Сбои в единой информационной системе (ЕИС) в январе практически парализовали работу заказчиков. На тематических форумах и в социальных сетях пользователи жаловались на невозможность разместить в ЕИС планы и планы-графики и дозвониться до специалистов техподдержки, за которую отвечает Минэкономразвития РФ. Проблема спровоцирована новыми правилами планирования закупок и включением финансового контроля в соответствии с частью 5 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ. Для решения проблемы Правительство Москвы предложило использовать региональные закупочные системы в дополнение к ЕИС.
Пик жалоб заказчиков на невозможность разместить в ЕИС планы и планы-графики, а соответственно, провести закупки пришелся на январь. С такими глобальными проблемами в работе информационной системы в сфере закупок заказчики не сталкивались уже с 2006 года. Тогда сайт для размещения информации о заказах для государственных и муниципальных нужд (zakupki.gov.ru) запускался впервые.
Основная причина сбоев ЕИС заключается в большом объеме информации. С 2017 года в системе появились новые пользователи (МУПы и ГУПы), заработали и новые процедуры (публикация планов и планов-графиков), в итоге она попросту не выдержала.
Проблемы с ЕИС привели к сокращению объемов закупок в начале текущего года. Как отметил генеральный директор Единой электронной торговой площадки (ЕЭТП) А. А. Емельянов, в январе 2015 и 2016 годов только на одной площадке госзаказчики объявляли почти 10 тысяч закупочных процедур объемом примерно 20 миллиардов рублей. Для сравнения: по итогам января 2017 года объявлено и опубликовано в ЕИС лишь 1,6 тысячи процедур с объемом чуть меньше 9 миллиардов рублей. «Число госзакупок сократилось в семь раз, а бизнес не получил
Москва пожаловалась на работу ЕИС
На проблемы с ЕИС обратил внимание и мэр Москвы С. С. Собянин, который решил поднять вопрос о работоспособности ЕИС на уровне Правительства РФ. В письме премьер-министру РФ Д. А. Медведеву мэр столицы сообщил о «регулярных технических сбоях в работе ЕИС, препятствующих публикации сведений о госзакупках и контрактах, что влечет к их срыву». Он предложил вывести из-под прямого действия ЕИС города федерального значения, а также субъекты РФ с объемом закупок более 100 миллиардов рублей.
По словам руководителя Департамента Москвы по конкурентной политике Г. В. Дёгтева, более полутора тысяч контрактов отправлено московскими заказчиками на регистрацию в ЕИС. «Однако технические сбои в работе федеральной системы не позволяют городским заказчикам своевременно осуществлять закупки необходимых товаров, работ и услуг для исполнения социальных обязательств», — сообщил Дёгтев на специально организованном круглом столе в МИА «Россия сегодня». «Из-за сбоев в работе ЕИС невозможна своевременная публикация планов закупок и планов-графиков, что является обязательным с 1 января 2017 года, — высказал озабоченность руководитель департамента. — Мы не получили из системы извещений о публикации 134 планов и 338 планов-графиков закупок». Как считает Дёгтев, прозрачность закупочных процедур начинается с этапа планирования и технические сбои не должны быть препятствием для обеспечения прозрачности закупок. Их публикация в системе напрямую связана с открытостью закупочных процедур для представителей бизнеса.
Озабоченность Правительства Москвы сложившейся ситуацией более чем понятна. Ведь ежегодный совокупный объем закупок Москвы составляет практически 500 миллиардов рублей. «Получается, что каждый десятый рубль, который вовлекается в государственные закупки, принадлежит Москве», — подсчитал Дёгтев. На сегодняшний день в системе закупок Москвы участвуют 2,5 тысячи заказчиков и 9,5 тысячи участников контрактных отношений. В столице более десяти лет работает Городская корпоративная система закупок (ЕАИСТ), которая прошла тщательную проверку и доказала свою эффективность. Ее функции в чем-то схожи с ЕИС, вместе с тем есть и дополнительные, которые необходимы для согласования закупок ведомств, финансового контроля, санкционирования оплаты по контрактам. По словам Дёгтева, этот ресурс способен не только обеспечить своевременное планирование и исполнение контрактов, но и проведение закупок по единым правилам. При этом предполагается, что сведения о закупках будут отображаться как в ЕИС, так и на портале поставщиков Москвы.
По словам заместителя руководителя Департамента информационных технологий Москвы А. В. Горбатько, для плотной интеграции региональных систем и ЕИС сегодня никаких препятствий нет. «Технически региональные системы могут стать своеобразным продолжением или расширением функционала федеральной системы. К этому функционалу могут подключиться и электронные торговые площадки, на которых можно было бы публиковать информацию о торгах», — считает Горбатько.
Позицию Москвы полностью поддержал директор Ассоциации электронных торговых площадок И. Д. Димитров. Он считает, что за прошедшие несколько лет закупочная система остановилась в своем развитии, в связи с чем сегодня и всплыли проблемы, с которыми столкнулся и бизнес, и государство. «Механизм, который московские власти предлагают для решения проблемы с федеральной информационной системой закупок, представляется нам грамотным и своевременным. При этом главное условие перехода на региональную площадку мы видим в том, чтобы все процедуры были доступны и бизнесу, и общественности», — отметил исполнительный директор. Он также подтвердил, что технических проблем с дублированием функций не возникнет, так как площадки, госструктуры и ЕИС полностью синхронизированы.
Чтобы ЕИС не «упала»
«Любая информационная система падает, — высказал свое мнение омбудсмен по закупкам С. В. Габестро. — Концентрируя юридически значимые действия на одной площадке, государство уходит в зону риска неисполнения своих социальных обязательств перед гражданами». Он, также как и Димитров, считает, что работа ЕИС из года в год не совершенствуется, а становится только хуже. «Ничего не изменится, даже если поменяются операторы системы. ЕИС идеальна только в абсолютной модели, но в жизни она не применима», — вынес свой вердикт омбудсмен. Он предложил все юридически значимые действия, которые проходят на ЕИС, перевести в разрозненные информационные системы. При этом сайт ЕИС должен остаться центром данных или аналитическим модулем для мониторинга и контроля действий заказчиков. «Но это должны быть именно данные, а не сбор файлов, объявлений и всего остального, что сегодня там можно увидеть», — подчеркнул Габестро. Кроме того, он отметил, что помимо региональных информационных систем торги и сервисы можно сосредоточить на электронных торговых площадках, которые работают гораздо устойчивее, чем ЕИС.
Эксперты также высказали сомнения, что без глобального решения возникших проблем ЕИС она вряд ли справится с еще одной нагрузкой. Как известно, сейчас на рассмотрении в Государственной думе РФ находится законопроект о полном переходе на электронные торги. Таким образом, нагрузка на ЕИС может вырасти еще в десятки раз. В системе должны будут регистрироваться все участники закупок: на сегодняшний день одних только заказчиков насчитывается около 300 тысяч. Выдержит ли ЕИС еще десятки тысяч пользователей — большой вопрос.
О. В. ИЗУТОВА
Необходимо увеличить роль региональных систем
Прокомментировать ситуацию вокруг ЕИС мы попросили председателя Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Дмитрия Игоревича САЧКОВА.
— Дмитрий Игоревич, Москва забила тревогу по поводу нестабильной работы единой информационной системы. Вы разделяете эти опасения?
— Мы не понаслышке знаем о тех проблемах, с которыми столкнулась Москва и полностью разделяем позицию столичных властей. Считаем, что в самое ближайшее время необходимо принять решительные меры по разрешению сложившейся ситуации. Сегодня проблемы, связанные с отсутствием возможности осуществлять закупочные процедуры, накапливаются как снежный ком.
Начиная с января 2017 года государственные заказчики Санкт-Петербурга не могут разместить планы-графики. Мы ежедневно получаем десятки, а порой и сотни обращений на номера телефонной горячей линии и в «хэлп дэск» — это наш ресурс оказания технической поддержки пользователям. Специалисты Комитета по госзаказу и подведомственного ему учреждения почти круглосуточно исправляют в ручном режиме ошибки, которые выдает система.
— Поддерживаете ли вы предложение Правительства Москвы: разрешить городам федерального значения, а также субъектам РФ с объемом госзакупок более 100 миллиардов рублей в год использовать собственные интернет-порталы, не зависящие от ЕИС.
— В регионах действительно существуют свои информационные системы, представляющие собой логический механизм учета, планирования и исполнения предписанных законом закупочных операций. Однако мы не считаем правильным отказ от взаимодействия с ЕИС. Я уже неоднократно говорил о том, что это будет противоречить принципу единого экономического пространства на территории Российской Федерации. Санкт-Петербург предлагает дать приоритет региональным системам: созданные в региональных информационных системах документы должны в соответствии с законом быть опубликованы в ЕИС. Если интеграция данных невозможна, необходимо опубликовывать в ЕИС подписанный первичный документ в качестве копии, зарегистрированной в личном кабинете заказчика в ЕИС. Таким образом, мы выступаем за увеличение роли региональных систем для работы государственных заказчиков.