Муниципальная собственность — один из источников поступлений собственных доходов в местный бюджет. Очевидно, что муниципалитеты заинтересованы в эффективном управлении таким имуществом. В статье пойдет речь о том, как мобилизовать доходы от приватизации муниципальных объектов, и в частности о плюсах и минусах электронных торгов.
Борис Николаевич ХАРЛАМОВ,
начальник отдела приватизации департамента муниципального имущества администрации города Волгограда
Поскольку процесс приватизации в России в целом и в Волгограде в частности длится уже четверть века, большинство наиболее ликвидных и привлекательных объектов муниципального имущества успело найти своих новых собственников. В этих условиях городской план приватизации на 2016 год формировался преимущественно из свободных нежилых помещений, не востребованных для аренды. Таким образом, в этот список было включено 285 объектов муниципального имущества Волгограда общей площадью 59 тысяч квадратных метров. При этом 192 объекта было перенесено из плана приватизации 2015 года. Из общего числа объектов, включенных в план приватизации, 220 объектов — свободные.
Очевидно, что свободные объекты требуют постоянных существенных затрат на их содержание, отопление и ремонт, которые ложатся на и без того дефицитный бюджет Волгограда. В связи с этим приватизация таких объектов выглядит наиболее экономически выгодным решением. Однако реализовать его на сегодняшний день непросто. Кроме экономического кризиса, ситуация усугубляется и тем, что классическая форма продажи объектов с очных торгов за долгие годы их проведения породила феномен так называемых профессиональных покупателей. Они практически постоянно участвуют в торгах, договариваются перед торгами с другими участниками, что препятствует повышению цен на объекты в процессе продажи. В результате даже немногочисленные сравнительно ликвидные объекты уходят с торгов по начальной цене или цене отсечения в случае продажи посредством публичного предложения.
На этом фоне хорошей новостью для организаторов торгов стало принятие Правительством РФ распоряжения от 4 декабря 2015 года № 2488‑р, которое определило перечень электронных площадок для проведения торгов по продаже государственного и муниципального имущества. В этой связи руководителем департамента муниципального имущества администрации Волгограда И. В. Кондратенко было принято решение в 2016 году в порядке эксперимента параллельно с классической формой торгов внедрить и электронную. Местом проведения торгов решено было выбрать одну из крупнейших универсальных торговых платформ, на которой наш департамент уже проводил электронные аукционы по закупкам товаров, работ и услуг.
За и против
У любого нововведения есть противники и сторонники, есть плюсы и минусы. Это справедливо и для электронных торгов. Оформить документы человеку, желающему первый раз поучаствовать в электронных торгах, объективно сложнее и затратнее, поскольку, кроме заполнения самой формы заявки, необходимо зарегистрироваться на электронной площадке и получить электронную подпись, которая может стоить порядка пяти тысяч рублей (вместе с носителем и лицензией на криптографическую программу). Вместе с тем затраты на получение электронной подписи не превышают 1% от средней цены реализации объектов с торгов в Волгограде.
•
Очевидно, что электронный способ продажи подходит больше всего для крупных муниципалитетов, где они проводятся в большом количестве и на постоянной основе, а в участии в них заинтересованы потенциальные инвесторы из других регионов России. Чтобы свести к нулю возможный отток потенциальных покупателей, желающих, возможно, лишь единожды поучаствовать в торгах, было принято следующее решение: при отсутствии желающих приобрести объекты через электронную продажу посредством публичного предложения переводить эти объекты на обычную классическую продажу. В результате было дополнительно реализовано четыре объекта за 2,5 миллиона рублей. В случае открытого аукциона объекты выставлялись в обратной последовательности — сначала на обычный аукцион, а если продать их не удавалось — на электронный. Таким образом дополнительно было реализовано пять объектов за 21 миллион рублей.
Еще одной сложностью для внедрения электронных торгов может стать сопротивление со стороны лоббистов тех самых «профессиональных» покупателей, привыкших покупать объекты с торгов по начальной цене. Исход такого противостояния во многом будет зависеть от воли и решительности руководителя органа власти, отвечающего за такие продажи. В случае с Волгоградом очевидно, что этих качеств руководству хватило.
На проводимых торгах мы видели реальную борьбу покупателей. В 2016 году 72% объектов, проданных в электронной форме с участием трех и более заявителей, реализовано с превышением начальной цены и цены отсечения. Это позволило дополнительно получить порядка пяти миллионов рублей, тогда как при классической форме торгов за тот же период с превышением начальной цены и цены отсечения продано только 14% объектов, то есть в пять раз меньше.
•
Всего же по результатам торгов в 2016 году департаментом было заключено 100 договоров купли-продажи на сумму 122 миллиона рублей, а общая площадь объектов составила 16,7 тысячи квадратных метров. Общие поступления доходов от приватизации с учетом платежей по договорам, заключенным в рамках реализации Федерального закона № 159‑ФЗ, составили 330 миллионов рублей, что соответствует
Законодательные пробелы
Следует отметить, что 27 участников торгов, признанных победителями в продажах без объявления цены, отказались от заключения договоров купли-продажи объектов на сумму порядка 9 миллионов рублей. Поскольку для данного вида продаж законодательством не предусмотрено требование об установлении задатка, а также отсутствует какой-либо реестр недобросовестных участников торгов, никаких негативных последствий за срыв продаж для этих участников не наступило.
Вообще продажа без объявления цены остается, на наш взгляд, самым недоработанным в законодательном плане видом торгов. Так, постановление Правительства РФ от 27 августа 2012 года № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» указывает на возможность не принимать к рассмотрению предложения участника о цене. При этом не дается ни одного четкого критерия, какое предложение о цене следует принимать, а какое — нет. В результате у участников продажи появляется лишний повод обжаловать решение комиссии об отказе в рассмотрении предложения о цене, а у самой комиссии — лишняя возможность для принятия непрозрачных решений.
К законодательным недоработкам можно отнести также обязанность продавца подписать протокол об итогах аукциона или продажи посредством публичного предложения в течение одного часа с момента получения электронного журнала от оператора электронной площадки. Учитывая, что торги могут продолжаться от нескольких десятков минут до нескольких часов, а члены комиссии продавца находятся в разных концах города, выполнить данное требование закона весьма проблематично, а порой невозможно. Для устранения такого избыточного и заведомо невыполнимого требования департамент уже обратился в Минэкономразвития России с предложением внести изменения в положение, предусматривающее размещение указанных протоколов в день окончания торгов.
В заключение следует отметить, что, по нашему мнению, внедрение электронной формы торгов вносит реальный вклад в повышение их прозрачности и снижение связанных с торгами коррупционных рисков.