Версия для печати 1207 Материалы по теме
Для укрепления взаимного доверия

В последние годы Минфин России уделяет особое внимание повышению уровня открытости бюджетных данных в субъектах РФ. Сахалинская область по этому показателю находится в числе лучших: по итогам рейтинга среди 85 субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2016 год Сахалинская область заняла первое место по Дальневосточному федеральному округу и 15-е — по стране (поднявшись с 67-го места, достигнутого в 2015 году).

Анна Анатольевна ХАРЧЕНКО,
министр финансов Сахалинской области


За последний год Правительство Сахалинской области провело огромную работу по повышению уровня открытости бюджетных данных. Так, в 2016 году впервые в регионе были проведены публичные слушания по проекту бюджета на 2017 год в новом формате. Их участниками стали не только депутаты и представители власти, но и общественные деятели всех районов области — больше 600 человек. В эфире телеканалов «Культура» и «Домашний» была организована прямая трансляция слушаний, которая вошла в список примеров лучшей практики, опубликованный Научно-исследовательским финансовым институтом в издании «Библиотека лучшей практики» в 2016 году.

Другими словами, мы создаем систему, благодаря которой все сахалинцы и курильчане получат возможность непосредственно участвовать в работе над проектом главного финансового документа региона. А их рекомендации будут учтены при утверждении проекта бюджета в Сахалинской областной думе.

Кроме того, в 2016 году Министерство финансов области впервые провело конкурс среди муниципальных образований на лучший проект по представлению информации о бюджете в максимально понятной для граждан форме. Наиболее успешно с заданием справились коллективы трех муниципальных образований, получивших наивысшие оценки членов конкурсной комиссии.

Особо была отмечена работа на тему «Территория общественного самоуправления в селе Черемшанка» — как элемент инициативного бюджетирования, который предусматривает софинансирование из местного бюджета проектов, реализуемых общественным самоуправлением. За информативность, новизну тематики, достижение социальных эффектов указанный проект получил максимальное количество баллов и занял первое место.

Поскольку областной конкурс проходил в рамках аналогичного федерального, организованного Финансовым университетом при Правительстве РФ, лучшие проекты были рекомендованы к участию во всероссийском конкурсе и получили соответствующие сертификаты от Минфина России. Кстати, Министерство финансов Сахалинской области и само приняло участие в федеральном конкурсе. Наши сотрудники подготовили видеоролик, в котором смогли очень доступно объяснить, как налоги, которые платят граждане, возвращаются им в виде государственных услуг и общественных благ. Мы впервые участвовали в этом общероссийском конкурсе и сразу добились высокого результата — наш проект был удостоен диплома первой степени.

Еще один способ повышения открытости бюджетных данных — работа по вовлечению граждан в обсуждение бюджетных решений и общественный контроль их эффективности через внедрение новых механизмов, таких как «Инициативное бюджетирование» и «Местные инициативы». Участвуя в данных проектах, граждане получают возможность решать свои проблемы, получая финансирование от государства. При этом бюджетные средства расходуются более экономно, так как выделяются именно на то, что нужно людям.

Для реализации этих механизмов Министерство финансов Сахалинской области разработало Программу развития инициативного бюджетирования на 2017–2019 годы. В ней предусмотрено предоставление субсидий из областного бюджета на реализацию общественно значимых проектов, основанных на местных инициативах. В 2017 году пилотные проекты будут осуществляться в двух муниципальных образованиях. А начиная с 2018 года все муниципальные образования Сахалинской области смогут принимать участие в данной программе.

Для разъяснения сути нововведений сотрудники Министерства финансов провели ряд встреч с жителями области. Инициатива вызвала у них живой интерес. В итоге в каждом населенном пункте выбрано по одному микропроекту, которые селянам предстоит реализовать совместно с муниципалитетом. Например, жители одного из сел проголосовали за благоустройство сквера. Жители другого решили, что им первым делом требуются колодцы. У жителей третьего в приоритете оказалось освещение улиц. Инициативные группы, выбранные из числа активистов путем голосования, будут контролировать ход работ и участвовать в их приемке.

Все перечисленные проекты и мероприятия являются составными частями политики областного правительства, нацеленной на расширение механизмов участия жителей Сахалина и Курил в бюджетном процессе. Ее реализация позволит нам повысить уровень удовлетворенности населения качеством жизни, а также укрепит взаимное доверие граждан и власти.

Поделиться