Иван Владимирович КОРСУН,
первый заместитель губернатора Костромской области
Руководство Костромской области активно реализует программу финансового оздоровления и социально-экономического развития региона. Тем не менее принятые меры по оздоровлению финансов пока не позволили радикально улучшить ситуацию. Очевидно, что на федеральном уровне требуется пересмотр подходов к региональной политике.
Несмотря на активную работу по совершенствованию межбюджетных отношений, сегодня приходится констатировать, что действующая система не в полной мере решает задачу финансовой устойчивости субъектов РФ и соответствия расходных полномочий регионов их собственным доходам. В то же время к полномочиям субъектов РФ отнесены наиболее затратные — социальные расходы. Очевидно, что собственными доходами для их исполнения располагают только наиболее экономически развитые регионы, имеющие высокий уровень бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. Если в среднем по России доходы на одного жителя за 2015 год составили 63,6 тысячи рублей, то в Костромской области — 38,4 тысячи рублей (по данным официального сайта Федерального казначейства roskazna.ru). Напомним, что минимальный уровень социальных гарантий должен обеспечиваться всем гражданам вне зависимости от места их проживания. При этом, несмотря на меры, предпринимаемые федеральным центром для выравнивания бюджетной обеспеченности, различия в доходных возможностях регионов увеличиваются.
Финансовое оздоровление
В Костромской области объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета за прошедшие четыре года вырос более чем на четверть. По состоянию на 1 декабря 2016 года прирост собственных доходов бюджета составил 13% к уровню предыдущего года. По темпам роста налоговых и неналоговых доходов по итогам десяти месяцев область занимает третье место среди субъектов Центрального федерального округа (рисунок 1). Наибольший прирост поступлений, почти на 45,9%, обеспечен за счет налога на прибыль организаций.
Увеличение доходов бюджета было достигнуто благодаря проведению ряда мероприятий. Во-первых, осуществлен переход к исчислению имущественных налогов по кадастровой стоимости. В 2016 году данный порядок расчета применялся к торговым центрам общей площадью свыше 1,5 тысячи квадратных метров. С 2017 года налогообложение по кадастровой стоимости распространилось на все торговые и административно-деловые центры без ограничений по площади. Кроме того, с текущего года в Костромской области в среднем на 10% увеличились ставки транспортного налога для отдельных категорий транспортных средств. Также планируем рассмотреть вопрос об индексации стоимости патента.
Во-вторых, максимально сокращено число льгот и преференций по региональным и местным налогам. Сохранены льготы инвесторам, реализующим крупные проекты на территории региона, в виде снижения налоговой ставки по налогу на прибыль на 4,5% и освобождения от уплаты налога на имущество организаций.
Следует отметить, что Костромская область сохраняет высокие показатели по качеству инвестиционного климата. В 2016 году регион вновь продемонстрировал хорошие результаты, войдя в треть сильнейших регионов всей страны. Объем инвестиций в основной капитал за девять месяцев 2016 года увеличился на 8,4% (по ЦФО — на 1,4%) и составил 16,2 миллиарда рублей.
Для укрепления устойчивости бюджетной системы в Костромской области проведены мероприятия по оптимизации расходов. С 2011 года бюджетная сеть сокращена на 23,2%, создана единая бухгалтерская служба для органов власти. В 2015 году численность гражданских служащих в органах государственной власти, содержащихся за счет средств областного бюджета, сокращена на 9,3% к уровню предыдущего года.
В Костромской области по максимуму используется принцип малоимущности при предоставлении мер социальной поддержки. К примеру, с 2016 года при предоставлении субсидий на питание учащихся в школах учитывается среднедушевой доход семьи.
Все эти меры реализованы в рамках программы финансового оздоровления и социально-экономического развития Костромской области. В настоящее время резервы для дальнейшей оптимизации расходов практически исчерпаны. Вместе с тем принятые меры по оздоровлению финансов не позволили нам полностью обеспечить растущие потребности в средствах по первоочередным расходам. В силу большой протяженности и низкой плотности населения наша область вынуждена нести большие расходы на содержание социальных объектов, дорожной сети и объектов инфраструктуры.
Обязательства растут
Федеральное законодательство обуславливает увеличение расходных обязательств субъектов РФ. С 2013 года прирост расходов консолидированного бюджета области на повышение оплаты труда в бюджетной сфере, обязательное медицинское страхование неработающего населения, переселение граждан из аварийного жилья и увеличение финансирования дорожной отрасли составлял в среднем до 10% ежегодно. Чуть менее половины этих дополнительных расходов обеспечено за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов бюджета. Недостающие же средства привлечены за счет рыночных заимствований (рисунок 2).
Таким образом, по состоянию на 1 декабря 2016 года долговая нагрузка на областной бюджет достигла уровня 130,1% собственных доходов. Из-за дефицита средств на финансирование первоочередных расходов в декабре 2016 года привлечен банковский кредит для надлежащего обеспечения данных расходов.
Безусловно, предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета на замещение рыночного долга позволило улучшить структуру заимствований и сэкономить средства на уплате процентных платежей. Однако в текущем году предоставление дотаций из федерального бюджета будет осуществляться при условии принятия регионами обязательств по росту доходов и выполнения мер бюджетной консолидации. Субъекты РФ, получающие дотации, должны будут отменить налоговые льготы, сформировать новые программы оптимизации на предстоящую трехлетку, включающие сокращение расходов на содержание бюджетной сети и государственное управление. Если же условия соглашений не будут выполнены, то регионы должны будут вернуть часть дотаций, что может привести к дальнейшему наращиванию долговой нагрузки.
Учитывая уже реализованные мероприятия по росту доходов и оптимизации расходов в субъектах РФ с высоким уровнем долговой нагрузки, на наш взгляд, необходимо смягчить условия предоставления дотаций и бюджетных кредитов для наиболее закредитованных регионов.