Федеральное казначейство (Казначейство России) в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся структур. Немалую роль в этом играет использование опыта зарубежных коллег, изучаемого сотрудниками Федерального казначейства в рамках программы международного сотрудничества. Вопросы информационных технологий традиционно входят в число наиболее обсуждаемых. Ниже приведен ряд интересных фактов, связанных с особенностями решения проблем информационно-технического обеспечения в разных странах.
Андрей ГУСЕЛЬНИКОВ, начальник управления информационных систем Федерального казначейства
В условиях бурного развития информационных технологий, постоянного увеличения объема решаемых задач и числа сотрудников, вовлеченных в процесс автоматизированной обработки данных, финансово-казначейские органы организуют работу по многим направлениям своей деятельности с привлечением поставщиков товаров и услуг, выбранных на конкурсной основе (аутсорсинг). Такая ситуация характерна для большинства развитых стран, различаются они только распределением функций между сотрудниками финансово-казначейских органов и аутсорсерами. Лидером в данной сфере, безусловно, является аутсорсинг программных и системно-технических средств; существенную часть составляют консалтинговые услуги, особенно в работах, связанных с проектированием новых или модернизацией существующих информационных систем.
Интересным способом организации аутсорсинга поделилось Министерство финансов Швеции: здесь государственные учреждения для собственных нужд используют программное обеспечение сторонних фирм, поддерживающее форматы обмена данными для взаимодействия с информационной системой министерства. При этом Минфин Швеции ежегодно проводит конкурсы с целью составления списка потенциальных поставщиков программного обеспечения для государственных учреждений, которые, используя данный список, вправе осуществлять закупки необходимых программ без проведения конкурсных процедур. Кроме того, все государственные учреждения, использующие информационную систему министерства, делают это на платной основе, то есть оплачивают услуги по сопровождению и предоставлению горячей линии.
Отметим, что на поддержку и развитие такой системы выделяются существенные средства, расходуемые, как правило, на текущие доработки. Часть доработок выполняется силами сотрудников Минфина Швеции, для этого в штате имеются соответствующие специалисты. Если доработки осуществляются менее чем за 40 человеко-часов на каждого сотрудника из группы разработки (с учетом привлеченных аутсорсеров), работа оплачивается из имеющегося бюджета. Если же объем необходимых трудозатрат составляет более 40 человеко-часов, то в правительство направляется письмо с просьбой о выделении дополнительных средств (ответ, как правило, оказывается положительным). Объем трудозатрат определяется министерством самостоятельно.
Опыт автоматизации финансовой деятельности других государств также говорит о развитии в них аутсорсинга в последние 10–15 лет. Например, в Казначействе Франции с 2000 г. начаты работы по созданию системы Helios – первой системы, разработка которой осуществляется силами сторонних компаний с участием интеграторов.
Ранее, начиная с 1960-х гг., разработка программных продуктов для нужд казначейства велась силами его сотрудников.
В Федеративной Республике Германии техническое обслуживание и совершенствование программ возложено на технический центр ZIVIT, прежде являвшийся структурным подразделением Федерального министерства финансов, а теперь имеющий статус юридического лица. ZIVIT получает заказы на создание и доработку программного обеспечения не только от Федеральной кассы ФРГ, но и от других подразделений Министерства финансов. В настоящее время в ZIVIT трудится около 1 200 человек.
Однако, несмотря на широкое применение аутсорсинга, большое значение придается кадровому обеспечению финансовых органов специалистами по информационным технологиям.
Поскольку значение автоматизированной системы Hermes Минфина Швеции крайне важно для функционирования бюджетного процесса страны, считается, что для эффективного сопровождения по всем направлениям информационно-технического обеспечения штатная численность специалистов информационно-технических подразделений в финансовых органах должна составлять около 20% от общего количества работников. Данного правила придерживается большинство государственных учреждений Швеции.
В 1990-х гг. в Канаде наблюдалось бурное развитие информационных технологий, потребность рынка в соответствующих специалистах резко выросла – результатом стало массовое увольнение сотрудников из государственных органов. Пришлось принять срочные меры по повышению оплаты труда, доведя ее до уровня, близкого к рыночному. Кроме того, усилиями профсоюзов для этих специалистов была введена (и действует до сих пор) отдельная надбавка за работу в госсекторе. В настоящее время разница в уровне оплаты труда относительно рыночной составляет всего 10–15%, но даже в самый критический период она не превышала 100%.
Примечателен также тот факт, что внедрение законодательных, нормативных и иных изменений в информационно-технической инфраструктуре у зарубежных коллег, как правило, проходит в течение достаточно продолжительного времени. Одним из показательных примеров здесь может служить Казначейство Франции. Техническое задание на разработку системы Helios было написано в течение 2000 г., а компания для его реализации была выбрана лишь в конце 2001 г. Девять месяцев потребовалось на создание общих спецификаций, еще столько же – на детализированные спецификации. Собственно на создание комплекса ушло 10 месяцев, и в течение следующего года проводилось итоговое тестирование. Завершился этот проект только в 2004 г., в целом на разработку было затрачено 240 человеко-лет.
Впервые в практике Казначейства Франции для создания и внедрения программного комплекса была сформирована специальная группа из 50 сотрудников, которые в течение трех лет были заняты только разработкой Helios, причем руководитель группы подчинялся напрямую руководителю Казначейства. Кроме того, была принята программа по внедрению нового продукта на последующие три года. Оценивая все вышеприведенные показатели, необходимо учитывать, что данная система разрабатывалась только для автоматизации функций по обслуживанию местных бюджетов (Казначейство Франции обслуживает более 100 тыс. бюджетов, что составляет порядка 51% от объема деятельности ведомства в целом; в этой сфере трудится порядка 30 тыс. человек).
Схемы внедрения и поддержки эксплуатации автоматизированных систем в вышеназванных странах имеют много общего. На первое место выходят вопросы технологии проведения операций с применением прикладного программного обеспечения, поэтому главную роль здесь играют специалисты в области экономики и финансов, а не информационных технологий. Например, служба сопровождения в Минфине Швеции организована следующим образом:
Аналогичным образом организовано сопровождение в Казначействе Казахстана, где имеется соответствующее подразделение – Управление сопровождения казначейской системы, которое играет роль первой линии сопровождения и при решении поступающих от пользователей вопросов взаимодействует с Управлением методологии и информационно-техническим подразделением, выполняющими функции второй линии сопровождения. Отделом сопровождения и координации технологических операций казначейской системы (входящим в состав Управления сопровождения казначейской системы) совместно с вышеуказанными подразделениями разрабатываются и внедряются технологические карты процессов (альбомы типовых операций) на уровне территориальных подразделений.
Во Франции функциональные специалисты кроме участия в разработке были задействованы также и во внедрении системы Helios, для чего была создана группа из 240 казначеев, ответственных за внедрение системы в территориальных органах Казначейства. Эти сотрудники, не являясь специалистами в области информационных технологий, централизованно (на базе Казначейства) в течение пяти недель изучали не только работу с новой программой, но и способы конвертации данных из заменяемых программных комплексов. В их задачу также входило обучение администраторов нового продукта и совместное обучение конечных пользователей.
Таким образом, несмотря на определенные различия в методах, способах и сроках, очевидно единство целей (информационно-техническое обеспечение планирования, обслуживания и контроля исполнения бюджетов), что помогает специалистам разных стран говорить на одном языке.
Успешно применяя на практике зарубежный опыт, Казначейство России поддерживает международное сотрудничество, регулярно выступает в качестве принимающей стороны. Наши зарубежные коллеги высоко оценивают состояние информационно-технической инфраструктуры и методические наработки Федерального казначейства в области реализации информационно-технических проектов.
Подробнее ознакомиться с отчетами о международном обмене опытом, в том числе с материалами, использованными в настоящей статье, можно в разделе «Международное сотрудничество» сайта Федерального казначейства www.roskazna.ru.
Источник: © Бюджет, 2008, № 2
В условиях бурного развития информационных технологий, постоянного увеличения объема решаемых задач и числа сотрудников, вовлеченных в процесс автоматизированной обработки данных, финансово-казначейские органы организуют работу по многим направлениям своей деятельности с привлечением поставщиков товаров и услуг, выбранных на конкурсной основе (аутсорсинг). Такая ситуация характерна для большинства развитых стран, различаются они только распределением функций между сотрудниками финансово-казначейских органов и аутсорсерами. Лидером в данной сфере, безусловно, является аутсорсинг программных и системно-технических средств; существенную часть составляют консалтинговые услуги, особенно в работах, связанных с проектированием новых или модернизацией существующих информационных систем.
Интересным способом организации аутсорсинга поделилось Министерство финансов Швеции: здесь государственные учреждения для собственных нужд используют программное обеспечение сторонних фирм, поддерживающее форматы обмена данными для взаимодействия с информационной системой министерства. При этом Минфин Швеции ежегодно проводит конкурсы с целью составления списка потенциальных поставщиков программного обеспечения для государственных учреждений, которые, используя данный список, вправе осуществлять закупки необходимых программ без проведения конкурсных процедур. Кроме того, все государственные учреждения, использующие информационную систему министерства, делают это на платной основе, то есть оплачивают услуги по сопровождению и предоставлению горячей линии.
Отметим, что на поддержку и развитие такой системы выделяются существенные средства, расходуемые, как правило, на текущие доработки. Часть доработок выполняется силами сотрудников Минфина Швеции, для этого в штате имеются соответствующие специалисты. Если доработки осуществляются менее чем за 40 человеко-часов на каждого сотрудника из группы разработки (с учетом привлеченных аутсорсеров), работа оплачивается из имеющегося бюджета. Если же объем необходимых трудозатрат составляет более 40 человеко-часов, то в правительство направляется письмо с просьбой о выделении дополнительных средств (ответ, как правило, оказывается положительным). Объем трудозатрат определяется министерством самостоятельно.
Опыт автоматизации финансовой деятельности других государств также говорит о развитии в них аутсорсинга в последние 10–15 лет. Например, в Казначействе Франции с 2000 г. начаты работы по созданию системы Helios – первой системы, разработка которой осуществляется силами сторонних компаний с участием интеграторов.
Ранее, начиная с 1960-х гг., разработка программных продуктов для нужд казначейства велась силами его сотрудников.
В Федеративной Республике Германии техническое обслуживание и совершенствование программ возложено на технический центр ZIVIT, прежде являвшийся структурным подразделением Федерального министерства финансов, а теперь имеющий статус юридического лица. ZIVIT получает заказы на создание и доработку программного обеспечения не только от Федеральной кассы ФРГ, но и от других подразделений Министерства финансов. В настоящее время в ZIVIT трудится около 1 200 человек.
Однако, несмотря на широкое применение аутсорсинга, большое значение придается кадровому обеспечению финансовых органов специалистами по информационным технологиям.
Поскольку значение автоматизированной системы Hermes Минфина Швеции крайне важно для функционирования бюджетного процесса страны, считается, что для эффективного сопровождения по всем направлениям информационно-технического обеспечения штатная численность специалистов информационно-технических подразделений в финансовых органах должна составлять около 20% от общего количества работников. Данного правила придерживается большинство государственных учреждений Швеции.
В 1990-х гг. в Канаде наблюдалось бурное развитие информационных технологий, потребность рынка в соответствующих специалистах резко выросла – результатом стало массовое увольнение сотрудников из государственных органов. Пришлось принять срочные меры по повышению оплаты труда, доведя ее до уровня, близкого к рыночному. Кроме того, усилиями профсоюзов для этих специалистов была введена (и действует до сих пор) отдельная надбавка за работу в госсекторе. В настоящее время разница в уровне оплаты труда относительно рыночной составляет всего 10–15%, но даже в самый критический период она не превышала 100%.
Примечателен также тот факт, что внедрение законодательных, нормативных и иных изменений в информационно-технической инфраструктуре у зарубежных коллег, как правило, проходит в течение достаточно продолжительного времени. Одним из показательных примеров здесь может служить Казначейство Франции. Техническое задание на разработку системы Helios было написано в течение 2000 г., а компания для его реализации была выбрана лишь в конце 2001 г. Девять месяцев потребовалось на создание общих спецификаций, еще столько же – на детализированные спецификации. Собственно на создание комплекса ушло 10 месяцев, и в течение следующего года проводилось итоговое тестирование. Завершился этот проект только в 2004 г., в целом на разработку было затрачено 240 человеко-лет.
Впервые в практике Казначейства Франции для создания и внедрения программного комплекса была сформирована специальная группа из 50 сотрудников, которые в течение трех лет были заняты только разработкой Helios, причем руководитель группы подчинялся напрямую руководителю Казначейства. Кроме того, была принята программа по внедрению нового продукта на последующие три года. Оценивая все вышеприведенные показатели, необходимо учитывать, что данная система разрабатывалась только для автоматизации функций по обслуживанию местных бюджетов (Казначейство Франции обслуживает более 100 тыс. бюджетов, что составляет порядка 51% от объема деятельности ведомства в целом; в этой сфере трудится порядка 30 тыс. человек).
Схемы внедрения и поддержки эксплуатации автоматизированных систем в вышеназванных странах имеют много общего. На первое место выходят вопросы технологии проведения операций с применением прикладного программного обеспечения, поэтому главную роль здесь играют специалисты в области экономики и финансов, а не информационных технологий. Например, служба сопровождения в Минфине Швеции организована следующим образом:
- первая линия сопровождения – три специалиста (два с экономическим и один с техническим образованием), которые решают до 90% возникающих проблем, большинство из которых касаются технологии отражения финансовых операций в системе;
- вторая линия сопровождения, состоящая из аналитиков (имеющих экономическое образование) и программистов, – всего шесть человек. Они занимаются доработкой и адаптацией системы, отлаживают технологию работы с ней. При необходимости на данном этапе привлекаются сотрудники фирмы, разработавшие эту систему (не более 10 человек, аутсорсинг).
Аналогичным образом организовано сопровождение в Казначействе Казахстана, где имеется соответствующее подразделение – Управление сопровождения казначейской системы, которое играет роль первой линии сопровождения и при решении поступающих от пользователей вопросов взаимодействует с Управлением методологии и информационно-техническим подразделением, выполняющими функции второй линии сопровождения. Отделом сопровождения и координации технологических операций казначейской системы (входящим в состав Управления сопровождения казначейской системы) совместно с вышеуказанными подразделениями разрабатываются и внедряются технологические карты процессов (альбомы типовых операций) на уровне территориальных подразделений.
Во Франции функциональные специалисты кроме участия в разработке были задействованы также и во внедрении системы Helios, для чего была создана группа из 240 казначеев, ответственных за внедрение системы в территориальных органах Казначейства. Эти сотрудники, не являясь специалистами в области информационных технологий, централизованно (на базе Казначейства) в течение пяти недель изучали не только работу с новой программой, но и способы конвертации данных из заменяемых программных комплексов. В их задачу также входило обучение администраторов нового продукта и совместное обучение конечных пользователей.
Таким образом, несмотря на определенные различия в методах, способах и сроках, очевидно единство целей (информационно-техническое обеспечение планирования, обслуживания и контроля исполнения бюджетов), что помогает специалистам разных стран говорить на одном языке.
Успешно применяя на практике зарубежный опыт, Казначейство России поддерживает международное сотрудничество, регулярно выступает в качестве принимающей стороны. Наши зарубежные коллеги высоко оценивают состояние информационно-технической инфраструктуры и методические наработки Федерального казначейства в области реализации информационно-технических проектов.
Подробнее ознакомиться с отчетами о международном обмене опытом, в том числе с материалами, использованными в настоящей статье, можно в разделе «Международное сотрудничество» сайта Федерального казначейства www.roskazna.ru.
Источник: © Бюджет, 2008, № 2