Научно-исследовательскому финансовому институту 27 февраля исполняется 80 лет. Сегодня НИФИ выполняет масштабную и сложную функцию интеллектуальной и аналитической поддержки Минфина России. О том, как институт справляется с этой задачей, мы побеседовали с его директором Владимиром Станиславовичем НАЗАРОВЫМ.
— Владимир Станиславович,
— С первого дня своего существования НИФИ играет ведущую роль в изучении проблем, связанных c финансовой системой, формированием бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Отличительная черта нашего института — тесная связь с Министерством финансов РФ, которое ставит перед нашими учеными интересные и важные задачи. А когда твои научные исследования актуальны, к ним совершенно другое отношение и со стороны коллег-ученых, и со стороны заказчиков работ.
За последние три года наши сотрудники стали полноценной частью команды Минфина России. Мы не только занимаемся научно-исследовательскими разработками, но и продумываем варианты внедрения результатов наших исследований, о чем в оперативном режиме информируем министерство. Мы помогаем коллегам из Минфина России подготовиться к проведению тех или иных изменений: сделать соответствующие расчеты, смоделировать различные ситуации, изучить зарубежный опыт, проанализировать риски, связанные с законодательным воплощением намеченных мероприятий.
Мы также выступаем экспертной площадкой для Минфина России. Например, на последнем заседании рабочего органа Совета по аудиторской деятельности сотрудники института представили доклад, посвященный анализу деловой активности на рынке аудиторских услуг, который свидетельствует о том, что опросы аудиторов могут использоваться для прогнозирования экономической активности наряду с опросами менеджеров по закупкам. К слову сказать, в 2017 год аудиторы смотрят с осторожным оптимизмом, что коррелирует с ростом индекса PMI в конце 2016 года.
К дискуссии мы приглашаем сторонних экспертов, как российских, так и зарубежных, представителей Минфина России и других министерств, активно работаем с субъектами Российской Федерации. На мероприятиях, проходящих в неформальной обстановке, сторонам легче услышать друг друга, высказать полярные точки зрения и найти удачные решения. В прошлом году мы провели порядка 40 публичных мероприятий, семинаров, конференций, а также целый ряд неформальных встреч.
Активизировалась научная деятельность наших сотрудников, выросла публикационная активность. Статьи ученых НИФИ появились в поисковой платформе Web of Science. Мы улучшили показатель по индексу Хирша в рейтинге научных организаций, который проводится научной электронной библиотекой eLIBRARY.ru. Это хороший результат, хотя лично я скептически отношусь ко всей этой наукометрии. К сожалению, она не отражает всю полноту научной деятельности, которую мы проводим.
— НИФИ был создан в интересное для ученых время. Нужно было не только восстанавливать народное хозяйство, но и создавать новые механизмы управления, в том числе в сфере финансов. Сегодня для ученых-экономистов не менее интересные времена. В мировой экономике происходят кризисы, разного рода изменения, названные «новой нормальностью»...
— Сейчас очень многие рассуждают о «новой нормальности», но практически никто не понимает, что это такое. Действительно, технологии фундаментально меняют наш мир. Робототехника, развитие искусственного интеллекта, внедрение big data, биоинженерия — это в свое время перевернет все наше бытие, и тогда это будет «новая нормальность». Но пока данные технологии меняют лишь отдельные сектора экономики и до «конца капитализма» или сингулярности еще далеко. Это будет совершенно другой мир: о нем интересно порассуждать, но он сейчас еще не наступил. Новые технологии сейчас похожи на млекопитающих в конце эпохи динозавров — за ними будущее, но они не доминируют в настоящем.
Что касается сегодняшней ситуации, то, на мой взгляд, имеет смысл говорить об ошибках управления как у нас, так и в других странах. Не был учтен целый ряд факторов, что и привело к замедлению темпов экономического роста по всему миру. Это абсолютно никакая не «новая нормальность», а старый добрый мир, где действуют прежние правила — ту же голландскую болезнь не вчера придумали. Если говорить о нашей стране, то мы чрезмерно расходовали средства, которые получали за счет нефтяной ренты, при этом никак не диверсифицировали экономику и не проводили необходимых реформ. Ничего в этом уникального нет: в истории масса похожих примеров. Есть четкие рекомендации по преодолению этой болезни, просто надо начать лечение, а это не всегда приятно.
То же самое можно сказать и про развитые страны. Например, в здравоохранении США, по сути дела, произошел захват некоторыми частными компаниями всего регулирования. Сегодня они навязывают огромные расходы обществу: на здравоохранение американцы тратят
— На ваш взгляд, в каком именно лечении нуждается российская экономика?
— Есть классическая триада: внутренний и внешний мир, низкие налоги, гарантия прав собственности. Это минимум, который надо выполнить, а дальше идет необязательная (хотя и желательная) часть программы. Однако отмечу, что данная тема совершенно не входит в компетенцию НИФИ, так что будем считать, что я рассуждаю как независимый эксперт.
Итак, главное, что надо делать, — улучшать инвестиционный климат, снижать давление на бизнес и его издержки. Эти издержки сегодня безумно раздуты, в том числе благодаря естественным монополиям. Например, доставить КамАЗ из Набережных Челнов во Вьетнам гораздо дешевле, если довезти его до Санкт-Петербурга и отправить до пункта назначения по воде, нежели напрямую отправлять по железной дороге. Мягко говоря, такая ситуация неприемлема. Во многих сферах похожие проблемы. К примеру, наше трудовое законодательство очень жесткое по отношению к предпринимателю и в результате выталкивает его в тень. В конечном итоге страдают и работник, и работодатель. Первого никто не защищает, а второй сидит под дамокловым мечом очередной проверки.
Нам нужны реформы, которые повысят доходность бизнеса, снизят издержки и минимизируют риски ведения бизнеса в России.
— А как вписывается в этот «протокол лечения» существующая налоговая нагрузка?
— Налоговая нагрузка у нас не такая большая, как о ней говорят, но, безусловно, она могла бы быть и меньше. На мой взгляд, стоит вести речь не столько о размере, сколько о ее структуре. Большинство стран мира сейчас идут по пути снижения налоговой нагрузки на труд и капитал, то есть уменьшаются налоги на прибыль и на заработную плату. Это объясняется стремлением подстегнуть занятость, «обелить» экономику, вернуть рабочие места. А вот налоги на потребление повышаются. В нашем случае это налог на добавленную стоимость. Еще в 2007 году Институт Гайдара предлагал пойти по пути Германии, которая существенно снизила налог на прибыль, страховые взносы и повысила НДС. Такой налоговый маневр дал бы толчок к развитию и диверсификации экономики, поскольку НДС распределен на всю экономику, в том числе и на импортные товары, а налог на прибыль и страховые взносы — это нагрузка только на отечественного производителя.
— Такие экономисты, как Гринберг, Глазьев, критикуют Минфин России за курс на снижение инфляции и бюджетную консолидацию. Они, напротив, предлагают увеличивать расходы, запускать мегапроекты. Какова позиция НИФИ как главного эксперта Минфина России?
— Мы призываем всех помнить, что бюджетный дефицит — это некий сигнал бизнесу и обществу о несбалансированности и нестабильности ситуации. И у тех, и у других сразу же возникает вопрос: а за счет чего будет покрываться дефицит? За счет запуска печатного станка? Это значит отнять деньги у населения. За счет увеличения налоговой нагрузки? Это значит отнять деньги у бизнеса и уменьшить будущий ВВП. За счет увеличения заимствований? В российских условиях это означает удорожание кредита для частного сектора. И как вести бизнес, когда ты со дня на день ожидаешь скачка цен, повышения налогов или ужесточения условий кредитования?
Я считаю, что нынешний дефицит бюджета — один из важнейших факторов неопределенности. Сейчас в трехлетнем бюджете запланировано, что дефицит будет снижаться, и это хорошо. Сбалансированный бюджет показывает инвесторам, что налоги не будут расти, что Центральный банк выполнит свои цели по инфляции и будет снижать ставку. Мы солидарны с коллегами в том, что кредиты должны быть дешевыми, но они не должны быть искусственно дешевыми. Это огромная работа, которая связана с доверием, со снижением инфляции в целом по экономике.
Мегапроекты затратны, они дают быстрый, осязаемый результат, но разово. По окончанию проекта, как правило, ключевые показатели снижаются, остаются долги. Они не имеют отношения к качеству роста. Скорее мы должны ориентироваться на то, чтобы какие-то наши сегодняшние успешные истории вырастить до глобальных бизнес-проектов. Например, у нас есть «Яндекс». Почему не сделать его таким же, как Google, почему бы не развивать ИТ-отрасль, в которой мы сегодня уже хорошо продвинулись?
— Выполняя задания Минфина России, вы чувствуете всю полноту ответственности за результат, от которого, возможно, зависит социально-экономическое развитие страны?
— Мы работаем на благо Родины и не предлагаем коллегам из министерства каких-то экстравагантных вещей, не имеющих под собой научной и практической основы. Все наши предложения основаны на расчетах, проверены зарубежным или российским опытом. Кроме того, все, что мы предлагаем, не принимается слепо. Предложения многократно обсуждаются, взвешиваются, критикуются, что позволяет нам чувствовать некоторую свободу. И это очень хорошо, потому что без такой свободы ученый не может плодотворно работать.
— Какие интересные проекты реализуются сегодня НИФИ?
— Мы активно занимаемся внедрением конкурентных способов оказания государственных, муниципальных услуг и в этой работе опираемся исключительно на практику субъектов РФ. Сегодня в регионах наработан колоссальный опыт того, как заставить государственное (муниципальное) учреждение работать более эффективно, как расширить возможности выбора между поставщиками услуг и как оценивать их качество. Однако опыт этот очень фрагментарный. Мы все это собрали воедино, проанализировали и лучшие механизмы предлагаем реализовать на уровне Федерации.
Пожалуй, самая сложная, но вместе с тем интересная работа, которой мы занимаемся, — оздоровление региональных и муниципальных финансов. НИФИ подготовил методику по повышению сбалансированности региональных и муниципальных финансов, которую в прошлом году в тесном взаимодействии с Департаментом межбюджетных отношений и региональными финансистами мы апробировали в нескольких субъектах Российской Федерации.
А еще НИФИ составляет рейтинг открытости бюджетов регионов. Он используется Минфином России как один из компонентов оценки качества управления бюджетом. Регионы также осознают, что обеспечение открытости бюджетов — важная часть их деятельности.
Другая интересная тема — инициативное бюджетирование. Между Минфином России и Всемирным банком было подписано соглашение, в рамках которого сотрудники института оказывают консультационные услуги субъектам РФ и помогают апробировать разные модели инициативного бюджетирования. До того как НИФИ подключился к проекту, этой темой занималось буквально
— Престиж вузов, научно-исследовательских институтов определяется в том числе и наличием зарубежных партнеров. Что вы можете сказать о международной деятельности НИФИ?
— НИФИ активно работает со Всемирным банком. Сегодня реализуем два проекта: «Совершенствование системы социальной защиты» и «Инициативное бюджетирование».
В первом проекте мы вырабатываем решение проблемы повышения адресности социальной помощи. Выбрали несколько пилотных субъектов РФ, в которых составили полный перечень мер социальной поддержки, собрали информацию по конкретным получателям и анализируем пересечение получателей различных мер поддержки. Мы хотим сделать конкретные расчеты, что будет происходить в этих субъектах при усилении принципа адресности. В нашей стране сложилась уникальная ситуация: на социальную помощь тратится большое количество ресурсов, при этом уровень бедности растет. Дефицит доходов беднейших домохозяйств составляет менее одного процента ВВП, при этом на социальную помощь мы расходуем примерно 13 процентов ВВП вместе с пенсиями и все равно не можем покрыть этот дефицит. Несмотря на то что эта задача вполне реализуемая, она технически сложная и политически непростая. Но мы видим, что и внутри системы, и вне ее есть огромные ресурсы, которые можно задействовать для борьбы с бедностью.
Для начала нужно интегрировать базы данных ФНС, Пенсионного фонда, загсов. Объединение этих баз данных позволит получать информацию о каждом человеке в домохозяйстве: какие доходы он и члены его семьи имеют, каким имуществом обладают, какие льготы и услуги получают от государства. Имея эту информацию и методику оценки нуждаемости, которая разработана нами совместно со Всемирным банком и во многом совпадает с последними предложениями Минтруда России, мы получим полное понимание того, кто бедный, а кто нет. И тогда сможем двигаться в нужном направлении.
Кроме того, мы взаимодействуем с МВФ, обмениваемся взглядами на текущее положение дел в экономике. Планируем подписать соглашение с Минфином КНР: у них при министерстве финансов существует ровно такой же институт, как наш, и мы хотим наладить обмен опытом по ряду направлений. Через Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) мы также взаимодействуем с Белоруссией, Арменией, Казахстаном и Киргизией.
— За всеми успехами НИФИ стоит коллектив института. Расскажите, как удается поддерживать в нем творческую атмосферу?
— На мой взгляд, для каждого человека важно, чтобы результаты его деятельности были востребованы. Когда сотрудник понимает, что он пишет работу не в стол, что ее результаты могут быть положены в основу важных решений, значимых документов, это становится хорошей мотивацией для творческого поиска. Научному сотруднику очень важно иметь возможность самореализовываться. Следующий элемент — коллектив. У нас в институте хороший, дружный коллектив и благоприятная среда. Безусловно, имеет значение и материальное стимулирование. Вот, пожалуй, и все секреты.
Подготовила О. В. ИЗУТОВА