25 апреля 2024 года
Регистрация
Финансы № 2 Февраль 2017 — 10 января 2017

Меры бюджетной консолидации и задачи бюджетной политики

Версия для печати 2857 Материалы по теме
Меры бюджетной консолидации и задачи бюджетной политики

Республика Карелия входит в число субъектов, темпы роста экономических показателей которых в последние два года опережают среднероссийские значения. О региональном опыте реализации мер бюджетной консолидации и задачах 2017 года рассказывает глава Республики Карелия Александр Петрович ХУДИЛАЙНЕН.

— Александр Петрович, первый вопрос об экономической ситуации в республике. Какие тенденции вы могли бы отметить по итогам 2016 года?

— Экономика Карелии находится на подъеме: второй год подряд наши показатели опережают среднероссийские. В большей степени рост производства показывают предприятия обрабатывающей промышленности. Надеюсь, что доверие инвесторов, которым мы стремимся создать максимально комфортные условия, к республике сохранится и станет залогом дальнейшего роста.

Уже второй год в работе по привлечению инвестиций и реализации инвестиционных проектов мы используем принципы и методы проектного управления. Таким же образом у нас организована работа по развитию моногородов (а их в республике 11), по созданию территорий опережающего развития, промышленных площадок.

С начала 2016 года рост в обрабатывающих производствах составил 5,1 процента, на 3,3 процента увеличились объемы добычи полезных ископаемых. Выросли объемы производства продукции в целлюлозно-бумажном производстве. Положительная динамика наметилась и в рыбной отрасли, что обусловлено благоприятной промысловой обстановкой в Северном рыбохозяйственном бассейне.

Дополнительный импульс экономике Карелии дает федеральная целевая программа развития республики до 2020 года, которая реализуется при поддержке Президента и Правительства России. Ключевые направления программы — строительство дополнительной транспортной, туристической, энергетической инфраструктуры, модернизация существующих и создание новых производств на территории республики. В среднесрочной перспективе будут реализованы такие крупные проекты, как модернизация аэропорта «Петрозаводск», реконструкция пунктов пропуска через границу с Финляндией, газификация республики. Также будет построено более 40 промышленных и инфраструктурных объектов. Программа дает нам уникальный шанс выйти на качественно новый уровень развития экономики, который заложит основу и для повышения качества жизни в республике.

В 2016 году произошло знаковое для республики событие — начало строительства двух малых Белопорожских ГЭС — первого проекта в России, который финансирует Новый банк развития, образованный странами БРИКС. Создание первой в Карелии территории опережающего развития в поселке Надвоицы (одном из наших моногородов) также стало для нас большим шагом вперед. Огромную поддержку в развитии ТОР и моногородов нам оказывает Фонд развития моногородов.

— Как все это сказалось на показателях бюджета республики?

— Большинство крупных и средних организаций в республике в 2016 году показывают положительный сальдированный результат финансово-хозяйственной деятельности. В совокупности с ростом объемов промышленной продукции это помогает нарастить налоговые доходы бюджета. По итогам исполнения бюджета за 2016 год нам удалось достичь темпа прироста налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Карелия в размере 10 процентов, в том числе по налогу на прибыль организаций — 37 процентов.

Положительную динамику по итогам 2016 года показали предприятия, которые перечисляют в бюджет налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (рост на 9,8 процента), и налог на добычу полезных ископаемых (на 11,4 процента). Рост налоговых поступлений в первую очередь связан непосредственно с увеличением налогооблагаемой базы.

— Успешной предпринимательской деятельности и сбережению доходов граждан способствует стабильность банковского сектора. Как бы вы охарактеризовали его сегодняшнее состояние?

— В 2016 году привлекательность республики для ведения банковского бизнеса сохранилась: в Карелии на 100 тысяч жителей приходится 27 офисов кредитных организаций. В этом секторе тенденция объемов кредитования на фоне некоторого снижения средневзвешенных ставок по кредитам, выданным юридическим лицам, положительная.

Совокупная ссудная задолженность возросла по сравнению с началом года на 2 процента, до 89,2 миллиарда рублей. При этом в кредитном портфеле банков 40 процентов, или 35,4 миллиарда рублей, это кредитные ресурсы, предоставленные предприятиям реального сектора экономики. Растет и доверие граждан к банковскому сектору: объем депозитов физических лиц за год увеличился более чем на шесть процентов и превысил 65 миллиардов рублей.

Важно, что в 2016 году финансовый сектор внес существенный вклад в формирование доходов бюджета республики, а Сбербанк вошел в число крупнейших плательщиков налога на прибыль. В целом организации финансового сектора практически в три раза увеличили свои налоговые отчисления в бюджет республики. Также банки активно участвовали и в финансировании дефицита бюджета, предоставляя республике кредиты. В целях продолжения эффективного взаимодействия республики с банковским сообществом в конце 2016 года принята Программа содействия банковского сектора социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2017 год.

— Для Республики Карелия, как и для многих регионов, крайне актуальна проблема сбалансированности бюджета. Есть понимание, как ее решать?

— Действительно, для Карелии тема бюджетной сбалансированности достаточно острая. Руководство страны определило приоритетом развития регионов сглаживание диспропорций в их бюджетной обеспеченности. Мы стараемся активно участвовать в этой работе, взаимодействуем с Правительством РФ, Минфином России. Не только выходим с предложениями по совершенствованию межбюджетных отношений к федеральным органам власти, но и сами внедряем новые подходы в работе с муниципальными бюджетами.

Наш главный ориентир при формировании межбюджетных отношений — повышение финансовой самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления за решение вопросов местного значения. В 2016 году мы пересмотрели подходы к предоставлению трансфертов из регионального бюджета и с этого года увеличили объем нецелевой финансовой помощи. Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличили на 28 процентов к уровню 2016 года. Несмотря на нецелевой характер использования, дотация будет предоставляться при условии реализации органами местного самоуправления мер бюджетной консолидации. Соглашения включают обязательства по обеспечению роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, отмене неэффективных льгот, запрету на установление расходных обязательств по вопросам, которые не являются вопросами местного значения, соблюдению нормативов на оплату труда и содержание муниципальных служащих. Все эти мероприятия сегодня включаются в муниципальные программы оздоровления финансов, за реализацию которых отвечают руководители местных исполнительных органов власти.

Субсидии местным бюджетам с 2017 года в республике предоставляются по принципу «одна программа — одна субсидия». Это позволяет увязывать трансферты с программными целями, а также обеспечивает концентрацию средств на решении наиболее социально значимых вопросов местного значения. Прежде всего, конечно, это задачи по созданию комфортной среды проживания во всех населенных пунктах республики. Мы стремимся обеспечить условия равноправного участия муниципальных образований во всех проектах и уже давно используем в качестве критерия для софинансирования расходов из бюджета республики уровень бюджетной обеспеченности каждого города и района.

Также в качестве инструмента взаимодействия с гражданами при решении многих насущных проблем местного значения в Карелии реализуется программа поддержки местных инициатив. Проект по инициативному бюджетированию стартовал в 2014 году, и сегодня это эффективный механизм определения приоритетов развития территорий. Нам удалось вовлечь граждан в бюджетный процесс: жители республики активно выступают с конструктивными предложениями по решению муниципальных проблем.

В 2016 году объем субсидии из бюджета Республики Карелия в рамках программы для реализации одного проекта ограничивался 800 тысячами рублей. С 2017 года мы увеличили предельный размер до миллиона рублей. В бюджете текущего года на поддержку инициатив предусмотрены средства в объеме 50 миллионов рублей, а начинали мы с 7 миллионов рублей.

Практику созданной системы инициативного бюджетирования мы будем расширять. Ресурсы многих проектов федерального и регионального уровней по развитию комфортной среды проживания будут распределяться с использованием выработанной системы совместного с гражданами определения приоритетов.

— В Карелии принята программа оздоровления государственных финансов. Как вы оцениваете работу по ее реализации?

— Программа финансового оздоровления реализуется с начала 2016 года. Она принята в целях обеспечения сбалансированности бюджета и ограничения роста государственного долга. Мы поставили себе задачу максимально мобилизовать внутренние резервы. Отмечу, что для увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов внесены значительные изменения в региональное законодательство, регламентирующие сокращение налоговых льгот и их поэтапную отмену. Оценку эффективности налоговых льгот мы проводим уже давно — с 2012 года. Неэффективные льготы отменяем, эффективные развиваем. Кроме того принято законодательное решение о переходе с 1 января 2017 года на исчисление налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций в отношении торговых центров на основе кадастровой стоимости. На 2017–2019 годы принята новая программа приватизации.

Работа по управлению государственным долгом и помощь из федерального бюджета по замещению рыночного долга бюджетными кредитами позволили сократить в 2016 году расходы на обслуживание госзайма более чем на десять процентов.

В целях повышения эффективности расходов бюджета мы оптимизируем технологические процессы в деятельности органов исполнительной власти и расходы бюджета на их содержание. Идет поэтапная централизация всех обеспечивающих функций органов власти республики, из состава управленческих процессов мы исключаем избыточные этапы и звенья, сокращая при этом численность государственных служащих — только за 2016 год численность госслужащих сокращена на девять процентов. Существенной для бюджета является доля расходов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. Чтобы платежи на ОМС неработающего населения соответствовали своему предназначению, органы исполнительной власти и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по каждому застрахованному гражданину проводят проверку на предмет его проживания и осуществления профессиональной деятельности в республике.

Очевидно, что реализация мер бюджетной консолидации в условиях текущих бюджетных ограничений и современных вызовов необходима, и это одна из наиболее актуальных задач региональной бюджетной политики на ближайшие несколько лет. Но я убежден, что решения по сокращению расходов должны приниматься только на основе объективного анализа их эффективности. Необходимо ранжировать значимость реализуемых проектов с точки зрения их влияния на решение социально-экономических задач.

— В продолжение темы государственного долга: в 2015 году Карелия входила в число субъектов с высоким уровнем долговой нагрузки. Изменилась ли ситуация в 2016 году?

— Меры по совершенствованию долговой политики в республике принимаются ежегодно начиная с 2013 года, когда уровень долговой нагрузки резко превысил 60 процентов от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета. Здесь необходимо сказать несколько слов о факторах, которые на это повлияли.

В республике сложилась парадоксальная ситуация. При росте прибыли предприятий почти на 36 процентов и фондов оплаты труда на 12 процентов за последние четыре года динамика налоговых доходов бюджета за этот же период отрицательная. В абсолютном выражении ежегодный объем налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета в 2012–2015 годах не достиг уровня 2011 года. Непрогнозируемые последствия реформирования федерального законодательства оказали существенное влияние на построенную до 2013 года оптимальную модель государственного долга, его объем и структуру. Прежде всего я имею в виду изменение налогового законодательства, которое исключило возможность получения в бюджет налога на прибыль, созданной вошедшими в консолидированные группы налогоплательщиков предприятиями республики. Одновременно сыграло свою роль перераспределение полномочий и увеличение расходных обязательств субъектов в сферах образования, здравоохранения и изменение систем оплаты труда в бюджетном секторе.

В 2013–2016 годах мы осуществляли системное управление долговыми обязательствами, используя оптимальные инструменты заимствований. Однако объективно возросшие бюджетные расходы и сокращение доходов бюджета на 20 процентов в течение ряда лет не позволили избежать наступления непрогнозируемых негативных событий. В результате к началу 2016 года долг Республики Карелия составлял 120 процентов от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Мы провели работу, конечно, при поддержке Правительства РФ по изменению структуры долга — доля коммерческих обязательств сократилась с 56 до 46 процентов, что в совокупности с мероприятиями по снижению процентных ставок по кредитам позволило получить бюджетный эффект в сумме 225 миллионов рублей. Сегодня у нас полностью отсутствуют краткосрочные обязательства. Кроме того, по итогам прошлого года относительные показатели, характеризующие уровень долговой нагрузки, снижены — отношение объема государственного долга к годовому объему налоговых и неналоговых доходов бюджета сейчас составляет 115 процентов, соотношение объема рыночного долга и собственных доходов — 53 процента (на начало 2016 года — 67 процентов).

Республика достигла установленных Минфином России целевых значений по объему и структуре госдолга, что для нас очень важно, так как дает возможность привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета. В то же время мы рассматриваем этот инструмент поддержки только как антикризисную меру. Ситуация с государственным долгом остается непростой, и его сокращение — наша главная задача.

— Учитывая существующие бюджетные ограничения, будет ли республика реализовывать в 2017 году какие-либо инфраструктурные проекты?

— Озвучу проекты 2017 года, реализация которых предполагает привлечение бюджетных средств. Это в первую очередь крупные социальные объекты. В 2017 году будет введен в эксплуатацию перинатальный центр на 130 мест в городе Петрозаводске, строительство которого осуществляется в рамках реализации Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации. Также в Петрозаводске в этом году будет завершена реконструкция здания Национальной библиотеки. Запланировано строительство нескольких фельдшерско-акушерских пунктов в поселках республики, школы в одном из отдаленных населенных пунктов — поселке Ледмозеро, а также реконструкция дома-интерната для престарелых инвалидов.

Значительные средства в бюджете 2017 года предусмотрены для расселения граждан из аварийного жилищного фонда. Программа по переселению, принятая в 2014 году, должна быть полностью реализована в этом году. К настоящему времени уже ликвидировано 41,1 тысячи квадратных метров аварийного жилья. На 2017 год запланировано к расселению еще 72 тысячи квадратных метров. В целом за весь период реализации программы будет переселено более четырех тысяч человек.

Одним из ключевых инструментов снижения инфраструктурных ограничений развития региона и повышения конкурентоспособности экономики является реализация мероприятий, предусмотренных ФЦП «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года». В 2017 году продолжится строительство площадки для размещения промышленных производств в Петрозаводске, коммунальной инфраструктуры индивидуальной жилой застройки для многодетных семей, строительство и реконструкция автомобильных дорог. Эти проекты имеют определяющее значение для развития республики, и мы надеемся, что средства из федерального бюджета на их реализацию будут выделены в полном объеме.

Помимо крупных инфраструктурных проектов, в каждой отрасли реализуются меры в рамках госпрограмм. Уже не первый год региональный бюджет формируется в программном формате, всего в республике утверждено 19 госпрограмм. В 2017 году увеличены расходы на такие государственные программы, как «Развитие образования», «Развитие здравоохранения», «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды».

— И в заключение что бы вы отметили в числе главных задач бюджетной политики на перспективу?

— Наверное, я не буду оригинален, но, конечно, это выполнение всех социальных обязательств, получение результата от вложения каждого бюджетного рубля. От этого зависит качество жизни населения республики и социально-экономическая стабильность региона. Также в числе первоочередных задач на 2017–2019 годы — снижение уровня долговой нагрузки. Решать это будем с помощью сокращения дефицита бюджета за счет реализации мер по развитию экономического потенциала, мобилизации доходов, повышению эффективности расходов.

Сегодня необходимо повышать эффективность государственного управления в целом, используя преимущества географического положения республики, инновационный потенциал, наличие человеческого капитала, запасы качественных природных ресурсов. Региональная инвестиционная политика должна способствовать повышению эффективности основного капитала и технологий. Наша работа должна отвечать современным вызовам и быть направлена на создание комфортной среды для проживания и самореализации жителей республики, обеспечение благоприятных условий для ведения бизнеса. Все действия региональной власти в рамках формируемых сегодня разнообразных рейтингов оцениваются инвесторами, экспертами научного и делового сообщества. Для нас важно, чтобы главную оценку нам поставили жители Карелии.

Подотовила Е. П. Беспалова

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно