№ 3 Март 2017 — 01 марта 2017

Исключить возможности для махинаций

Версия для печати 1460 Материалы по теме
Исключить возможности для махинаций

В конце февраля на площадке МИА «Россия сегодня» состоялась IV Национальная практическая конференция «Внутренний контроль и аудит в России», организованная Национальным объединением внутренних аудиторов и контролеров.

Президент НП «НОВАК» А. С. Русакова, открывая конференцию, рассказала о деятельности объединения по реализации положений резолюции, принятой на предыдущей конференции, состоявшейся годом ранее. В частности, по инициативе НОВАК на площадке открытого правительства сформирована рабочая группа из представителей государственных органов и бизнеса по совершенствованию законодательства в области внутреннего контроля и аудита. Как отметил член открытого правительства, председатель упомянутой рабочей группы Ю. Ю. Берестнев, это профессиональное объединение ни в коей мере не будет соперничать с аналогичными рабочими группами, функционирующими при других заинтересованных структурах, ее задача — поддержать и продвинуть те наработки, которые уже сделаны коллегами. Так, члены рабочей группы подготовили и направили в соответствующие ведомства комментарии и предложения к законодательным актам в сфере внутреннего контроля и аудита, а также разработали глоссарий терминов, применяемых специалистами этой области государственного управления.

Кроме того, в результате деятельности НОВАК создана комиссия по профессиональным квалификациям в области внутреннего контроля и внутреннего аудита при совете по профессиональным квалификациям финансового рынка. Комиссия курирует апробацию и внедрение профессиональных стандартов «Специалист по внутреннему контролю» и «Внутренний аудитор». Следует отметить, что профстандарт «Специалист по внутреннему контролю» уже прошел апробацию, в ходе которой независимую оценку квалификации получили 200 специалистов.

Миссия скорректирована

В рамках сессии «Государственный финансовый контроль и внутренний контроль компании: пути совершенствования и сближения» заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов отметил, что институты внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего контроля необходимо развивать параллельно, так как государственные контролеры никогда не сумеют рассмотреть и решить весь спектр имеющихся проблем.

Что касается развития Федерального казначейства как контролирующего органа, то с передачей ведомству функций упраздненного Росфиннадзора и с началом осуществления не только предварительного и текущего, но и последующего контроля изменилась миссия казначейства. «Мы рассматриваем контроль как инструмент, позволяющий достигать запланированный результат. И фактический итог использования бюджетных средств должен равняться запланированному, если он был запланирован правильно», — подчеркнул Демидов. Переходя к государственным закупкам, на долю которых приходится 70% бюджетных расходов, докладчик отметил, что контроль должен быть построен таким образом, чтобы у заказчика не было даже возможности провести неправильную, незаконную операцию.

Контроль должен начинаться с контроля обоснованности бюджетных ассигнований, продолжаться на этапе утверждения планов и планов-графиков закупок. Далее необходимо оценивать правильность формирования Н(М)ЦК. Несмотря на то что методы определения цены регламентированы, существует масса возможностей для махинаций со стороны заказчиков. К примеру, один из госзаказчиков, формируя Н(М)ЦК закупки целлофановых пакетов методом запроса коммерческих предложений, запросы направил не производителям, а поставщикам, получив при этом цены, в три раза превышающие среднерыночные. В конкурсной процедуре участвовали аффилированные компании, одна из которых снизила цену. В результате все процедуры были соблюдены, но казначейская проверка показала, что реально заказчик мог затратить на закупку целлофановых пакетов на 70 миллионов меньше, чем фактически израсходовал. Рискоемким является и процесс заключения контракта. Контролеру необходимо понимать, кто является исполнителем контракта, какая у него история.

Еще один аспект — исполнение контракта. И здесь благодаря слиянию Федерального казначейства и Росфиннадзора появились новые возможности для контроля. Оплата платежных документов, которые уже все научились правильно составлять, теперь может проходить после выхода контролеров на место в целях подтверждения фактической поставки товаров, работ и услуг. Но здесь для казначейства есть большой риск: одно дело — убедиться в факте поставки краски нужного цвета и в нужном объеме, другое — подтвердить, что построены именно оговоренные контрактом конструкции моста. «Для проведения технологического контроля существуют специальные контрольные органы. И задача казначейства — в нужный момент организовать такой совместный контроль. Такой контроль необходим для того, чтобы каждый, кто работает с государственными деньгами, понимал: возможностей для махинаций нет», — отметил заместитель руководителя казначейства.

Большая уборка

Одно из направлений деятельности Федеральной антимонопольной службы — контроль за определением тарифов естественных монополий. Реализуя эту сравнительно новую функцию, ФАС выступает за замораживание тарифов в случаях, когда это возможно, и повышение качества их экономического обоснования. По словам статс-секретаря — заместителя руководителя ФАС А. Ю. Цариковского, многие высокие тарифы обусловлены большими, не всегда оправданными издержками компании. Сотрудники службы сталкивались со случаями, когда в тарифы по вывозу мусора закладывались расходы на вывоз мусора на военных машинах — полуторках, которые расходуют бензин в значительно больших объемах, чем современные транспортные средства. Другой монополист и вовсе заложил в тариф закупку вина. По мнению представителя ФАС, именно службы внутреннего аудита компаний должны навести порядок в этом вопросе. «Я знаю, что, когда естественные монополии налаживали работу внутреннего контроля и внутреннего аудита, они прибегали к услугам международных аудиторов. С их помощью нашли столько мусора, так почистили свой дом, что в результате значительно увеличили свою прибыль», — сказал он.

Почему не работает?

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит главных администраторов бюджетных средств пока не заработали в полную силу. Начальник инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности Счетной палаты Ю. Е. Назаров озвучил результаты анализа состояния внутреннего финансового аудита 102 администраторов средств федерального бюджета за 2015 год. Счетная палата РФ провела оценку организации аудиторских подразделений, оценку их подотчетности, штатной численности, структуры проверок, уровня взаимодействия с органами государственного контроля.

Как определила Счетная палата, у 43 главных администраторов средств федерального бюджета аудит либо не был создан, либо не проводился на должном уровне. Были названы и причины того, что ВФА не стал действенным инструментом управления. В частности, такая ситуация складывается из-за того, что осуществление ВФК и ВФА в соответствии с бюджетным законодательством остается отдельным бюджетным полномочием и не является базовым элементом управления организацией. Свою роль играет и инертность главных администраторов: они не желают отказываться от системы ведомственного контроля, которая была сформирована еще на этапе их становления. Кроме того, руководителями ведомств аудит в практической жизни не используется. Хотя Счетная палата не раз ставила вопрос о том, что подразделения ВФА должны напрямую подчиняться руководителю.

Как отметил представитель СП РФ, по результатам доклада председателя Счетной палаты РФ о результатах оценки эффективности ВФА на заседании президиума Совета при Президенте РФ правительству поручено дополнить правила осуществления ВФК и ВФА главными администраторами средств федерального бюджета положениями, направленными на повышение действенности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Работа в данном направлении в настоящее время ведется.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться