25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1513 Материалы по теме

Участники панельной дискуссии «Приоритеты конкурентной политики», прошедшей в рамках Гайдаровского форума-2017, попытались ответить на вопрос о том, возможна ли в современной России полноценная рыночная конкуренция.

Конкурентная борьба — движущая сила развития экономики, и с этим вряд ли кто-то готов спорить. В то же время в краткосрочной перспективе неконтролируемая конкуренция может приводить к таким эффектам, как потеря рабочих мест и рост социальной напряженности. Именно поэтому, как отметил председатель комитета Государственной думы А. М. Макаров, у государства всегда возникает соблазн выступить в защиту слабых.

50.png

Беспрецедентный рост качества жизни российских граждан последних 20 лет, выразившийся в том числе в количестве приобретенных населением автомобилей, холодильников и квадратных метров жилья, произошел в первую очередь за счет развития частного бизнеса, частной инициативы и утвердившейся в нашей стране конкуренции, считает председатель совета директоров ПАО «Северсталь» А. А. Мордашов. По его мнению, именно конкуренция все эти годы помогала придать росту необходимую динамику, заставляла участников рынка шевелиться, повышая качество товаров и сервиса. Предприниматель, который идет на риск участия в конкурентной борьбе, должен рассчитывать на уважение к себе со стороны общества и определенную поддержку государства, подчеркивает Мордашов. При этом судьба проигравших не может не волновать государство и тех, кто выходит из этой борьбы победителем. «Меня, предпринимателя, остававшегося на рынке, это волнует по двум причинам. Во-первых, как гражданина: на создание компании были потрачены деньги, которые стали в конечном итоге бесполезными тратами. Во-вторых, традиционно поведение банкротящейся компании становится специфическим — для нее не важен завтрашний день, все силы направлены на выживание, и это заставляет ее устанавливать демпинговые цены, прибегать к другим неприемлемым в честном состязании приемам», — заключил Мордашов.

Социальные вопросы

Проблема конкуренции имеет и морально-этическую подоплеку. Кто будет нести ответственность перед людьми, которые потеряли работу, перед регионами, которые лишились части налоговых доходов от закрывшегося предприятия? Человека, чьи ожидания не оправдались, сложно убедить в том, что это должно было произойти во имя общего дела. Не так много тех, кто против развития, однако никто не хочет попасть в жернова прогресса. Таким образом, вопрос заключается в том, как развивать конкуренцию, избегая тяжелых социальных последствий.

Качество и стоимость услуг ЖКХ вызывают нарекания практически у всех, а это именно тот сектор экономики, в который в свое время не была допущена конкуренция. По мнению первого заместителя Председателя Правительства РФ И. И. Шувалова, баланс общественных и личных интересов может быть соблюден в том случае, если рынок, который отнял у гражданина работу и заработок, даст ему возможность реализовать себя в другой области. Для этого нужно создавать систему обучающих курсов, необходимую инфраструктуру, и, по словам вице-премьера, работа в этом направлении ведется. Кроме того, по словам Шувалова, необходимо сосредоточить меры социальной поддержки именно на тех, кто попал в сложную ситуацию, потерял работу и не может найти новую, а не распылять соцпомошь по огромному количеству получателей, многие из которых не испытывают в ней необходимости.

51.png

Когда страна переживала кризис 2008–2009 годов, правительство просило крупные предприятия не допускать массовых увольнений. Это было движением в направлении, противоположном развитию конкуренции. «Но тогда было жесткое падение, и мы в первую очередь заботились о людях, стремились не допустить социальных потрясений», — объяснил Шувалов. Он признал, что сегодня подобные сигналы крупным работодателям уже не даются. Работа ведется в ином направлении: правительство запрашивает у предприятий информацию о планируемых увольнениях и предлагает помощь в подготовке и реализации программ по содействию занятости. Задача власти — создать такую структуру рынка, при которой потерявшие рабочие места люди могут устроить свою жизнь. В этом случае ценность конкуренции будет явной для всех.

Просвещение и наказание

Конкурентное поле в России значительно сужается благодаря тому, что по многим крупным сделкам не проводятся тендерные процедуры и государство определяет единственного поставщика. Происходит это в том числе по объективным причинам, считает Шувалов. К примеру, когда Правительство РФ должно было принять решение по выбору подрядной организации для строительства нескольких стадионов к чемпионату мира-2018, проводить конкурс было рискованно, так как на кону был имидж страны. По словам вице-премь­ера, найти подрядчика, который бы за предложенные деньги выполнил работу качественно и в срок, было сложно.

Тем не менее в целом проблема единственного поставщика существует, хотя случаи ухода от конкурентных процедур строго отслеживаются ФАС России. «В принципе вся природа живет по принципам конкуренции, — подчеркнул руководитель ведомства И. Ю. Артемьев. — Конкуренция — это создание равных стартовых возможностей на отдельных рынках. Добропорядочной является та компания, которая платит налоги и осуществляет добросовестную конкуренцию. И этих двух вещей достаточно для того, чтобы с ней хотели и могли иметь дело другие участники рынка. Конкуренция — это основа либеральной экономики, но ее необходимо сочетать с мощной социальной защитой. А если говорить о том, что делать сегодня, то, перефразируя слова профессора Преображенского, нужно заниматься просвещением и наказанием».

О пользе санкций

Экономические санкции нанесли ощутимый удар по экономике России. Ответ руководства страны в виде запрета на ввоз в Российскую Федерацию некоторых продуктов питания стал политической мерой, которая, по сути, направлена на снижение конкуренции. Конечно, можно воспринимать эмбарго как действенный рецепт поддержки отечественного товаропроизводителя, но насколько целесообразно защищать его от конкуренции с иностранными компаниями?

Контрсанкции изменили ландшафт российской пищевой промышленности, и, как считает Шувалов, если бы не они, многие российские производители не смогли развить свой бизнес и добраться до прилавков. Но, подчеркнул он, такие условия могут быть благоприятными для развития лишь в определенный период времени. После того как предприниматель занял свою нишу и укрепился в ней, стране нужно открываться и для иностранного поставщика. В противном случае развитие остановится и наметившийся сегодня рост в сельском хозяйстве превратится в падение. Поэтому руководством страны принято решение о продлении контрсанкций до определенной даты — до 31 декабря 2017 года. По мнению Шувалова, это определяет конкретный горизонт и не создает лишних ожиданий. Будут ли санкции в итоге отменены, зависит от политической ситуации, однако производитель должен быть готов к тому, что в ближайшее время ему предстоит оказаться в условиях более жесткой конкурентной борьбы.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно