Долговая политика Нижегородской области, как и в предыдущие годы, направлена на безусловное исполнение принятых областью обязательств по удержанию долговой нагрузки на экономически безопасном уровне.
Ольга Юрьевна СУЛИМА,
министр финансов Нижегородской области
Показатель предельного объема государственного долга для субъектов РФ установлен нормами Бюджетного кодекса и не должен превышать 100% от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета. В соответствии с полномочиями, предоставленными Нижегородской области как субъекту РФ, Законом Нижегородской области от 7 сентября 2006 года №
При формировании и исполнении областного бюджета соблюдены все требования Бюджетного кодекса в части предельного размера дефицита бюджета, предельного объема государственного долга, а также расходов на обслуживание государственного долга. Долговая нагрузка на 1 января 2017 года составила 69,1% к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.
В соответствии с долговой стратегией, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 12 октября 2011 года № 817 «О концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2020 года», структура государственного долга является хорошо диверсифицированной. Его основу составляют долгосрочные и среднесрочные обязательства, что позволяет минимизировать риски наступления пиков платежей и оперативно управлять ликвидностью бюджета. Планирование привлечения и погашения долговых обязательств осуществляется с учетом равномерного распределения объема погашения по годам, таким образом, чтобы график погашения имел достаточно сглаженный профиль.
Структура госдолга
Структура государственного долга Нижегородской области выглядит следующим образом. По состоянию на 1 января 2017 года объем государственного долга составил 78,4 миллиарда рублей, в том числе:
облигационные займы — 31,6 миллиарда рублей;
федеральные бюджетные кредиты — 19,4 миллиарда рублей;
кредиты коммерческих банков — 27 миллиардов рублей;
государственные гарантии — 0,4 миллиарда рублей.
Долгосрочные и среднесрочные долговые обязательства составляли в общей сумме долга 82,4%. Из них в форме облигационных займов — 40,3%, в форме федеральных бюджетных кредитов — 24,8%, в форме кредитов коммерческих банков (свыше одного года) — 17,3%.
В июне 2016 года размещен одиннадцатый облигационный заем Нижегородской области в размере 10 миллиардов рублей сроком на семь лет под ставку 10,25% годовых, то есть ниже ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на момент размещения займа (10,5%).
Экономия на обслуживании госдолга
В целях сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Нижегородская область использовала механизм замещения рыночных обязательств за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета по более низкой ставке (0,1% при средневзвешенной ставке привлечения областью кредитов коммерческих банков 11,33%), что позволило областному бюджету сократить в 2016 году расходы на обслуживание долга более чем на 200 миллионов рублей. В 2017 году планируется продолжить использование этого достаточно эффективного механизма.
Кроме того, для сокращения этих расходов мы проводили работу по рефинансированию кредитов под меньшую ставку. В 2016 году проводились аукционы по отбору банков, предоставляющих кредитные ресурсы областному бюджету. По результатам данных аукционов заключен 41 государственный контракт на общую сумму 41 миллиард рублей. В результате торгов средняя цена по контрактам была снижена на 0,9 процентного пункта (с 13,4% годовых до 12,5%). Экономия расходов на обслуживание государственного долга за счет снижения ставок по итогам проведенных аукционов составила 348 миллионов рублей.
Наличие открытых кредитных линий в объемах больших, чем имеющаяся на тот момент потребность в заемных средствах, позволила области в период увеличения процентных ставок или в период неопределенности на финансовых рынках безболезненно и по низким ставкам привлекать кредиты без проведения новых аукционов. Кроме того, мы могли производить выборку кредитных ресурсов по заключенным государственным контрактам на наиболее выгодных (оптимальных) для областного бюджета условиях.
В результате экономия по расходам на обслуживание государственного долга составила около 300 миллионов рублей. Данный механизм также позволил Нижегородской области создать подушку безопасности в виде остатка неиспользованного лимита открытых кредитных линий: на 1 января 2017 года остаток составил 31,6 миллиарда рублей, в том числе со сроком исполнения в
Вопросы, требующие решения
В то же время при исполнении бюджета возникает ряд вопросов, требующих рассмотрения и принятия решений на федеральном уровне.
В соответствии с действующим федеральным законодательством субъекты РФ не вправе осуществлять заимствования (привлечение кредитов коммерческих банков) в течение текущего финансового года для финансирования кассовых разрывов, а при профицитном бюджете невозможно использовать временно свободные средства на едином счете бюджета для досрочного погашения долговых обязательств с последующим их восстановлением на счете бюджета. В связи с неравномерностью поступления доходов в течение финансового года и необходимостью финансирования текущих расходов (таких как заработная плата, коммунальные платежи, платежи в ФОМС) в ходе исполнения бюджета возникает временный кассовый разрыв, для покрытия которого требуется изыскивать источники. В соответствии с нормами Бюджетного кодекса источником покрытия временных кассовых разрывов являются только свободные остатки средств на едином счете бюджета, так как заемные средства (заимствования) можно направлять только на цели финансирования дефицитов соответствующих бюджетов и (или) погашения долговых обязательств. Однако в случае недостаточности остатков средств на едином счете бюджета для финансирования обязательных расходов в необходимых объемах требуется привлечение кредитных ресурсов.
В некоторых случаях, наоборот, на едином счете бюджета остаются временно свободные средства бюджетных учреждений, но в данный момент их использование для финансирования принятых расходных обязательств не требуется. При этом у областного бюджета есть привлеченные кредиты коммерческих банков. В этом случае область могла бы использовать свободные средства для досрочного погашения кредитов коммерческих банков с последующим их восстановлением на счетах бюджетных учреждений за счет вновь привлеченных кредитов коммерческих банков. Для применения данного механизма считаем целесообразным внесение изменений в действующую редакцию Бюджетного кодекса, предусматривающих возможность использования областным бюджетом временно свободных средств бюджетных учреждений для погашения долговых обязательств области с последующим восстановлением их на счете бюджета в течение текущего финансового года за счет осуществления на эти цели заимствований у коммерческих банков.