Версия для печати 1668 Материалы по теме
Внутренние риски на фоне глобальной неопределенности

По сложившейся традиции в начале года российские и иностранные эксперты встречаются в Москве на Гайдаровском форуме, чтобы обсудить наиболее острые вызовы, стоящие перед российской и мировой экономикой. В 2017 году форум, как обычно, прошел на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).

Миром правит неопределенность

Центральная дискуссия первого дня форума состоялась в рамках пленарного заседания «Россия и мир: выбор приоритетов», на котором присутствовали члены Правительства РФ во главе с председателем Д. А. Медведевым, представители бизнеса и многочисленные иностранные эксперты. Поскольку премьер-министр задерживался, ректор РАНХиГС В. А. Мау сразу дал слово зарубежным гостям, предложив им оценить глобальные экономические тренды.

По мнению первого заместителя директора-распорядителя Международного валютного фонда Дэвида Липтона, сегодня глобальная экономика демонстрирует признаки выздоровления. «Наш прогноз на следующий год — это 3,4–3,6 процента роста, предыдущий прогноз был 3,1 процента», — рассказал Липтон. Это изменение спикер связывает с восстановлением экономик развивающихся стран, а также возобновлением роста в Европе и США. «Вместе с тем сегодня существует значительная неопределенность, связанная с политическими и геополитическими событиями. Мы считаем, что ближайшие два года будут нестабильными. В последнее время мы наблюдаем подъем популизма, а также глобализацию торговли и некоторые негативные моменты, связанные с миграцией. Все эти трансформации могут привести к смене стран-лидеров, но как все в итоге сложится, мы пока не понимаем», — отметил эксперт. По его словам, сегодня для мира самое важное — повернуть вспять тенденцию к замедлению роста экономики. «Мы должны войти в эру быстрых и серьезных технологических изменений: цифровых, информационных. Также необходимо думать и об инфраструктурных проектах», — убежден представитель МВФ.

Ответственный редактор и ведущий экономический обозреватель The Financial Times Мартин Вульф полагает, что делать прогнозы на средне-, а тем более долгосрочную перспективу практически невозможно. «Это слишком большой срок, чтобы мы могли полагаться на какие-то линейные прогнозы. Сегодня даже на шесть месяцев сложно прогнозировать. В то же время это очень мало, чтобы понять, как будет развиваться четвертая индустриальная революция», — отметил журналист. Он указал на ключевой фактор риска ближайших лет — вероятность смены политических режимов в некоторых странах и фундаментальной трансформации мирового порядка. Основные вопросы в том, сохранятся ли сотрудничество между странами, открытая глобальная экономка и стабильный политический порядок. Вульф согласился с Дэвидом Липтоном в том, что мир вступил в период неопределенности, вызванный победой Дональда Трампа на выборах в США, непредсказуемым исходом президентских выборов во Франции, брекзитом и непрозрачной ситуацией в экономике Китая.

«Пленники надежды» — это выражение, по мнению генерального директора группы компаний Unilever Пола Полмана, четко отражает сложившуюся в мировой экономике ситуацию. «Если мы будем пессимистами, то это нас ни к чему не приведет. У нас достаточно энергии и сил для того, чтобы изменить курс и добиться положительных изменений», — считает Полман. Вместе с тем он указал на то, что, борясь с одним маленьким кризисом и не решая фундаментальные структурные проблемы, мир ничего не добьется. «Мы создаем блага для большого числа людей, в то же время маленькая группка людей получает огромные доходы. Мировая экономика сегодня растет куда медленнее, чем нам нужно для спасения людей из тисков бедности», — заявил представитель Unilever. По его мнению, актуальными остаются такие риски, как негативные изменения климата, проблема бесконтрольного потребления и связанного с ним бездумного извлечения ресурсов, а также гигантских диспропорций в глобальной финансовой системе.

«Нам нужна новая экономическая модель и новая глобальная модель управления, — уверен Полман. — Наша финансовая система, разработанная на протяжении последних десяти лет, не считается с положением в реальной экономике». По его данным, сейчас в мире накоплено 300 триллионов долларов, но в реальной экономике обращается денег в три раза меньше. «Нужно помогать реальной экономике. Когда я читаю, что в США только 15 процентов кредитов идут в реальный сектор, я этим обеспокоен. Как и тем, что в руках одного процента богатых сосредоточено денег столько же, сколько у всех остальных 99 процентов населения», — добавил эксперт.

Старые рецепты

Что касается перспектив развития российской экономики, то на форуме вновь были озвучены всем известные рецепты. Так, представитель МВФ посоветовал сосредоточиться на закреплении гарантий частной собственности и борьбе с коррупцией. Также спикер предложил в ближайшие 5–10 лет уделять больше внимания технологическим переменам. «Мир станет колыбелью технологических перемен, — уверен Липтон. — Пока мы только на пороге технологической революции. Для России и для других стран это событие по масштабу сопоставимо с промышленной революцией, поэтому необходимо каким-то образом понять, как обратить его себе во благо».

Также эксперт считает, что чрезмерная роль государства в российской экономике препятствует внедрению технологических инноваций и развитию нормальной конкуренции. «Вне всякого сомнения, государство активно способствует росту, развитию. Однако в то же время Россия отстает в частном секторе — в создании новых компаний, малых и средних предприятий, в развитии экспортного потенциала», — пояснил Липтон. Причем проблема не только в слишком большой доле государственного сектора, но и в том, что он недостаточно четко очерчен: непонятно, где он начинается и где заканчивается. «В таких условиях весьма сложно ждать от бизнесменов, что они будут инвестировать в НИОКР. У них не должно быть опасений в том, что они не смогут воспользоваться плодами своих инвестиций», — считает Липтон.

Выслушав зарубежных гостей, премьер-министр России Медведев высказался в том духе, что у каждой страны собственные проблемы и особенности, а потому нужно искать свои решения и избегать тирании экспертов, стремящихся навязать свои универсальные рецепты. При этом он признал, что при всем различии экономик России и других стран у них есть и общие проблемы. Одна из них — риск долгосрочной стагнации. «Восстановить нормальный темп роста за счет денежной и бюджетной политики не получится. Требуются серьезные структурные реформы», — считает премьер. То, что Россия прошла через кризис гораздо лучше многих прогнозов, по мнению председателя правительства, не означает, что все проблемы позади. «Нормальное состояние для любой экономики — это рост на уровне потенциальных возможностей. И сегодня большинство экспертов сходится в том, что для нашей экономики этот потенциал составляет 3,5–4 процента. Вопрос в том, как этот потенциал активировать», — отметил Медведев. В настоящее время Правительство РФ готовит план действий по ускорению экономического роста, его главная цель — выйти в обозримом будущем на темпы развития выше средних мировых. «Все решения, связанные со структурными задачами, мы принимали и впредь будем принимать предельно взвешенно и аккуратно, сопровождая их стабилизирующими, поддерживающими мерами», — поделился планами российский премьер.

В ходе своего выступления Медведев заверил, что введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц правительством даже не обсуждается. «В конце года президент сказал, что этот вопрос на повестке дня не стоит. Сегодня обсуждаются 11 приоритетных направлений на ближайшие годы, проектный подход, на который мы переводим государственное управление, позволяющий более эффективно распределять ресурсы и двигаться по выбранным направлениям», — рассказал он. Также правительство намерено продолжить работу по снижению избыточного вмешательства государства в экономику, стимулированию конкуренции, повышению инвестиционной привлекательности регионов.

Управление изменениями

Как отметил председатель совета Центра стратегических разработок А. Л. Кудрин, выступивший в ходе панельной дискуссии «Устойчивый экономический рост», решительные меры, которые бы позволили обновить исчерпавшую себя модель российской экономики, пока не принимаются. Основные вызовы, стоящие перед Россией, — демография, недостаток инвестиций, вызванный в том числе действием экономических санкций, технологическое отставание, низкая производительность труда и низкое качество государственного управления.

Данные Росстата подтверждают, что в России продолжается непрерывное снижение численности трудоспособного населения. По прогнозу Центра стратегических разработок, к 2030 году наиболее молодое поколение трудоспособных граждан уменьшится на 10 миллионов человек, старшее прирастет на 3 миллиона. Возможное решение проблемы нехватки трудовых ресурсов ЦСР видит в увеличении пенсионного возраста: до 63 лет — для женщин и до 65 лет — для мужчин.

Что касается инвестиций в капитал, то, как сказал Кудрин, сейчас они находятся на очень низком уровне. В условиях сохранения санкций необходимо проводить структурные реформы, которые бы открыли возможности для использования внутренних инвестиций.

Что касается производительности труда, то в отдельных отраслях Россия отстает от таких стран, как США или Франция, в разы, а иногда и в десятки раз. К примеру, количество ежегодно устанавливаемых многофункциональных роботов на 10 тысяч человек в Южной Корее составляет 478 единиц, в Китае — 36, в России — 2.

Россия осознает эти проблемы, и в плановых документах ставятся соответствующие задачи, но цели не достигаются. В том числе из-за пробуксовки управленческого аппарата. Технологическое отставание обусловлено узким горизонтом планирования, зарегулирован­ностью экономической деятельности, чрезмерным давлением на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов. Многие страны уже приняли программы технологических прорывов, и, по мнению Кудрина, существует реальная опасность того, что Россия может навсегда отстать от них в своем развитии. «Следовательно, мы должны настроить себя на те реформы, которые позволяют перейти к новому качеству решения неотложных задач», — подчеркнул Кудрин.

По мнению эксперта, начать нужно именно с реформы государственного управления и выстроить современную систему управления изменениями. Ситуация, когда предложения, направленные на повышение эффективности работы органов власти, рассматриваются месяцами, а то и годами, неприемлема, заявил Кудрин: сроки принятия решений должны сжаться до недель и дней. Изменение модели управления должно заключаться в том числе в интеграции государственных данных и создании на единой платформе государственных сервисов. Только в федеральных органах государственной власти в настоящее время функционирует 390 информационных систем, на создание которых потрачены сотни миллиардов рублей, однако эффективная система обмена данными между министерствами и ведомствами до сих пор не выстроена.

Требуется и качественно новая система организации контрольно-надзорной деятельности. Проверка, которая приходит на предприятие, непременно провоцирует снижение результатов его деятельности. Основная задача контролеров состоит в том, чтобы проводить анализ без выхода на место и предупреждать руководство компании о возникновении проблем в тот момент, когда они только начинаются. Реализации такого подхода будет способствовать переход к работе с большими данными.

Предложения руководителя ЦСР касались и развития человеческого потенциала. Так, необходимо внедрение новых технологий в здравоохранение и образование. В условиях старения населения целесообразно создать систему непрерывного образования, которая бы охватывала и людей пожилого возраста. Мир активно сокращает старые рабочие места и создает новые, и в этом направлении Россия существенно отстает.

Важнейшим фактором успеха институциональных реформ в стране должно быть доверие граждан к органам власти. В России, как отметил Кудрин, высок уровень доверия к президенту, однако другим институтам власти доверяет в среднем лишь 30% населения, а отдельные министерства и ведомства и вовсе имеют 15-процентный рейтинг доверия.

Ресурс не исчерпан

Для создания условий долгосрочного экономического роста очень важен прогнозируемый и достаточно низкий уровень инфляции. «Уровень инфляции в четыре процентных пункта является достижимой целью, и на ближайшую перспективу мы ставим задачу удерживаться на этой отметке. Конечно, отклонения в силу некоторых причин возможны. Но политика Центрального банка настроена на то, чтобы изучать причины этих отклонений и нивелировать их», — отметила заместитель председателя Центрального банка России К. В. Юдаева. Министр экономического развития РФ М. С. Орешкин согласился с тем, что денежно-кредитная политика, которая проводится в России в последнее время, адекватна вызовам, стоящим перед страной.

Что касается принципов бюджетной политики, то, как отметил министр финансов РФ А. Г. Силуанов, они должны меняться, и более того, уже подвергаются корректировке. Сокращение нефтегазовых доходов вызвало экономический шок, однако самый тяжелый момент уже пройден — в первую очередь благодаря мерам по консолидации доходов и расходов. Министр в очередной раз подтвердил, что сегодня вопрос повышения налоговых ставок не стоит, так как существующая налоговая нагрузка на экономику достаточна для того, чтобы обеспечить обязательства государства.

Как считает председатель Счетной палаты РФ Т. А. Голикова, потенциал увеличения доходов бюджета в стране не исчерпан, и все еще есть возможность мобилизовать порядка 150–200 миллиардов рублей в год. По оценкам ведомства, в процессе исполнения федерального бюджета 2016 года уже удалось дополнительно привлечь 174 миллиарда рублей.

Голикова считает необходимым оценить эффективность поддержки различных институтов развития, которая осуществляется в форме субсидий, взносов в основные капиталы. В стране существует порядка 35 институтов развития, и за весь период их существования только федеральный бюджет направил на их поддержку за счет расходов бюджета 4,7 триллиона рублей. Ежегодно на эти цели тратится порядка 350–450 миллиардов, причем около 30% средств на начало очередного финансового года остаются неиспользованными.

Проблема эффективности государственных инвестиций в целом сегодня стоит достаточно остро. Предварительные итоги 2016 года свидетельствуют о том, что эффективность инвестиций в рамках федеральных адресных инвестиционных программ имеет беспрецедентно низкий уровень — из более 500 объектов, которые подлежали вводу в эксплуатацию в 2016 году, на 1 декабря 2016 года введено только 73. «Это порождено неэффективным государственным управлением. Мы не умеем своевременно и правильно готовить проектную документацию, не умеем своевременно принимать решения по землеотводу, но очень своевременно лоббируем выделение государственных средств. Нам пора отказываться от привычной аналитической группировки расходов в рамках федеральных адресных программ, по-другому выстраивать приоритеты, для того чтобы их реализация работала на экономику», — подчеркнула Голикова.

О. В. ГОРШЕНИНА,
С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться