Алексей ШУРУБОВИЧ, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, кандидат экономических наук
Последние годы оказались для белорусской экономики достаточно успешными. Был обеспечен устойчивый рост основных экономических показателей (табл. 1), причем темпы этого роста стали одними из самых высоких в СНГ. Успешное развитие экономики позволило значительно увеличить реальные доходы населения, что в свою очередь способствовало социально-политической стабильности в республике.
Следует особо отметить, что в отличие от предшествующего периода высокие темпы экономического роста в Белоруссии в последние годы были достигнуты при относительно низкой (и постоянно уменьшающейся) инфляции, что свидетельствует о качестве этого роста.
Принятая в 2001 г. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг. перевыполнена по всем параметрам (табл. 2). В 2005 г. по многим показателям удалось превзойти уровень докризисного 1990 г., в том числе по производству ВВП – на 27,5%, по выпуску промышленной продукции – на 52%, по производству потребительских товаров – на 65%, по реальным денежным доходам и реальной зарплате – в 1,9 раза. Выполнено задание довести к концу 2005 г. уровень средней месячной зарплаты до 250 долл. США в эквиваленте: в конце 2005 г. средняя зарплата составила 261 долл., а к концу 2006 г. увеличилась до 312 долл. Уровень безработицы упал с 2,1% в 2000 г. до 1,5% в 2005 г. и 1,2% в 2006 г.; это один из самых низких показателей среди стран СНГ, Центральной и Восточной Европы.
В 2007 г. экономический рост в Белоруссии продолжался. В первом полугодии ВВП республики возрос по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. на 8,6%, выпуск продукции промышленности – на 7,7%, продукции сельского хозяйства – на 5,2%, уровень инвестиций в основной капитал – на 20,0%. Реальная зарплата увеличилась более чем на 17%, тогда как потребительские цены повысились лишь на 3,6%.
В белорусской печати отмечается, что улучшение экономической ситуации во многом обусловлено перестройкой работы ряда ведущих предприятий республики, освоением ими новых моделей продукции, конкурентоспособных и на внутреннем, и (что особенно важно) на внешнем рынке. Устойчивому экономическому росту способствовали также улучшение качества управления на государственном и корпоративном уровнях, активная инвестиционная политика государства и ряд других факторов, среди которых особое место занимает динамичное развитие внешнеэкономических связей.
Для Белоруссии – страны с открытой экономикой, где внешнеторговый оборот в 2006 г. составил почти 115% ВВП, – внешнеэкономические связи исключительно важны. За последние четыре года внешнеторговый оборот республики возрос более чем вдвое – с 17 113 млн долл. в 2002 г. до 42 062 млн в 2006 г., в том числе экспорт – с 8 021 до 19 739 млн, импорт – с 9 092 до 22 323 млн.
В структуре белорусского экспорта ведущее место занимают минеральные продукты (38,8% в 2006 г., что связано с существенным увеличением экспорта – в основном в страны Западной Европы – нефтепродуктов, произведенных из российской нефти), машины, оборудование и транспортные средства (20,0%), продукция химической промышленности (14,4%).
В структуре импорта в 2006 г. 33,4% приходилось на долю минеральных продуктов, 24,1% – на долю машин, оборудования и транспортных средств, 12,6% – на долю продукции химической промышленности, 11,7% – на долю черных и цветных металлов и изделий из них.
Главным торговым партнером Белоруссии является Россия – 47,4% общего объема внешнеторгового оборота республики в 2006 г., в том числе 34,7% экспорта и 58,6% импорта. Другие крупные торговые партнеры – Нидерланды (17,7% экспорта и 1% импорта), Украина (5,7% и 5,5% соответственно), Германия (3,8% и 7,5%), Польша (5,2% и 3,4%), Великобритания (7,5% и 0,8%).
Важнейшее значение для экономики страны имеют взаимодействие и интеграция с Россией, в соответствии с договором от 8 декабря 1999 г. входящей в состав Союзного государства. Россия – главный торговый партнер Белоруссии, практически единственный поставщик энергоресурсов, прежде всего нефти и газа, а также основной рынок сбыта продукции многих отраслей белорусской промышленности, особенно обрабатывающей. Экспорт в Российскую Федерацию составляет около 18,5% ВВП Белоруссии; наблюдаемый в последние годы экономический рост в значительной мере обусловлен именно увеличением спроса на белорусские товары со стороны российских компаний. Многие виды продукции, производимые в Белоруссии, предназначены почти исключительно для российского рынка. Так, в первом полугодии 2007 г. на долю России приходилось 99,8% общего объема экспорта мяса, 96,9% экспорта телевизоров, 90,5% – обуви, 88,5% – дорожной техники, 81,4% – молока, 80,7% – холодильников, 79,2% – седельных тягачей, 71% – мебели, 67% – грузовых автомобилей. Крупнейшие белорусские предприятия – МАЗ, БелАЗ, МТЗ и др. – большую часть своей продукции также экспортируют в Россию.
Развитие интеграции с нашей страной позволяет Белоруссии укрепить свои позиции на российском рынке и получить по льготным ценам энергоносители – прежде всего газ, что, в свою очередь, является одним из важнейших факторов роста экономики республики. Так, закупив в 2006 г. 20,9 млрд куб. м российского газа по льготной цене 46,68 долл. за 1 тыс. куб. м (хотя цена газа для стран Западной Европы достигала 250 долл.), Белоруссия фактически получила «газовую субсидию» в размере более 4 млрд долл., что составило почти 11% ВВП республики.
В последние годы в развитии российско-белорусского экономического сотрудничества по ряду направлений достигнут серьезный прогресс. Объем взаимной торговли увеличился с 9,9 млрд долл. в 2002 г. до 19,9 млрд в 2006 г., то есть в два раза. Значительное развитие получило производственное сотрудничество, в том числе кооперационные связи между предприятиями, обусловленные взаимодополняемостью структур экономики обеих стран. Перспективной формой взаимодействия являются совместные российско-белорусские производственные и научно-технические программы, реализация которых способствует решению важнейшей задачи, стоящей перед обеими странами, – модернизации экономики и перехода на инновационный путь развития.
Вместе с тем для российско-белорусского партнерства характерны серьезные проблемы и сложности. Наиболее наглядным их проявлением стал «нефтегазовый кризис» в конце 2006 – начале 2007 г., в результате которого существенно изменились условия поставки в республику российских энергоносителей. Цена на газ в соответствии с контрактом, подписанным 31 декабря 2006 г., возросла с 46,68 долл. за 1 тыс. куб. м в 2006 г. до 100 долл. в 2007 г.; к 2011 г. эта цифра должна достигнуть среднеевропейского уровня. С января 2007 г. Россия взимает экспортную пошлину на нефть, поставляемую в Белоруссию (размер этой пошлины первоначально составил 53 долл. за 1 т нефти с последующим изменением каждые два месяца с учетом общей российской экспортной пошлины на нефть). Новые условия поставок энергоносителей привели к повышению внутренних цен на энергоресурсы, а вслед за ними – и общего уровня цен в стране, к снижению рентабельности белорусских нефтеперерабатывающих заводов, уменьшению экспорта нефтепродуктов из республики, росту дефицита торгового баланса.
Важным внешним фактором экономического роста до последнего времени была благоприятная ценовая конъюнктура для ряда белорусских экспортных товаров, в частности для нефтепродуктов и калийных удобрений, составляющих основу экспорта в дальнее зарубежье. Так, средние цены экспорта нефтепродуктов в 2004 г. возросли на 37%, а в 2005 г. – на 41,5%, калийных удобрений – соответственно на 25,9 и 33,5%. Быстрый рост экспортных цен способствовал существенному увеличению экспорта, что позитивно повлияло на общеэкономическую ситуацию в стране. Однако сейчас значение этого фактора заметно ослабло. С января по май 2007 г. средние цены на белорусские нефтепродукты упали на 2,5–3%, а общий объем экспорта минеральных продуктов в стоимостном выражении в первом полугодии 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизился на 7,5%.
Значительную роль в развитии экономики Белоруссии призваны сыграть иностранные инвестиции. Их объем неуклонно растет: за один лишь 2006 г. он повысился более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом и составил 4 млрд долл. Прямые иностранные инвестиции в белорусскую экономику увеличились с 300 млн долл. в 2002 г. до 750 млн в 2006 г. В Белоруссии работает около 3,8 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 90 стран. Наибольшее число предприятий с иностранными инвестициями создано с участием компаний из России, США, Германии, Польши, Литвы.
В стране осуществляется комплекс мер по привлечению в экономику иностранного капитала. Так, при реализации продукции собственного производства коммерческие организации с иностранными инвестициями на три года освобождаются от уплаты налога на прибыль, а при производстве особо важной продукции льготный период продлевается вдвое. Действуют шесть свободных экономических зон («Брест», «Минск», «Неман», «Гомель – Ратон», «Могилев» и «Гродноинвест»), резиденты которых имеют существенные налоговые, таможенные и иные льготы.
В то же время белорусская экономика сталкивается с серьезными проблемами, причем некоторые из них в последние годы даже обострились. Остается низким технологический уровень: 79% используемых технологий относятся к числу традиционных (третьего и четвертого технологических укладов), 15,8% – к числу новых и лишь 5,2% – к числу высоких. Из 370 передовых производственных технологий, появившихся в 2005 г., только три оказались принципиально новыми, а 332 были новыми только для Белоруссии. Основные производственные фонды в экономике характеризуются высокой степенью износа: например, активная часть основных производственных фондов в 2005 г. была изношена на 69,5%. Быстрый рост объема инвестиций в основной капитал (с 2,2 млрд долл. в 2002 г. до 6,8 млрд в 2006 г.) пока не смог радикально изменить ситуацию к лучшему.
Несмотря на улучшение ряда качественных показателей развития белорусской экономики (рост рентабельности с 9,1% в 2003 г. до 13,6% в 2006 г., сокращение доли убыточных предприятий за этот период с 27,2% до 8,5%) почти 2/3 предприятий, по оценкам специалистов, испытывают серьезный дефицит средств на модернизацию и развитие, поскольку не сумели воспользоваться благоприятной внешней конъюнктурой. Сейчас они остаются «на плаву» за счет административного стимулирования внутреннего спроса, резко ограниченной конкуренции со стороны иностранных компаний, а также включения в госзаказ и производственно-сбытовые цепочки успешных предприятий. Увеличивается разрыв между 115 валообразующими предприятиями, на долю которых приходится более половины общего объема промышленного производства, и основной массой компаний, где экономические показатели значительно хуже. Растут объемы кредиторской и дебиторской задолженности предприятий, повышаются запасы нереализованной продукции на складах (на 1 июля 2007 г. они составили 60,7% среднемесячного объема производства).
Быстрый рост рублевой денежной массы (в семь раз за 2002–2005 гг.) создает в Белоруссии значительный инфляционный потенциал. Относительно низкий уровень инфляции обеспечивается в основном посредством административного регулирования цен, охватывающего почти треть товаров и услуг, по которым рассчитывается индекс инфляции. В 2007 г. темпы инфляции увеличились в связи с подорожанием российских энергоносителей. Индекс потребительских цен с 3,1% в первом полугодии 2006 г. вырос до 3,6% в первом полугодии 2007 г. Осенью 2007 г. в республике заметно подорожали некоторые продукты питания: это было вызвано их массированным вывозом в Россию, где цены гораздо выше.
Сальдо внешнеторгового баланса страны является устойчиво отрицательным (в 2006 г. оно, например, составляло 2 584 млн долл.), что связано с крупным дефицитом в торговле с главным партнером – Россией (6 234 млн долл.), тогда как с другими странами мира суммарный баланс положителен.
Потенциальные возможности роста инвестиций (в том числе иностранных) в белорусскую экономику используются далеко не в полной мере. Активность инвесторов сдерживается доминирующим положением государственной собственности: на долю госпредприятий приходится около 3/4 ВВП и почти 80% основных производственных фондов. Негативное воздействие на экономику республики оказывают чрезмерная «зарегулированность» хозяйственной деятельности, частое изменение законодательства, постоянные проверки предприятий (особенно частных) со стороны контролирующих органов. Серьезной проблемой является и существование института «золотой акции», согласно которому власти в определенных случаях вправе вмешиваться в управление предприятиями любой формы собственности, ранее находившимися в собственности государства.
Однако в последнее время руководство Белоруссии повернуло экономику в сторону большего использования рыночных принципов. Президент А. Лукашенко в июне 2007 г. заявил о необходимости «отказаться от поддержания на плаву безнадежно лежащих предприятий, … прекратить распыление государственных средств на неэффективные или малоэффективные проекты». Ужесточилась денежно-кредитная политика: рублевая денежная масса (М2) за январь-июнь 2007 г. возросла всего на 5%, тогда как за аналогичный период 2006 г. – на 18,6%. Намечается приватизация ряда крупных предприятий (хотя, по мнению экспертов, она едва ли будет проведена в короткие сроки).
В ближайшие годы предполагается дальнейшее развитие белорусской экономики и повышение уровня ее конкурентоспособности на основе модернизации. В соответствии с принятой в марте 2006 г. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. в текущем пятилетии намечается увеличить ВВП на 46–55%, выпуск продукции промышленности – на 43–51%, продукции сельского хозяйства – на 34–45%, уровень инвестиций в основной капитал – на 65–75%, производство потребительских товаров – на 50–57%, объем внешней торговли товарами и услугами – на 53–60% (в том числе объем экспорта – на 55–62%, объем импорта – на 51–58%). Кроме того, планируется снизить энергоемкость ВВП на 26–30,4% и увеличить объем вводимого в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования на 18–32%. Уровень инфляции в 2010 г. не должен превысить 5%.
По прогнозам, динамичное развитие экономики страны позволит увеличить среднюю зарплату граждан до 500 долл. США, сократить число малообеспеченных граждан в 2 раза, увеличить размер пенсии по возрасту в 1,5 раза. Уровень регистрируемой безработицы предполагается удерживать в пределах 1,5–2% от экономически активного населения.
Важную роль в реализации поставленных задач руководство республики отводит совершенствованию макроэкономических условий, прежде всего налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, формированию эффективных экономических институтов, необходимых для становления и развития рыночной экономики, развитию малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем существенное воздействие на социально-экономическое развитие Белоруссии в ближайшие годы будут, несомненно, оказывать внешние факторы, особенно условия экономического взаимодействия с Россией.
По мнению экспертов Международного валютного фонда, двукратное увеличение цены на российский газ и изменение условий поставки нефти могут в 2007 г. привести к потере 5,5% ВВП, а до 2012 г. – 10–15% ВВП. На наш взгляд, однако, ввиду солидного запаса прочности, накопленного белорусской экономикой в последние годы, новые условия поставки энергоносителей вряд ли вызовут серьезные потрясения, хотя способны замедлить развитие экономики страны. В этой связи особое значение приобретает усиление адаптационных возможностей экономики республики, включая снижение энерго- и материалоемкости ВВП, ускорение развития инновационной сферы и активизацию рыночных преобразований.