Экономика № 3 Март 2017 — 01 марта 2017

Фундамент заложен, дело — за результатом

Версия для печати 2085 Материалы по теме
Фундамент заложен,  дело — за результатом

По мнению директора департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Артема Евгеньевича Шадрина, за последние несколько лет мы значительно продвинулись вперед в развитии инновационной системы.

— Артем Евгеньевич, в национальном докладе об инновациях-2016 отмечено, что, несмотря на очевидные усилия государства, в последние два года рост инновационной активности в экономике был минимальным или вообще отсутствовал. С чем вы это связываете? Можно ли в ближайшие годы ждать отложенного эффекта от тех или иных мер, принятых в предыдущие годы?

— Действительно, используемые меры поддержки инновационной деятельности не были направлены на основную массу предприятий, выпускающих низкотехнологичную продукцию. В то же время за последние годы мы серьезно продвинулись в направлении развития инновационной инфраструктуры, системы поддержки инновационного предпринимательства, ориентированных на компании в сфере высоких технологий.

Так, деятельность институтов развития привела к качественному расширению возможностей для создания и масштабирования новых инновационных предприятий-стартапов, развитию системы венчурного инвестирования, наиболее открытой в настоящее время для финансирования ИТ-проектов. В ряде регионов складываются возможности для ведения инновационной деятельности, соответствующей лучшим мировым стандартам. Например, бизнес-инкубатор ведущего в стране предпринимательского университета ИТМО Санкт-Петербурга занял пятое место в мировом рейтинге.

В Новосибирской области рядом с успешнейшим Академпарком, работающим вблизи Новосибирского госуниверситета и институтов Сибирского отделения РАН, активно развиваются технопарки Кольцово и Бердска, специализирующиеся на выпуске фармацевтической и биотехнологической продукции. Эффективная инновационная экосистема выстраивается вокруг Уральского федерального университета и технопарка в Екатеринбурге, группы исследовательских университетов и ОЭЗ Томской области, центра развития инноваций и инжиниринговых центров Самарской области.

При этом средства, ранее инвестированные в институты развития, уже начинают давать возрастающую отдачу. Планируется, что уже в течение ближайших двух лет накопленные налоговые поступления в бюджет от предприятий, проинвестированных институтами развития в инновационной сфере с момента их создания, превысят суммарный объем всех государственных затрат на их деятельность. И с каждым следующим годом объем чистых доходов бюджета от их деятельности будет нарастать.

Большой результат должно принести развертывание национальной технологической инициативы, направленной на поддержку формирования российскими компаниями новых перспективных рынков — цифровых и аддитивных производственных технологий, беспилотного транспорта, нейротехнологий, интеллектуальных энергетических систем, современных медицинских технологий.

— В прошлом году Министерство экономического развития РФ представило приоритетный проект «Национальные чемпионы». Означает ли это, что прежний вектор инновационной политики (поддержка малых инновационных предприятий, венчурного инвестирования, а также стимулирование крупных госкомпаний к инновациям) меняется? С чем это связано?

— Вектор не меняется, однако в фокус инновационной повестки государства теперь включаются также средние быстрорастущие инновационные компании, в частности отобранные для участия в проекте. Именно быстрорастущие средние компании уже в ближайшие годы смогут стать сильными экспортерами высокотехнологичной продукции, малому бизнесу же надо еще нарастить необходимый масштаб.

Среди участников проекта такие российские компании, как ABBYY, производитель всемирно известного распознавателя текста FineReader, производитель и успешный экспортер отечественных суперкомпьютеров «Т-платформа». Кроме того, это компания «Т8», поставщик телекоммуникационного оборудования, конкурирующий с такими гигантами, как CISCO и HUAWEI, компания «Стан», крупнейший в стране производитель в сфере станкостроения, «Биокад» и «Герофарм», входящие в число ведущих разработчиков и производителей инновационных фармпрепаратов, Центр речевых технологий, один из лидеров в области систем синтеза и распознавания речи, идентификации личности.

Всего 30 компаний, каждая из которых — настоящий лидер, демонстрирующий на протяжении последних лет темпы роста в 15–20 и более процентов в год. К таким компаниям необходим индивидуальный подход, направление дополнительных усилий на организационное содействие в использовании ими существующих мер поддержки, предоставляемых как в рамках госпрограмм, так и в рамках деятельности институтов развития, а также во взаимодействии с компаниями с госучастием.

Подобные программы целевой поддержки высокотехнологичных компаний-газелей успешно реализуются в таких странах, как Великобритания, Финляндия, Нидерланды, Южная Корея, Малайзия, Казахстан и ряде других. При этом российский проект «Национальные чемпионы» базируется на опыте проведения рейтинга быстрорастущих компаний «Техуспех», запущенном при поддержке АО «РВК» еще в 2012 году, что позволило проекту быстро стартовать.

— Многие инициативы государства в сфере инноваций направлены на укрепление и поддержку уже имеющихся точек роста. В то же время в России немало регионов, которые почти никак не присутствуют на инновационной карте страны. Есть ли у руководства таких регионов какие-то рычаги, чтобы воздействовать на ситуацию? Какие из имеющихся на федеральном уровне механизмов поддержки они могли бы использовать?

— Во-первых, это развитие исследований в вузах, например в рамках программы поддержки опорных университетов, реализуемой Минобрнауки России и предусматривающей в том числе развитие исследовательских компетенций вузов.

Во-вторых, соответствующие механизмы поддержки предусмотрены в программе поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляемой Минэкономразвития России во всех регионах страны. При этом субъекты РФ могут получать софинансирование на создание и поддержку деятельности технопарков, бизнес-инкубаторов, центров прототипирования и промышленного дизайна, кластерного развития.

В-третьих, следует отметить поддержку, предоставляемую институтами развития: Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), предоставляющим гранты малым инновационным предприятиям, РВК и фондом «Сколково», обеспечивающими реализацию акселерационных программ Generation S и «Стартап-тур». Недавно созданное Агентство технологического развития оказывает поддержку в трансферте технологий. Все эти формы поддержки доступны для регионов, которые хотели бы расширить масштабы инновационной активности на своей территории.

— Один из сегодняшних приоритетов государства в области развития инноваций — поддержка коммерциализации технологий в вузах и научных организациях. Что планируется сделать, чтобы такая поддержка со стороны государства была по-настоящему системной? В свою очередь, какие изменения должны осуществить сами вузы и научные организации (в том числе для того, чтобы вокруг них развивались востребованные бизнесом стартапы)?

— Прежде всего вузам и научным центрам необходимо создать эффективный механизм управления результатами интеллектуальной деятельности, для чего сформировать или обеспечить эффективную деятельность центров трансфера технологий. Далее, им целесообразно обеспечить формирование целостной инновационной экосистемы в партнерстве с субъектами РФ. Это предполагает привлечение частных инвесторов (бизнес-ангелы, венчурные фонды), а также обеспечение «потока проектов» стартапов, привлекательных для инвестирования.

Для этого необходимо создание эффективно работающих бизнес-акселераторов, привлечение техноброкеров и серийных предпринимателей. Большую роль в поддержке роста новых предприятий должны сыграть также инжиниринговые и нанотехнологические центры, работающие уже в десятках регионов страны. Инновационная деятельность должна стать для университетов третьим приоритетом наряду с образовательной и исследовательской деятельностью.

Формирование и развитие таких инновационных экосистем — одна из задач проекта по развитию инновационных территориальных кластеров, которую реализует Министерство экономического развития РФ. Обеспечение партнерской работы университетов, органов власти регионов России, производственных предприятий, институтов развития федерального и регионального уровней, инвесторов создает необходимые предпосылки для успешной реализации этой задачи.

В рамках приоритетного проекта министерства по поддержке кластеров — лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня отобрано 11 кластеров, которым будет оказана дополнительная организационная поддержка. Это кластеры Московской, Новосибирской, Томской, Самарской, Калужской, Ульяновской, Липецкой областей, Красноярского края, Татарстана, Башкортостана и Мордовии. Среди реализуемых мер — поддержка выхода кластеров на внешние рынки с привлечением торгпредств и с использованием возможностей двусторонних межправкомиссий, содействие их взаимодействию с институтами развития и компаниями с госучастием.

В частности, в рамках взаимодействия с госкомпаниями предполагается достижение соглашений по расширению масштабов поставок инновационной продукции участниками кластеров, развитию на их территории системы поставщиков, выстроенной под потребности крупных компаний, формированию исследовательских консорциумов, осуществляемому с участием университетов и научных центров кластера и компаний. Кроме того, министерство продолжит содействовать развитию сформированных и вновь создаваемых кластеров Санкт-Петербурга, Пермского края, Свердловской области и ряда других регионов.

— В одном из недавних выступлений заместитель министра экономического развития О. В. Фомичёв отмечал, что усилия государства, направленные на то, чтобы использовать крупные компании с госучастием для поддержки инновационного роста, не привели к желаемым результатам. Государство как акционер намерено менять модель работы с такими компаниями?

— Весной прошедшего года правительством было принято решение о включении в состав KPI госкомпаний показателей, связанных с достижением ими целей инновационного развития. В соответствии с принятыми решениями не менее 20–25 процентов величины премирования основных менеджеров госкомпаний стало определяться этими показателями. Соответствующие KPI уже утверждены советом директоров госкомпаний, и это должно стать по-настоящему значимым стимулом к приоритизации менеджментом инновационной деятельности в рамках бизнес-планирования.

Одновременно в течение 2016 года всеми крупнейшими госкомпаниями были утверждены программы инновационного развития, пришедшие на смену программам, разработанным ими в 2011–2012 годах. Они направлены на решение задач технологической модернизации, перехода к выпуску продукции нового поколения и предусматривают механизмы кооперации с университетами, научными организациями, инновационными территориальными кластерами и технологическими платформами, малым и средним бизнесом.

Разработка программ инновационного развития сопровождалась проведением технологического аудита, направленного на сопоставление эффективности системы управления инновациями, технологических и производственных процессов в российских компаниях и их зарубежных аналогах. Это позволило ориентироваться на лучшие практики и задавать высокую планку движения к лидерским позициям. К экспертизе разрабатываемых программ инновационного развития госкомпаний было привлечено более ста человек, представляющих федеральные органы исполнительной власти, бизнес, научные организации и институты развития, что позволило обеспечить их качественную и независимую проработку. При этом формализованная оценка качества разработки и реализации программы инновационного развития стала занимать порядка четверти в составе «инновационного компонента» KPI менеджмента, что дополнительно повышает внимание компаний к выполнению приоритетов.

Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться