Экономика № 3 Март 2017 — 01 марта 2017

Инновационные системы регионов России

Версия для печати 3419 Материалы по теме

Сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада. Его контуры только начинают проявляться в наиболее развитых странах мира, в первую очередь в США, Японии и КНР. Чтобы не отстать от лидеров новой экономики, Россия должна предпринять настоящий рывок. Соответствующий фундамент уже создается как на федеральном, так и на региональном уровне, однако его необходимо грамотно использовать.

По оценкам академика Е. Н. Каблова, в США доля производительных сил пятого технологического уклада составляет 60%, четвертого — 20%, а около 5% уже приходится на шестой технологический уклад. В России доля технологий пятого уклада в наиболее развитых отраслях составляет лишь 10%. Более половины технологий относится к четвертой ступени, а почти треть — и вовсе к третьей. Поэтому, когда политики говорят о новых рабочих местах, важно иметь в виду прежде всего необходимость создания инновационных производств последнего поколения.

Инновации составляют основу новой экономики, являются важнейшим средством улучшения функционирования хозяйственных систем, повышения производительности труда и в итоге — улучшения качества жизни населения. Во всех развитых странах государство отслеживает уровень развития инноваций и тенденции инновационной деятельности, создает законодательные основы поддержки соответствующей активности и защиты интеллектуальной собственности, обеспечивает условия для формирования инновационной инфраструктуры.

В этих целях в развитых странах создаются специальные агентства и центры. Яркий пример — Европейская сеть деловых инновационных центров (The European Business & Innovation Centers Network — EBN), которая осуществляет поддержку и развитие инновационной деятельности в малом и среднем предпринимательстве в странах Европейского союза. EBN была основана в 1984 году по инициативе Европейской комиссии, и в настоящее время в нее входит более 200 бизнес-инновационных центров, а также сходные по профилю организации (бизнес-инкубаторы, венчурные центры по всей Европе).

Эксперты из Института менеджмента инноваций НИУ «Высшая школа экономики» выделяют также селективную программу Companies of Scale (CofS) в Шотландии, которая была запущена в пилотном виде еще в 2005 году, а ее непосредственным оператором является государственное инновационное агентство Шотландии Scottish Enterprise (SE). Главная задача агентства — «вдохновлять» шотландские компании на инновации и успех, поощрять новаторский подход к созданию новых продуктов и услуг, помогать бизнесу в его движении к глобальному росту.

Инновационный центр «Сколково» и рейтинговое агентство «Эксперт РА» в исследовании «Руководство по созданию и развитию инновационных центров» приводят рейтинг эффективности центров инновационного развития (топ-35). Из российских центров в рейтинг включен лишь томский международный деловой центр «Технопарк», который был открыт в СССР в 1990 году. Ведущие мировые центры представлены в таблице.

Мы видим, что подобные центры создавались в разное время и работают не один год, но также понимаем, что не следует забывать о факторе времени: среда должна созреть. Многим известным технопаркам потребовалось 30–40 лет для того, чтобы достигнуть нынешнего высокого уровня.

В России

В настоящее время доля инновационной продукции в валовом внутреннем продукте России составляет только 5%, тогда как в развитых странах она достигает 40–60%. При этом доля высокотехнологичной продукции в общем российском экспорте достигает лишь 3%.

Приведем еще несколько цифр. Удельный вес расходов на НИОКР в ВВП развитых стран имеет тенденцию к стабилизации на уровне от 2 до 3%, и только два государства тратят на НИОКР более 4% ВВП: это Израиль и Республика Корея. В 2012 году расходы на науку в США составляли 2,78% ВВП, в Японии — 3,39%, в Германии — 2,88%. Расходы России на НИОКР составляют всего 1,12% ВВП (в СССР — около 4%).

В 2011 году Правительство РФ утвердило основной документ, определяющий траекторию развития инновационной системы на долгосрочную перспективу, — Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. За пять лет реализации стратегии создана инфраструктура национальной инновационной системы. В России работают следующие государственные институты поддержки инновационного предпринимательства: государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (государственная некоммерческая организация, образованная постановлением Правительства РФ), а также ОАО «Российская венчурная компания» и Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»), который обеспечивает формирование полного цикла инновационного процесса.

Таким образом, в стране есть все необходимые предпосылки для создания системы венчурного инвестирования, ориентированной на привлечение капитала в инновационный сектор российской экономики. Руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы О. Е. Бочаров отмечает, что из десяти самых востребованных сегодня профессий, пять лет назад половины просто не существовало. Отсюда следует важный вывод: если те, кто сегодня создает инновационную среду, в той или иной мере будут справляться со своей работой, то человеческий капитал (как одна из главных составляющих российских инноваций) сделает все остальное.

Республика Татарстан

Как и федеральный центр, региональные власти заняты созданием собственных инновационных систем. Очевидно, что универсального набора политических действий для создания таких систем на региональном уровне не существует. Тем не менее ключевые составляющие остаются неизменными. Остановимся на некоторых примерах.

Татарстан занимает первые места в рейтингах инновационного развития субъектов РФ. Эксперты Всемирного банка, анализируя развитие инноваций в республике, пришли к следующим выводам: здесь существуют серьезные экономические основания для поддержки инноваций региональными властями, а региональная инновационная система характеризуется высококачественными связями между фирмами, исследовательскими институтами, университетами, общественными учреждениями и другими заинтересованными сторонами.

Закон «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» принят в 2010 году, и сегодня ему отводится ключевая роль в формировании нормативной правовой базы региональной модели государственного регулирования инновационной сферы. Ежегодно правительство региона заслушивает доклад «Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан», составляется рейтинг инновационности предприятий. В Татарстане также действует долгосрочная целевая программа «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013–2020 годы».

Принят инновационный меморандум Республики Татарстан — документ, определяющий механизм и основные макроэкономические показатели реализации стратегии инновационного развития Республики Татарстан на среднесрочную перспективу, устанавливающий приоритетные направления инновационной деятельности и приоритетные виды инновационных продуктов. В республике был создан специальный коллегиальный орган — республиканская комиссия по содействию развитию конкуренции. По результатам Национального рейтинга 2016 года Республика Татарстан второй год подряд объявлена регионом-лидером, обеспечившим наиболее благоприятные условия для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

На сегодняшний день инновационная инфраструктура республики включает в себя целый ряд элементов.

1. Две особые экономические зоны — промышленно-производственного типа «Алабуга» и технико-внедренческого типа «Иннополис». Иннополис — город, который входит в Казанскую агломерацию. Он спланирован архитекторами из Сингапура и рассчитан на 150 тысяч жителей. В городе расположены одноименные университет и особая экономическая зона. Идею создания в пригороде Казани инновационного центра впервые озвучил Президент Татарстана Р. Н. Минниханов в 2010 году.

2. Технополис «Химград» — современный индустриальный парк, расположенный в Казани, его площадь составляет 131 гектар, а площадь зданий и сооружений превышает 500 тысяч квадратных метров. Резидентами площадки являются компании малого и среднего бизнеса, занятые в области малотоннажной химии, переработки полимеров, нанотехнологий, ресурсосбережения и энергоэффективности, медицинских технологий.

3. Сеть технопарков, наиболее значимыми из которых являются инновационно-производственный технопарк «Идея», технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк», технопарк АО «КНИАТ».

4. Индустриальные парки, самый крупный из которых — камский индустриальный парк «Мастер».

5. Центр нанотехнологий Республики Татарстан.

Санкт-Петербург

За разработку и реализацию государственной политики Санкт-Петербурга в сфере инвестиционной, единой инновационной политики, промышленности и агропромышленного комплекса отвечает Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. Совместно с Комитетом по информатизации и связи он разработал портал «Инновационный Санкт-Петербург», призванный стать универсальным инструментом взаимодействия участников инновационной системы города. Портал уже успел внести вклад в создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, оказание информационной поддержки субъектам промышленности Санкт-Петербурга, сопровождение инновационных проектов компаний на всех этапах их реализации.

В июне 2014 года Правительство Санкт-Петербурга утвердило государственную программу «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге» на 2015–2020 годы.

Калужская область

В 2012 году в Калужской области при поддержке правительства создано ОАО «Агентство инновационного развития — Центр кластерного развития Калужской области» (ОАО «АИР-ЦКР»). Сегодня центр функционирует как системный координатор инфраструктуры поддержки и развития инновационного деятельности в Калужской области, осуществляет сопровождение инновационных проектов от момента их зарождения до выхода на проектные производственные мощности.

Основными целями деятельности ОАО «АИР-ЦКР» являются содействие инновационному развитию Калужской области, формирование благоприятной среды для возникновения и реализации инноваций, повышение конкурентоспособности региональных компаний, создание экосистемы развития инновационного бизнеса в регионе. Руководство Калужской области поставило перед центром следующие задачи: привлечение прямых инвестиций для развития инновационной деятельности в регионе; формирование на территории Калужской области инновационных кластеров и развитие технопарков в сфере высоких технологий; содействие инновационным предприятиям и проектам, носителям идей в получении услуг в сфере маркетинга, сертификации, лицензирования, патентования, финансирования инновационных проектов, в поиске партнеров при зарождении, формировании и реализации проектов.

С первого дня работы агентство было ориентировано на взаимодействие в рамках национальной инновационной системы с институтами развития РФ («Российская корпорация нанотехнологий», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другие) и привлечение их финансовых ресурсов. Агентство играет свою роль и в международном сотрудничестве Калужской области в сфере инновационной деятельности, и в формировании инновационного имиджа области.

Правительство Калужской области делегировало агентству важную миссию — стимулирование начинающих инноваторов, вовлечение их в инновационную предпринимательскую деятельность. Оказание услуг по поиску и подбору бизнес-партнеров для малых инновационных предприятий и проектов, проведение маркетинговых исследований, предоставление помещений и оборудования в аренду, продвижение продукции малых и инновационных предприятий и проектов на региональных и зарубежных рынках — все это также функция ОАО «АИР-ЦКР».

Ульяновская область

Наноцентр Ulnanotech, расположенный в Ульяновской области, вошел в число лидеров при оценке эффективности 14 российских технопарков. Основная задача наноцентра — запуск и коммерциализация инновационных проектов. Ульяновский наноцентр финансирует инновационно-технологические стартапы, организует бизнес в инновационной сфере, осуществляет частичное замещение проектных команд стартапов, а также ставит перед собой задачу коммерциализации ОКР (опытно-конструкторская разработка), «упаковки» проектов в расчете на активизацию рынка передовых технологий с использованием всего спектра инструментов — от лицензирования до продажи технологий. Основной формой участия наноцентра в венчурном бизнесе является софинансирование в обмен на долю в бизнесе (как правило, 49%). При этом формы участия различны: возможен вклад в уставный капитал, закупка оборудования (с последующей сдачей в аренду и выкупом), экспертиза и анализ проекта.

В Ульяновской области начата реализация проекта «Сантор», предполагающего строительство с нуля города европейского типа с особой экосредой, способной дать импульс для формирования промышленности будущего, основанной на технологических знаниях. Строительство технологической долины уже началось: она объединит проекты «Технокампус 2.0» и наноцентр. Строительство города будет осуществляться с участием международных экспертов и предпринимателей.

Некоторые выводы

Авторы упомянутого выше исследования «Руководство по созданию и развитию инновационных центров» отмечают, что все проекты инновационных центров в мире возникли в результате глубоких кризисов и осознания того, что только инновации могут помочь преодолеть трудности. В этом смысле России, безусловно, есть с кого брать пример.

К слову, в исследовании содержатся и рекомендации при создании инновационных центров: эффективная PR-поддержка, сильный бренд инновационного центра, политическая воля и наличие долгосрочной стратегии его развития, которую государство (или местные власти) готово планомерно реализовывать. Кроме того, необходимы устойчивая бизнес-модель управляющей компании; ее способность обеспечить финансовую самодостаточность и генерировать прибыль; независимость компании от учредителей инновационного центра (государства, университетов) в принятии решений; формирование руководящих органов инновационного центра из профессионалов с бизнес-опытом; правильное определение конкурентной ниши инновационного центра по отношению к другим инновационным центрам; привлечение крупных высокотехнологичных корпораций как составной части инновационной экосистемы и якорных инвесторов; правильное определение приоритетных направлений деятельности (приоритетных областей технологического развития) с учетом местных преимуществ и условий.

Среди факторов, препятствующих успеху инновационных центров, эксперты выделили чрезмерное внимание к материальной инфраструктуре в ущерб нематериальным услугам, привлечению сильных кадров и проектов; недостаточно высокий профессиональный уровень специалистов, привлекаемых к работе в управляющей компании; недостаточное внимание к PR и формированию сильного бренда инновационного центра.

Сегодня наряду с регионами, демонстрирующими успехи в области создания инновационных систем, существует немалое количество субъектов РФ, предметно не занимающихся соответствующей проблематикой. Очевидно, что назрела необходимость в обмене накопленным опытом в сфере создания благоприятной среды развития инноваций, в активном распространении лучшей практики. И федеральные власти, и руководство регионов по-прежнему находятся в поиске новых моделей экономического роста. Представляется, что ставка на укрепление инновационной составляющей существующих отраслей и на формирование новой экономики, основанной на современных технологиях, позволила бы добиться опережающих темпов развития, столь необходимых стране.

В. Д. ДЗГОЕВ

Таблица. Топ-10 мировых центров инновационного развития

Позиция в рейтинге

Центр

Страна

Годы основания

1

Бангалор (India Silicon Valley Bangalore)

Индия

1990-е

2

Исследовательский парк Идеон (Ideon Research Park)

Швеция

1983

3

Исследовательский парк города Йокосука (Yokosuka Research Park)

Япония

1987

4

Исследовательский парк Киото (Kyoto Research Park)

Япония

1987

5

Кэндал Сквер (Массачусетс) (Kendall Square)

США

1990-е

6

Научный парк города Синьчжу (Hsinchu Science and Industrial Park)

Тайвань

1980

7

Технологический парк Берлин-Адлерсхоф (Berlin Adlershof)

Германия

1991–1992

8

Технополис Оулу (Technopolis Oulu)

Финляндия

1982

9

Кремниевая долина (Южный Сан-Франциско, район Пало-Альто, район Сан-Диего) (Silicon Valley (Palo Alto, San Diego, Sth San Francisco))

США

1950-е

10

Кремниевая долина Израиля (Silicon Wadi)

Израиль

1990-е

Источник: Эксперт РА.

Поделиться