Версия для печати 1576 Материалы по теме
Аудит: российская специфика

Эффективность и качество аудита, недостатки взаимодействия служб внутреннего аудита и управленческих команд, профессионализм и компетентность аудиторов, а также проблемы государственного внешнего и внутреннего аудита стали основными темами панельной дискуссии «Аудит и контроль в России: ожидание и реалии», прошедшей в рамках Гайдаровского форума-2017.

Вопрос доверия

По мнению главного аудитора Банка России В. П. Горегляда, в текущем году можно рассчитывать на укрепление позитивного тренда в экономическом развитии страны. «Инфляционные ожидания в районе четырех процентов позволят ЦБ принять положительные решения о снижении ключевой ставки, что будет способствовать улучшению условий кредитования и оживлению инвестиций», — считает главный аудитор. В то же время сегодня по-прежнему высок уровень экономической неопределенности. В частности, об этом в своем первом интервью в роли министра экономического развития говорил М. С. Орешкин. Существует много факторов, влияющих на экономическую неопределенность, но среди основных  низкое доверие экономических агентов друг к другу, в том числе доверие инвесторов к реальному сектору экономики.

По мнению Горегляда, свою негативную роль здесь играет и аудит. Доверие инвесторов к аудиторской отчетности, которая существует в разных секторах экономики, и особенно в финансовом секторе, довольно невысокое. А ведь институты внешнего и внутреннего аудита как раз призваны обеспечивать доверие к информации, на основе которой инвесторы принимают свои окончательные решения. «Центробанк как основной потребитель аудиторской информации заинтересован в развитии аудиторской отрасли, мы хотим быть уверенными в том, что если организация получила заключения аудита, то ее отчетность достоверна, — отметил Горегляд. — В связи с этим мы считаем, что часть надзорных и регулятивных функций должна быть передана Центробанку, что повысит доверие к информации среди инвесторов».

Новые акценты

По мнению аудитора Центробанка, за прошедшее время кредитные организации накопили неплохой опыт в организации службы внутреннего контроля и аудита. Вместе с тем в этой сфере существует ряд нерешенных вопросов. В числе основных аудитор Цетробанка назвал следующие проблемы: формальный характер взаимодействия служб внутреннего аудита с менеджментом банков, низкий уровень качества аудита, недостаточная квалификация кадров внутренних органов аудита.

Для дальнейшего развития данной сферы, по мнению Горегляда, акцент необходимо сместить в сторону повышения консалтинговой роли внутренних аудиторов. Сегодня внутренний аудитор — это, с одной стороны, ревизор, который ищет и находит всевозможные ошибки и нарушения, с другой — эксперт, который оценивает деятельность организации и дает собственнику гарантии в том, что бизнесс-процессы в соответствующей структуре эффективны. Третья ипостась аудитора — доверенный советник, консультант. В настоящее время участники российского рынка аудита высказываются за то, чтобы функции аудиторов в большей степени заключались в консультировании и выработке рекомендаций менеджменту. Если брать во внимание мировую практику по данному вопросу, то она весьма разнообразна. К примеру, по словам представителя Центробанка, в США у аудиторов активно развивается функция консультирования, а в Европе эта идея не столь популярна. «Таким образом, при выборе пути развития следует учитывать российскую специфику», — считает Горегляд.

Перспектива развития внутреннего аудита также связана с анализом больших баз данных. «Это направление станет катализатором изменений внутреннего аудита, которые будут происходить в ближайшие десять лет», — прогнозирует представитель Банка России. Однако здесь есть также целый ряд препятствий. Так, пока отсутствует методология проведения такого анализа, ограничен доступ к современным технологическим решениям для анализа больших данных и их визуализации, а у сотрудников служб внутреннего аудита нет необходимых навыков. Кроме того, Горегляд считает необходимым осуществить гармонизацию требований различных регуляторов, таких как Минтруд России, Минфин России, Росимущество и Банк России, усовершенствовать нормативно-правовую базу в области аудита, повысить квалификацию кадров и развивать институт деловой репутации аудиторов.

Потенциал государственного аудита

О проблемах и задачах, которые в настоящее время существуют в сфере государственного аудита, рассказала аудитор Счетной палаты РФ Т. В. Блинова. Счетная палата РФ исходя из своего статуса, а также полномочий, которыми она наделена, занимает центральное место в сфере внешнего государственного аудита и активно содействует развитию всей системы аудита в целом.

Поскольку в России не выстроена вертикаль в системе государственного финансового аудита, для синхронизации работы в этой сфере при Счетной палате РФ создан совет контрольно-счетных органов субъектов РФ. Также в процесс совершенствования государственного аудита вовлечены и муниципальные контрольно-счетные органы. Такое объединение усилий, по мнению Блиновой, позволит значительно повысить эффективность государственного аудита. Кроме того, создан информационный ресурс, при помощи которого можно будет идентифицировать нарушения, выявленные в ходе государственного аудита и оптимизировать процессы их оценки.

По мнению аудитора счетной палаты РФ, положительную роль в дальнейшем развитии государственного аудита и, соответственно, в повышении эффективности использования бюджетных ресурсов, качества планирования должно сыграть наделение Федерального казначейства большим комплексом полномочий в данной сфере. Причем речь идет не только о функциях, которые ранее принадлежали Росфиннадзору, но и о тех, которые связаны непосредственно с казначейским сопровождением и исполнением бюджета.

Центр ответственности должен быть смещен

Также в своем выступлении Блинова подняла проблему организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. «Несмотря на то что законодательство не относит внутренний финансовый контроль и аудит к государственному, по сути он таковым является, и это еще один механизм, который может дать существенный эффект при повышении эффективности расходования финансовых ресурсов», — полагает она.

На сегодняшний день все необходимые документы для нормативного правового регулирования в данной сфере приняты. Однако вопрос в том, насколько эффективно они применяются и применяются ли вообще. По словам Блиновой, в 2016 году лишь 45% тех государственных органов власти, которые должны были надлежащим образом организовать внутренний финансовый контроль и аудит, справились с этой задачей. При этом в ходе проверки исполнения бюджета 2015 года выявлены нарушения на сумму, превышающую 100 миллиардов рублей, которые могли бы быть предотвращены при эффективной работе внутреннего финансового контроля и аудита. Таким образом, в данном механизме скрыт огромный ресурс.

«Центр ответственности должен сместиться в сами органы исполнительной власти», — подчеркивает аудитор. В настоящее время внутренний финансовый контроль и аудит не встроены в систему управления, и многие руководители воспринимают их как некий обособленный инструмент, который не задействуется и не принимается во внимание при анализе мер повышения эффективности бюджетных расходов. Таким образом, они нуждаются в законодательном и организационном совершенствовании. Счетная палата РФ в тесном сотрудничестве с Минфином России пытается найти решения, которые позволили бы не только встроить внутренний финансовый контроль и аудит в управленческий процесс, но и превратить их в инструмент, влияющий на всю систему государственного аудита в целом.

Приоритетные проекты под контролем

С 2017 года Счетная палата РФ будет осуществлять мониторинг и контроль формирования и исполнения приоритетных проектов. Соответственно, и в проекте плана счетного органа предусмотрен соответствующий комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. «Мы полагаем, что мониторинг, экспертно-аналитические мероприятия будут способствовать повышению качества реализации приоритетных проектов, — считает Блинова. — При этом совместно с Федеральным казначейством, с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципалитетов нам нужно выстроить единообразную работу по данному направлению, для того чтобы качественно оценить, насколько эффективно и успешно реализуются данные проекты, обеспечены ли они в финансовом отношении и является ли такое обеспечение достаточным».

Кроме того, по мнению аудитора при формировании проектов внимание должно быть сконцентрировано и на установлении четких и понятных показателей, демонстрирующих обществу результаты, которые будут получены при их реализации. «Мы уже обратили внимание на то, что те показатели, которые сегодня предусмотрены по ряду приоритетных проектов, нуждаются в уточнении и иной формулировке. Они не отвечают требованиям: быть понятными, четко воспринимаемыми и проверяемыми, — отметила аудитор. — Учитывая, сколько средств запланировано на реализацию проектов, считаем, что должна быть четкая оцифровка результатов, которых мы хотим достигнуть».

Отметим, что в 2017 году на реализацию приоритетных проектов в федеральном бюджете предусмотрено порядка 177 миллиардов рублей, а в 2018–2019 годах — 100 миллиардов рублей ежегодно. Счетная палата РФ будет проводить ежегодную оценку реализации данных проектов, включая оценку рисков, которые могут возникнуть при их осуществлении. По словам Блиновой, Счетная палата, как и другие контрольные органы, сегодня ориентируется на риск-ориентированный подход.

Особая роль предварительного контроля

Важнейшую роль предварительного контроля подчеркнул и начальник Главного контрольного управления города Москвы Е. А. Данчиков. По его словам, на сегодняшний день данный вид контроля для ведомства является основным. Работа, связанная с мониторингом, анализом, выявлением предпосылок нарушений, недостатков объектов контроля и их устранением, дает определенный результат. В связи с этим, по мнению Данчикова, необходимо развивать инструменты, направленные в первую очередь на разъяснение субъектам контроля правомерности их действий, указание на наличие проблем, на помощь в их устранении. Также начальник Главконтроля считает, что необходимо усилить взаимодействие контрольных органов. «Без единой квалификации нарушений, без эффективных подходов к работе проверяющие органы не смогут достигнуть высокого результата», — считает Данчиков.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться