования бюджета региона. Совместно мы попытались найти золотую середину между стремлением бизнес-сообщества получить поддержку от власти и необходимостью изыскать средства для реализации требуемых мероприятий. Применение «бюджетного калькулятора» позволило сделать поиск компромиссного решения наглядным — участники мероприятия имели возможность перераспределять денежные средства в расходной части бюджета, а также корректировать объемы предполагаемых доходов и, как результат, предлагать свои варианты бюджета развития. Мы намерены сделать данное мероприятие традиционным и выражаем надежду, что предложения предпринимателей, сформированные по итогам бизнес-слушаний, будут приниматься во внимание в ходе согласительных процедур при рассмотрении проекта закона «О бюджете».

Павел Александрович ВОРОТКОВ, советник президента Уральской Торгово-промышленной палаты:

— Проведение данного мероприятия предшествует внесению проекта бюджета в Законодательное собрание, что, очевидно, позволяет представителям областного Минфина при защите бюджета перед депутатами ссылаться на предварительное одобрение бизнес-сообщества. Следует отметить пользу для участников со стороны бизнес-сообщества. Во-первых, происходит знакомство со структурой и механизмом разработки главного финансового инструмента области, а диалоговое представление своих позиций со стороны Минфина и профильных министерств помогает понять их возможности и ограничения. Во-вторых, у участников есть возможность заранее ознакомиться с инструментами поддержки и объемами их финансирования.

54_2.png

Что касается пожеланий. Проведение данного мероприятия в ноябре, когда бюджет уже полностью сформирован, заметно ограничивает возможности его корректировки. Как показала практика двух лет, участники ответственно подходят к выработке своих предложений, некоторые из которых находят понимание у заинтересованных ведомств, однако готовый бюджет практически исключает возможность практической дискуссии и применения согласованных предложений. На мой взгляд, целесообразно проведение первой части бюджетных бизнес-слушаний весной, для проработки приоритетов еще без конкретных цифр. Осенью имеет смысл устраивать разбор того, что получилось, а что нет и почему. Думается, такой сценарий был бы более эффективен с точки зрения общественного формирования бюджета.

М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться